Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нужны ли Украине публичные интеллектуалы?

Новоевропейская цивилизация сумела существенно опередить все другие цивилизационные «материки» в развитии именно потому, что оптимальным образом задействовала колоссальный ресурс, который представляет собой разумность, рациональность
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Несмотря на все изменения на украинской политической арене, для большинства властных политических сил, а тем более для нынешней так называемой оппозиции все эти люди — что-то наподобие неминуемой беды, которую следует минимизировать, — путем запугивания, блокирования деятельности, вытеснения из страны, а иногда даже с использованием «методов физического влияния». Самые хитрые политики, впрочем, считают, что эти люди являются чем-то вроде общественных лекарств: горьких, но крайне необходимых в критических ситуациях, и поэтому время от времени предоставляют им какие-то трибуны, общаются с ними, а затем, когда самым хитрым мерещится, будто бы ситуация нормализовалась, будто бы все в порядке, бесцеремонно отодвигают назад, в их гетто. Ну, а гениальные политики... Впрочем, в Украине такие, кажется, в нынешнем парламенте и правительстве отсутствуют, а следовательно никто из тех, кто имеет власть или на нее претендует, не считает честью для себя личную дружбу с такими людьми. Потому что эти люди не имеют больших состояний и не живут в имениях с крытыми плавательными бассейнами и сотнями гектаров сада; но в то же время они не являются ни маргиналами, ни лекарствами, это — общественные врачи-диагносты, и социальное здоровье не в последнюю очередь зависит от того, занимают ли они в той или иной стране достойное своей миссии и квалификации место.

Речь идет о публичных интеллектуалах.

Кто они такие, каковы их истинные признаки? В целом, «публичные интеллектуалы — это люди умственного труда, которые имеют определенное публичное имя и авторитет и наделены достаточной отвагой и компетентностью высказываться публично по самым разнообразным общественно важным вопросам. В этом смысле они являются определенной общественной институцией — институцией гражданского общества, которая: а) дает в популярной форме профессиональную оценку проблем и путей их решения; б) устанавливает определенную иерархию этих проблем, структурирует их в общественном сознании; и в) задает обществу не только интеллектуальные, но и определенные моральные стандарты мышления и поведения».

Это определение феномена публичных интеллектуалов несколько лет назад дал один из тех, кто очевидно претендует на место в их первых рядах, когда речь идет об Украине, и кто, кажется, сегодня более известен на Западе, чем на Родине, — Николай Рябчук.

Необходимость наличия сообщества публичных интеллектуалов — это не чья-то прихоть. Новоевропейская цивилизация сумела существенно опередить все другие цивилизационные «материки» в развитии именно потому, что оптимальным образом задействовала тот колоссальный ресурс, который представляет собой разумность, рациональность. Впоследствии это у нее творчески переняли некоторые другие региональные цивилизации, и не только саму потребность включения рациональности как внутренней составляющей во все общественно значимые сферы деятельности, но и способ институциализации такого рацио — в лице независимых интеллектуалов и их сообществ. «В любом деле должен быть задействован не только ресурс власти, богатства, силы, но и ресурс разумности, соответствующей интеллектуальной выучке и профессиональной компетентности. Только когда этот ресурс становится полноправным участником любого дела, определяющим его ход, само дело становится цивилизованным. Причем ум здесь следует рассматривать не как индивидуальную способность рассуждения, а как продукт интеллектуальной культуры человечества, которая олицетворена в личности независимого компетентного интеллектуала», — пишет об этом президент Украинского философского фонда и главный редактор журнала «Філософська думка» Сергей Пролеев. Другими словами, свободный интеллектуал — это движущая сила цивилизации, начиная с перехода от Средневековья до Новых времен.

Как отмечают эксперты, при этом развитие интеллектуального труда и главного его непосредственного воплощения — науки — должны быть максимально дистанцированы от текущих политических прихотей и непосредственного государственного контроля. Это выглядит, на первый вигляд, парадоксально, но эффективное развитие национального государства как модерного явления возможно лишь тогда, когда это государство позволяет и поощряет свободный интеллектуальный поиск, который сам определяет свои задачи, независимо от чиновников и бизнесменов. А вдобавок еще и стимулируется развертывание организованного «нежестким» способом коммуникативного единства, научно-интеллектуального сообщества, также максимально огражденного от чиновничества.

