"Томагавкгейт" - новый этап американо-российских отношений?
Сразу после удара "Томагавками" по авиабазе Асада, в мире заговорили о новом этапе американо-российских отношений. Твитер Дмитрия Медведева разразился глубокомысленными рассуждениями о несамостоятельности Дональда Трампа и его уступках "вашингтонскому истеблишменту". Российские штатные эксперты принялись убеждать публику, что химическая атака, в которой погибло более восьмидесяти человек, была невыгодна в первую очередь Башару Асаду. А украинцы - да и европейцы - приветствовали решительные действия американского президента.
Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон отменил намеченный визит в Москву и пообещал предложить странам G7 ввести новые санкции против России. До тех пор, пока Кремль не откажется от поддержки "дамасского мясника". Ещё одним условием, после выполнения которого глава британского внешнеполитического ведомства готов поверить в благие намерения Владимира Путина, должен стать полный вывод российских войск из Сирии. Кроме того, по словам Джонсона, во время визита государственного секретаря Соединенных Штатов Рекса Тиллерсона в Москву, Кремлю будет представлена совместная позиция "Большой семерки" относительно происходящего в Сирии.
Что же касается Тиллерсона, британская The Sunday Times не исключает, что в ходе его предстоящего визита в Москву, российскому руководству могут быть выдвинуты обвинения. По данным СМИ, в США уже прорабатываются версии о том, что Россия могла быть причастна к химической атаке в сирийской провинции Идлиб. Телеканал CNN утверждает, что Пентагон ищет доказательства того, что РФ могла либо знать о готовящейся химической атаке, либо даже непосредственно принимала участие в ней. Также госсекретарь США планирует обвинить Россию в нарушении соглашения от 2013 года. Будет заявлено, что Москва пренебрегла своими обязательствами и ввела мир в заблуждение заверениями, что боевых отравляющих веществ в Сирии нет.
Российский МИД выступил с хамским заявлением, что слова британского министра иностранных дел Джонсона свидетельствуют о фундаментальном непонимании происходящего в Сирии. "Решение об отмене поездки Джонсона в Москву лишний раз подтверждает сомнения в наличии добавленной стоимости от разговора с британцами, которые по большинству актуальных проблем современности не имеют собственной позиции и реального влияния на ход международных дел, оставаясь "в тени" своих стратегических партнеров. Не считаем, что диалог с Лондоном нам нужен больше, чем ему самому". Что же касается визита Тиллерсона, то стандартов российской дипломатии хватило на зубоскаленье о том, что дальше Лаврова его все равно не пустят. Пусть, мол, едет. "Покажем ему кузькину мать!"
Первое, что сразу же бросается в глаза, так это тот факт, что химическая атака в Сирии полностью отвлекла внимание западных политиков от Украины. Срыв Минских договоренностей, фактическая политика по суверенизации оккупированных районов Донбаса - все это отошло на второй, а возможно и на двадцать второй план. Россия накануне встречи с главами внешнеполитических ведомств Соединенных Штатов и Великобритании создала очередной "кровавый повод" для переговоров. Как она им воспользуется - узнаем буквально через несколько дней.
Второе важное изменение, которое стало проявляться сразу после "кремлегейта", то есть вмешательства Кремля в американские выборы - это то, что Россия заняла прочное место в американской внутренней политике. Трамп, которого подозревают в связях с Кремлём, вынужден постоянно дистанцироваться от России. В связи с химической атакой против мирного населения в Сирии у Трампа появилась возможность показать свою жесткую позицию в отношении Владимира Путина. Это посыл в первую очередь его соотечественникам. Речь Трампа о "красных линиях Обамы" тут скорее лишнее подтверждение, что новый американский президент продолжает конкурировать с президентом ушедшим, а не с Россией и её лидером. Но у Владимира Путина есть своя "точка мачистости", свой наиглавнейший элемент внутренней политики - это Украина.
В связи с этим вспоминается ситуация в Крыму накануне оккупации. В тот момент, когда во всей Украине, особенно на юго-востоке, активисты Майдана подвергались преследованиям, избиениям, порче автотранспорта, в Крыму, куда с декабря вывозились документы из киевского СБУ, все было спокойно. Это казалось странным. Но теперь мы смело можем сделать вывод, что одна из тактик, применяемых Россией при подготовке спецопераций, состоит в том, чтобы не привлекать внимание к по-настоящему важным для себя целям. Для выживания путинского режима, для воздействия на свой электорат накануне президентских выборов Владимиру Путину важна только Украина. Похоже, Кремль затеял очередную "многоходовочку".
Российские пропагандисты уже заговорили об "ассиметричном ответе" в Украине. Так, выступая на Радио Свобода, российский политолог Сергей Марков в ответ на вопрос ведущего о том, собирается ли Россия помочь Асаду "еще круче", принялся рассуждать о том, как "киевская хунта" нарушает режим прекращения огня, обстреливает мирные кварталы". " Надо навести там порядок!" - сказал он. А дальше последовали непрозрачные намеки на "умиротворение украинского агрессора", "террористов Турчинова и Яценюка", а также необходимую смену власти в Украине, которой должны поспособствовать Соединенные Штаты. Оговорка по Фрейду? Больше похоже на речь шута короля - излюбленную тактику донесения до мира важной для Кремля информации.
Путин не может отступиться от Украины, потому что это вопрос его личной легитимности. Уход из Сирии будет воспринят россиянами, как вполне обоснованное действие после выполнения поставленной задачи. Но Украина... Именно российский народ является заказчиком войны на наших землях. "Если нет достаточного количества хлеба, нужны геополитические зрелища", - сказала
по этому поводу Лилия Шевцова. "Украина не уйдет с его повестки дня. В последние недели антиукраинская истерия на российском телевидении опять начала набирать обороты. Возобновление войны против Украины — часть его геополитического меню".
Внешняя политика для Путина давно стала инструментом внутренней работы с российским народом. Чем обернется в дальнейшем столь странное геополитическое смещение, то есть включение России, считающей нашу страну своим внутренним делом, в вопросы внутренней американской политики - сказать сложно. Но Путин не упустит возможности вновь напомнить о "Большой сделке". Схватится ли Трамп за нее? Скорее всего нет. В мире все острее встает вопрос о неадекватности российского режима. Но вот чего мир никак не может понять, в том чисел и из-за кровавых дымовых завес, которые Россия устраивает руками своих приспешников, так этот того, что трагедии по примеру сирийской будут вспыхивать в разных точках мира, пока Украина будет оставаться в центре внимания деградирующего российского правящего режима.