Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«ВелоКраина» будущего

Как создать условия для безопасной и беспроблемной езды по улицам наших городов? Идеи есть. Реакции власти — пока нет
04 августа, 20:20

Является ли развитие велосипедной инфраструктуры в наши дни нужной и своевременной инициативой? И получат ли комфорт на украинских дорогах велосипедисты? Об этом мы решили побеседовать с инициаторами социально-экологического проекта «ВелоКраина».

Концепция проекта была разработана в 2008—2009 годах на основе анализа опыта европейских стран по строительству велодорожек, сооружению велопарковок и, в целом, развитию социальной велосипедной инфраструктуры. 16 сентября 2009 г. концепция была направлена во все органы государственной власти Украины. Спустя год, когда свет увидело решение Гуманитарного совета при Президенте Украины, предписывающее учесть наличие велосипедных дорожек при строительстве новых дорог и реконструкции старых, руководители Спортивного клуба «ИСД» напомнили властям о своей концепции проекта «ВелоКраина». Реакции пока не последовало.

«Очень важно, — говорит президент Спортивного клуба «ИСД» Виталий Ковальчук, — чтобы велосипедный транспорт стал одним из приоритетных направлений развития наших городов. В этом случае они пойдут по пути европейских городов с развитой инфраструктурой самого экологичного, мобильного и полезного городского транспорта — велосипеда. Ведь современные города переполнены автомобилями. Желание людей передвигаться с комфортом рано или поздно наталкивается на предел пропускной способности улиц мегаполисов. И планируемый при покупке машины комфорт превращается в головную боль их владельцев... Посмотрите: в Донецке в последние годы расширяют дороги — для того, чтобы снова отдать их на растерзание автомобилистам. Но автомобилей год от года меньше не становится, и проблема пробок остается актуальной после всех этих перестроек. Нужно что-то менять радикально».

КОНЦЕПЦИЯ

Концепция «ВелоКраина» представляет собой систему мероприятий, которая, при успешной реализации, приспособит наши дороги к безопасному и удобному передвижению на велосипедах. Количество автомобилей сократится и, значит, воздух станет чище. В свою очередь, население Украины станет более здоровым: медики утверждают, что даже тихая и размеренная езда со скоростью 15—20 км/ч избавляет от 400—500 лишних калорий за каждый час пути. Езда на велосипеде — это и общий тонус организма, и здоровые легкие и сердечно-сосудистая система. Тот, кто использует велосипед для того, чтобы добраться на работу, приезжает туда не «в мыле и пене», а в хорошем тонусе, как после утренней зарядки. А вечером, когда человек отсидел день перед компьютером, у него есть возможность снова совершить велосипедную прогулку, а не садиться за руль автомобиля, с напряжением вглядываясь в ситуацию на дороге.

Но просто взять и посадить человека на велосипед мало. Нужно создать ему все условия для безопасной и беспроблемной езды по улицам наших городов. Вот что, в этой связи, предлагает проект «ВелоКраина».

«Остановимся на первом пункте нашей концепции — строительстве велосипедных дорожек в городах Украины, — говорит Виталий Ковальчук. — На Западе существует выработанная годами система совместного движения автомобилей, велосипедов и пешеходов. Для повышения безопасности дорожного движения по проторенному пути проще идти и нам: тротуар — для пешеходов, проезжая часть — для автомобилей, а велодорожки — для велосипедистов. Велосипедные дорожки должны создавать сеть, удобную для людей, собирающихся использовать велосипед как транспорт для того, чтобы ездить на работу, по своим делам или на отдых. Отмечу, что, как справедливо говорится в решении Гуманитарного совета при Президенте Украины от 13 октября 2010 года, велосипедные дорожки должны создаваться таким образом, чтобы обеспечить их использование людьми с ограниченными физическими возможностями. То есть, непосредственно на дорожке должны отсутствовать всяческие препятствия — бордюры, ямы, знаки, рекламные тумбы. На такой велодорожке должны быть удобные съезды и ровное полотно. Создание условий для передвижения инвалидов-колясочников — дело благое, государство обязано заботиться об этой категории населения. К тому же, одного взгляда на наши улицы и дороги достаточно, чтобы понять: велодорожки станут не только важнейшим подспорьем для велосипедистов, но и единственной возможностью самостоятельного передвижения инвалидов-колясочников!

Следующим пунктом разработанной концепции является внедрение системы проката велосипедов. Во многих европейских городах уже много лет действуют программы муниципального проката велосипедов. Велопрокат, предоставляя велосипеды тем, кто их не имеет, дает людям реальную возможность оценить все плюсы использования велосипеда как городского транспорта. Суть работы состоит в следующем: в ряде мест организовываются автоматические пункты проката велосипедов, изготовленных по спецзаказу. Ни одна их деталь не может быть использована на велосипедах других типов, велосипеды ярко окрашены, и это делает их воровство бесполезным. Любой желающий может, заплатив небольшую сумму, взять велосипед, отстегнув его от стойки, расположенной в одной части города, и затем оставить его у любой другой стойки. Стойки проката и велосипеды часто используются как рекламоносители. И еще. Велосипед в нашей стране может стать эффективным транспортным средством лишь при условии обеспечения его сохранности. То есть, одновременно с проектированием сети велодорожек необходимо создавать велопарковки для велосипедов при магазинах, авто- и железнодорожных вокзалах. Они могут иметь вид автоматических боксов, крытых охраняемых велогаражей или простейших конструкций, к которым можно пристегнуть велосипед. Работодатели должны быть заинтересованы в создании корпоративных велопарковок около офисных зданий для своих сотрудников».