Следовательно возникает вопрос о том, каким образом осуществляется влияние общественно значимого рацио, олицетворенного в деятельности интеллектуалов, на жизнь всего общества. Одним из важнейших институтов оказания такого влияния всегда был и есть сегодня университет, автономия которого в европейской традиции прямо связана с автономией свободного ума от текущих социальных и политических предписаний. Как отмечает академик Мирослав Попович — также один из тех, кто законно входит в число ведущих украинских интеллектуалов, — «есть у нас высшие учебные заведения, в которых профессура занимает ведущее место, но у нас нет такой традиции, которая была свойственна университетским городам Европы. Когда университет был центром и остается центром интеллектуальной, в частности, вообще духовной жизни. В университет шли по окончании своей карьеры где-нибудь на государственном поприще, часто даже генералы и банкиры, но это уже было сменой занятия, и они часто приглашают и сейчас действующих политических деятелей, а это для политика честь, что его пригласили в университет». Впрочем, по большому счету, в Украине отсутствуют и университеты как таковые — ведь ни их структура, ни их статус, ни их финансирование не удовлетворяют тем нормам, которые сегодня существуют по всему миру.

Не менее важна другая сфера институциональной публичности интеллектуальной деятельности — масс-медиа. С момента возникновения печатных журналов появляются издания, которые становятся площадками для шлифовки достижений свободного ума, для апробации идей, которые намного опережают свое время и для популяризации того, понимания чего требует массовая аудитория. Классическим примером последнего варианта использования СМИ стала публикация 85 статей под общим названием «Заметки федералиста» (The Federalist Papers) в поддержку ратификации Конституции США, которые выходили в свет с октября 1787 по август 1788-го в нью-йоркских газетах The Independent Journal и The New York Packet. Авторами этих текстов были выдающиеся интеллектуалы и политические деятели эпохи первой Войны за независимость США Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон и Джон Джей. Что же касается Украины, то, скажем, инструментом, с помощью которого тогдашние ведущие интеллектуалы донесли до образованного общества идеи украинской национальной обособленности и необходимости государственной автономии, стала накануне Освободительной революции газета «Рада» (1906—1914 годы). А для поляков в послевоенное время изданием, которое коренным образом изменило установки интеллектуального и политического сообщества — как эмиграционного, так и в самой стране, фактически заложив основы новой Речи Посполитой — стал журнал Kultura (выходил с 1947 по 2000 год сначала в Риме, а затем в Париже), основателем, бессменным главным редактором и одним из авторов которого был Ежи Гедройц. Для Украины 1960-80-х и некоторое время в 1990-х подобную роль, хотя и с меньшим в силу обстоятельств влиянием, играл журнал «Сучасність», главными редакторами которого были такие известные интеллектуалы как Иван Кошеливец, Богдан Кравцов, Юрий Шевелев, Тарас Гунчак, Иван Дзюба...

Разумеется, времена меняются, поэтому в последние десятилетия печатные СМИ частично уступили свою роль площадок интеллектуального поиска и популяризации общественно значимых идей электронным СМИ — радио, телевидению и особенно интернету. Но от этого их миссия не исчезла.

Наконец, третья важнейшая институциональная форма влияния интеллектуалов на жизнь общества — это их консультативное участие в самых разнообразных проектах — от производственных до политических. Эта форма, возможно, менее публичная, чем две предыдущие, но здесь речь идет о непосредственном влиянии на конкретные общественные среды и конкретные процессы. Конечно, в последнем случае возникает опасность потери самостоятельности мысли, ее сервилизма, сведения к роли обслуживания чьих-либо текущих потребностей в обмен на опеделенное материальное состояние. Но серьезные политики такого класса, как Черчилль, де Голль, Рузвельт, Тэтчер или Рейган, умели ценить независимое мнение публичных интеллектуалов, а не подхалимаж интеллектуалоподобной высокооплачиваемой обслуги. К сожалению, не только в Украине, но и в современном мире вообще политиков такого класса пока не видно ...

Понятно, что общественно-исторические процессы трансформировали на протяжении последних десятилетий формы и способы деятельности публичных интеллектуалов. От написания едких памфлетов и проницательных эссе они в основном перешли к не менее едким выступлениям в радийных и телевизионных шоу, к ведению блогов в интернете, к съемкам в различных научно-познавательных программах и т. п. Однако, несмотря на эти изменения, сам феномен независимых публичных интеллектуалов остался весомым фактором развития современной цивилизации, и когда этими интеллектуалами пытаются пренебречь, то те или иные общества и страны подвергаются очень серьезной опасности.

А теперь от общих рассуждений перейдем непосредственно к отечественной практике. Нужно ли лишний раз доказывать, что на украинской территории с публичными интеллектуалами ситуация совсем не такая, какой должна была бы быть, если бы слова как бывших, так и нынешних чиновников о «европейском векторе развития» были чем-то большим, чем просто словами?

Впрочем, лучше я снова предоставлю слово компетентным экспертам, способным на основе собственного опыта сравнить украинский и мировой публичные интеллектуальные дискурсы. «Сам феномен «публичных интеллектуалов» предусматривает не только интеллектуальность, но и публичность, то есть во многом является явлением масс-медийным, прежде всего телевизионным, поскольку охват и влияние телевидения на порядок мощнее, чем всех других средств информации... Украинским публичным интеллектуалам хватает «интеллектуальности» — под этим углом они ничем не уступают своим российским, польским или другим коллегам ... Но им не хватает публичности, потому что их (и, вообще, всякий украинский — именно потому, что украинский) дискурс просто физически не проникает к большей части общества, — отчасти из-за упомянутой выше предвзятости медиа, а отчасти и из-за предвзятости, сформированной этими же медиа общества», — отмечал уже упомянутый Николай Рябчук, который провел на Западе за последние четверть века, пожалуй, не меньше времени, чем в Украине.

«В нынешней Украине режиму удалось значительно маргинализировать публичных интеллектуалов, вытеснить их почти полностью за пределы общественного мейнстрима, заменив своими «исполнителями» в ипостаси всевозможных «экспертов», «политологов» и т. п.», — так описал практику времен Януковича писатель Юрий Андрухович. Произошли ли с тех пор существенные изменения и какие?

«В украинской ситуации мы видим именно эту картину, когда разум является заложником и усердным слугой других, действительно мощных социальных сил — государства, денег, культурных стереотипов, насилия. В этом заключается глубокое отличие украинского общества от западной цивилизации, и вряд ли такая «самобытность» может радовать», — это снова оценка Сергея Пролеева, тоже высказанная еще при Януковиче. Как коллега по Институту философии НАНУ, могу подтвердить, что эта оценка трансформировалась ненамного; и если запрос со стороны части общества на независимый ум появился, и иногда интеллектуалам даже удается влиять на властные решения, то, по мнению Пролеева, запроса со стороны «верхних ступеней» социума пока нет.

Впрочем, не все настроены так стоически-скептически. «Евромайдан, кроме всего прочего, можно воспринимать также как фактически первую попытку формирования целостной прослойки украинской интеллектуальной элиты. Не потому, что эти люди появились только сейчас. А потому, что они получили уникальную возможность увидеть, сколько их, — отмечает литературный критик Евгения Нестерович. — Самое важное сейчас — не отступать, а глубже «влезать» в политическую жизнь страны, преодолевая отвращение, и продолжать строить этот альтернативный образ адекватной европейской Украины. Это не означает, что все должны занять административные должности или получить место в советах разного уровня. Это означает — сосредоточить пристальное общественное внимание на всех политических процессах... Писать об этом, снимать, рисовать, фотографировать, ставить спектакли, говорить со студентами, коллегами, читателями. Транслировать в мир в формате доступных, ярких, точных образов и смыслов ... Разливать теплый океан интеллектуалов на все сферы жизни страны».

Разумеется, все это окажется нелегким делом, поскольку интеллект — это всегда угроза для власти ничтожеств, под какими бы флагами последние не выступали. Но это нужно делать сейчас, несмотря на слишком незначительные сдвиги в отношении власти и основной массы политиков к интеллектуалам. Ведь иначе общественно-политические процессы пойдут в соответствии с совсем другой логикой. Еще в 2010 году писатель Сергей Жадан почти пророчески отметил: «В Украине... все социально-политические сдвиги так или иначе начинались с выступлений студентов и интеллектуалов ... Нужно просто переступить через собственные предубеждения и тщеславие, и выйти на улицу. Так или иначе, все самое важное в ближайшее время будет происходить не внутри «интеллектуальных кругов», а на улицах и площадях».

Но стоит ли доводить дело до этого?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать