Отлучение от Кореи
Дипломатические неудачи продолжают преследовать Россию. Самое обидное, что в недавних виноваты те на кого были самые большие надежды. Внешне вроде бы вместе с Москвой, но только, как говорится, до первого поворота. Проблема в том, что зигзагообразное движение выбрано именно Кремлем, поэтому и повороты встречаются буквально на каждом шагу.
В деле Скрипаля Москва очень рассчитывала на включение в расследование Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и свое подключение через исполнительный совет организации к расследованию. Активность на этом направлении была основана на твердой уверенности, что из 41 члена совета бывшие советские Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан проголосуют в московскую поддержку. Можно было рассчитывать на голоса Ирана, Китая, а также Венесуэлы, Кубы, Никарагуа, Пакистана и Сирии. Всего вместе с Россией 15 голосов, что создавало основу для проталкивания нужного Москве решения.
Ничего подобного не произошло. Союзнички и партнеры в последний момент в большинстве своем воздержались и необходимый Москве проект решения был провален. За него проголосовали только шесть стран — Россия, Иран, Китай, Азербайджан, Судан, Алжир. Понятно, что члены НАТО и Евросоюза голосовали против, вот остальные, вроде бы надежные, предпочли воздержаться.
Обиду в Гааге, где проходило заседание, и в Москве российские дипломаты не скрывали. Не очень понятно на что они рассчитывали, так как ситуация изменилась после высылки дипломатов и продолжает ухудшаться. Если Куба и Никарагуа вкупе с Венесуэлой предпочли, мягко говоря, отойти в сторону, то это очень неприятный признак. Получается, что инерция изоляции России не только не уменьшается, на что в Москве откровенно рассчитывали, а имеет тенденцию к усилению и углублению.
Голосование в ОЗХО произошло практически одновременно с еще один событием, высветившим значительное ослабление позиций России в Восточной Азии, конкретно — на Корейском полуострове. И причиной стала страна, к которой Москва очень хочет повернуться — Китай.
Председатель КНР Си Цзиньпин в телефонном разговоре с президентом США Дональдом Трампом выдвинул предложение о новом формате урегулирования на Корейском полуострове. Китайский лидер призвал создать четырехстороннюю структуру в составе Китая, Северной Кореи (КНДР), Южной Кореи и США для обеспечения мира между двумя корейскими государствами. Предложение Пекина также предусматривает подписание мирного договора между четырьмя странами, который заменит перемирие, которое положило конец Корейской войне 1950-1953 годов.
Характерно, что информация об этом распространило японское агентство Kyodo, сославшись на дипломатические источники, «близкие к отношениям между Вашингтоном и Пекином». Южнокорейская газета Donga-Ilbo пишет, что Си довел идею заключения мирного договора до северокорейского лидера во время своей сенсационной встречи с ним в Пекине 26 марта. Судя по тому, как Ким Чен Ын старательно записывал в блокнотик все, что говорил ему старший товарищ, возражений с его стороны не последовало. Их и быть не могло после пекинского эмбарго на торговлю с Северной Корей.
Одновременно китайская дипломатия хочет заручиться и согласием Южной Кореи принять ее мирную инициативу. В Сеуле побывал член политбюро ЦК Коммунистической партии Китая, член Госсовета (правительства) Ян Цзечи, по некоторым данным курирующий корейский вопрос. Он встретился с президентом Муном. В принципе в Южной Корее китайскую инициативу встретили положительно, но высказали некоторые оговорки. Как сказал представитель южнокорейского президента, «Нам потребуется время, чтобы установить, есть ли у Китая права на то, чтобы стать участником мирного договора».
Предложенный Си формат урегулирования в Корее не предполагает участия в нем ни Японии, ни России. В свое время США настояли на участии Токио в шестисторонних переговорах по ликвидации ядерного оружия на Корейском полуострове. Вроде бы тогдашний лидер Северной Кореи Ким Чен Ир предложил участие в них и России.
Какого-то определенного ответа на предложение Си Трамп пока не дал. В том числе и по составу участников. В Вашингтоне хорошо подумают над тем, стоит ли соглашаться на предложенный формат и состав участников. Япония была бы желательна для Вашингтона в переговорах, а вот Россия — нет. Судя по всему, и Пекин не слишком заинтересован в участии Москвы.
Китай хочет контролировать мирный процесс между двумя корейскими государствами. Без США это категорически невозможно, а вот попытаться вытеснить из переговоров, по крайней мере, Россию было бы желательно. Пекину гораздо проще прямо договариваться с Вашингтоном без отвлечения на других участников.
Как пойдет процесс, определится в ближайшее время после встречи Ким Чен Ына и Трампа в конце апреля. Северокорейский лидер, возможно без всякого желания, должен будет проявить конструктивность. Си Цзиньпин ему четко поставил задание.
Здесь нужно разделить юридическую и политическую плоскости. Формально мирный договор могут подписать стороны, участвовавшие в Корейской войне. Россия к ним не относится и перемирие в 1953 году не подписывала. Здесь Москве требовать просто нечего.
Однако, за юридической стороной просматривается политическая. Налицо желание исключить Москву от более широкого процесса урегулирования в Восточной Азии. И это не менее тревожный сигнал, чем неудача с голосованием в исполнительном совете ОЗХО. Явное пренебрежение статусом России, имеющей хоть и небольшую, но границу с Северной Кореей, исходит от Китая, на которого возлагаются надежды на прорыв дипломатической изоляции.
Более того, Пекин недвусмысленно указывает на подчиненную роль Москвы, и ее участие в корейском урегулировании будет происходить, если вообще будет это, в рамках определенных либо самой Поднебесной, либо по договоренности с США. В последнем случае это не слишком вероятно.
Все это есть следствие происходящего в отношениях России с внешним миром. Ничего хорошего не светит и после даже внешне положительные результатов встречи президентов России, Ирана и Турции. При ближайшем рассмотрении, очевидно, что это был саммит стратегических соперников, на какой-то период решивших сыграть общую партию.
Второй вывод состоит в том, что никакого поворота на Восток у России не будет, потому что она там не нужна никому — ни Китаю, ни Японии и, по большому счету, двум Кореям. Отсюда следует очень важное следствие.
Москва с каждым шагом, если хотите, с каждым днем будет ощущать все большую изоляцию. Ведь ближайшие соседи и партнеры Москвы на постсоветском пространстве и левацкие режимы Латинской Америки предпочитают как-то дистанцироваться от России. Хотя бы потому что британское расследование вполне может доказать российское участие в отравлении Скрипаля и его дочери. Применение, пусть и ограниченное, химического оружия — это очень плохо. Связь с таким государством токсична. Не удивительно, что в таком ряду никто оказаться не хочет.
В Москве прекрасно понимают, что попали в дипломатическую изоляцию, но тянут время. Вдруг кривая вывезет.