ОТ ВЕЛОДОРОЖКИ — К ВЫСОТАМ СПОРТА

Особое место в «ВелоКраине» отведено развитию детско-юношеского велосипедного спорта, которое, по убеждению авторов концепции, является основой жизнеспособности проекта и его эволюции в норму жизни в нашей стране. Не секрет, что основная проблема в развитии велоспорта в спортивных школах связана с финансированием. Такая ситуация влечет за собой массовое закрытие спортивных велосипедных школ по всей стране и нищенское существование тех, которые отказываются сдаться на милость обстоятельствам.

Известный в прошлом гонщик, чемпион мира 1985 года Василий Жданов, который сейчас является одним из менеджеров итальянско-украинской команды Lampre-ISD, указал на главные огрехи в процессе подготовки юных велосипедистов в Украине: «Кроме функциональной готовности спортсменов, есть проблема техники. А техника — это инвентарь, на который тренеры должны, к примеру, посадить десятилетнего ребенка и не бояться за его здоровье. Многие не понаслышке знают, что такое, когда лопается руль, ломается рама, рвется цепь. Из-за этого происходят травмы. Таких проблем у зарубежных гонщиков сегодня практически нет. Необходимо их исключить и у нас, приобретая более надежную технику и вовремя ее меняя. А еще не хватает в наших командах массажистов и врачей. Один тренер просто не в состоянии объять все... Возвращаясь к «ВелоКраине», отмечу, что этот проект не только предполагает поддержку молодых перспективных спортсменов, но и открывает перед ними путь в профессиональный велоспорт, возможности достижения самых высоких спортивных результатов».

По сравнению с другими регионами, в Донецкой области ситуация еще не такая плохая. В регионе функционируют 14 спортивных школ по велоспорту, в том числе — училище олимпийского резерва имени Сергея Бубки, школа высшего спортивного мастерства, две специализированные школы и ДЮСШ.

«Очень здорово, что в нашей структуре ведется планомерная работа по развитию велоспорта, — комментирует ситуацию директор Спортивного клуба «ИСД» Марк Бейгельзимер. — На базе нашего клуба функционируют четыре велокоманды, входящие в Международный союз велосипедистов (UCI), создана вертикаль поддержки и воспитания спортсменов от юниоров и юношей до уровня профессиональных велогонщиков. Одна из целей «ВелоКраины» — дать импульс к подобным шагам в других регионах страны. Молодые спортсмены будут знать, куда им надо стремиться, чтобы расти в мастерстве и приносить славу Украине. Они не будут искать место в зарубежных клубах и подписывать невыгодные для себя контракты».

Реализация социально-экологического проекта «ВелоКраина» приведет к прорыву по всем «фронтам». Он позволит в нашей стране отремонтировать дороги по трассам международных велогонок, проложить трассы для велотуризма, построить велотрек, организовать производство велосипедов любительского и профессионального уровня, проводить всеукраинские и международные соревнования по велоспорту, оказывать существенную помощь действующим и открывать новые детско-юношеские велосипедные школы, обеспечить деятельность профессиональных команд, популяризировать велоспорт и велосипедное движение и многое другое. Звучит прекрасно.

«Однако суть предложенной концепции состоит не в перечне этих направлений, а в схеме реализации их на практике, — продолжает президент Спортивного клуба «ИСД» Виталий Ковальчук. — Для этого проект нужно вывести на государственный уровень, а опекать его должны люди, имеющие не только желание, но и возможности воплотить благие намерения в жизнь. Согласно созданной концепции, курировать проект «ВелоКраина» будет негосударственный орган — Попечительский совет (обеспечивает стратегию и все необходимые условия реализации проекта), в состав которого войдут представители Кабинета Министров и Верховной Рады Украины, президент НОК Украины, президент федерации велосипедного спорта Украины, влиятельные бизнесмены и политики, руководители деятельных общественных организаций. А средства для реализации проекта будут аккумулироваться в специально созданном Фонде «ВелоКраина» — новой общественной организации. Кстати, похожая система апробирована в соседней России. Предполагается, что примерно 20% общих затрат на реализацию проекта составят бюджетные средства, 80% — внебюджетные».

ЧЕМ КИЕВ ИЛИ ДОНЕЦК ХУЖЕ ЛОНДОНА?

То, что Европа массово пересаживается на велосипеды, уже давно не новость. Забота о здоровье нации, улучшение экологии, разгрузка дорог мегаполисов, попытки разнообразить досуг горожан, помочь им в стремлении стать более «спортивными» в наш компьютерный век — все это повлекло за собой создание во многих странах соответствующей инфраструктуры. Правительства, как правило, денег не жалеют.

Приведем лишь один пример — Великобританию. Год назад в Лондоне открылась первая общегородская сеть из 400 велосипедных парковок, где можно взять велосипеды напрокат (в разных частях города доступны, как минимум, 6 тысяч велосипедов), совершить поездку по городу и затем оставить велосипед на любой такой парковке. Гости Лондона в восторге от такого новшества! Подобные схемы реализуются во многих городах Великобритании.

В преддверии Олимпиады в Лондоне 2012 года организационный комитет Игр призвал гостей британской столицы передвигаться по городу пешком или на велосипедах. Лондон заботится как о своих гостях (что может быть хуже в дни Игр, чем часы, проведенные в транспортных пробках!), так и о жителях мегаполиса. И забота эта выражается не только в призывах массово использовать велотранспорт. Городские власти инвестировали свыше 10 миллионов фунтов в усовершенствование инфраструктуры велосипедных маршрутов, связывающих разные районы Лондона. Все это олимпийское наследие останется жителям Лондона после того, как Игры станут историей.

А теперь давайте вспомним о турнире, которого с нетерпением ожидают миллионы украинцев и который должен открыть Украину для сотен тысяч европейцев, — о чемпионате Европы по футболу 2012 года. Заботясь о гостиницах, стадионах, аэропортах и традиционных для нашей страны видах городского транспорта (автобусы, метро, троллейбусы), власти городов, принимающих Евро, могли бы, по примеру Лондона, также уделить внимание возможности гостей турнира комфортно передвигаться по городу. Ведь наши гости — это не толпа футбольных фанатов, которых необходимо доставить в город, поселить, накормить, собрать в автобусы, доставить на футбол, а после матча отвезти обратно в гостиницу. И так — до следующей игры. Они приедут посмотреть на наши города — по-своему красивые и уникальные. Прогулка по улицам города на велосипеде — лучший способ это сделать. Будет очень неприятно, если все, что гости чемпионата запомнят о Донецке, — это его красавец-стадион, километровые автомобильные пробки и грязный воздух, в котором угольная пыль перемешивается с выхлопными газами машин.

И если общегосударственная программа «ВелоКраина» не вписывается в программу развития спорта в нашей стране, которая после одного имиджевого проекта, Евро-2012, займется следующим — «Зимняя Олимпиада-2022» (рассчитанным на Западную Украину с ее горнолыжными курортами), можно начать с малого. А именно — начать реализацию программы в Донецке и области. Благо, наш регион уже не раз становился колыбелью амбициозных и передовых проектов.

СПРАВКА «Дня»

Европейский опыт

В Германии условия для велосипедистов — одни из самых лучших в Европе. Велодорожки являются неотъемлемой частью дорожной сети, а велосипедисты — равноправными участниками дорожного движения. Общая длина велодорожек превышает 70 тыс. км. Немцы не останавливаются на достигнутом: городская администрация Берлина, где велосипедисты составляют 13% от всех участников дорожно-транспортного движения, выделила 10 млн. евро на развитие городской велоинфраструктуры. В целом, по последним данным Немецкого клуба велосипедистов ADFC, более 2 млн. немцев ездят на работу на велосипедах. А на 82 млн. жителей страны приходится 69 млн. велосипедов.

Жители Швейцарии в 2010 году купили больше велосипедов, чем машин: в стране продали 351 тысячу новых велосипедов и лишь 294 тысячи новых автомобилей. С 2011 по 2020 год власти Цюриха планируют тратить ежегодно около 2 млн. франков на программу по дальнейшему внедрению велосипедов на дорогах.

В Нидерландах больше велосипедов, чем жителей: 18 млн. на 16 млн. граждан, 10 лет назад эти цифры составляли 11 и 14 млн. Несмотря на рост числа личных автомобилей, велосипед отнюдь не теряет популярности — в среднем каждый житель страны проезжает на нем 900 км в год.

Страны Прибалтики также предпринимают меры по развитию велосипедной инфраструктуры своих городов. Взялась за дело и Беларусь. Россия пока «тормозит»: чиновники больших городов не верят в эффективность велосипедов как вида городского транспорта и кивают на то, что в условиях суровых российских зим поддержание велодорожек в надлежащем состоянии не представляется возможным. Но они будто не замечают опыт соседней Финляндии, где в одной только столице существует более 1300 километров велосипедных дорожек, а на 560 тысяч горожан (без жителей пригородов) приходится 400 тысяч велосипедов и всего 200 тысяч автомобилей. Для того чтобы решить транспортную проблему в Хельсинки, 30 лет назад был создан специальный велосипедный департамент при администрации города. И сегодня в финской столице велосипед заменяет и личный автомобиль, и общественный транспорт. Всего в Финляндии 4 830 километров велосипедных дорог.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать