Один в поле и воин и пахарь: качественная пресса на локальном уровне
Алексей ДМИТРЕНКО: В регионах, как нигде, обнажены социальные, нравственные, моральные, экономические, политические корни. Именно здесь прежде всего необходима умная журналистика![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110714/4122-20-1.jpg)
Недавно мы публиковали письмо постоянного читателя «Дня», нашего коллеги-журналиста Алексея Дмитренко, в котором главный редактор газеты «Ринг Экспресс» (город Приморск) называет нашу газету «маленьким интеллектуальным и эмоциональним взрывом». Мы не могли не отреагировать на столь трогательную оценку. Поэтому связались с Алексеем Дмитренко — создателем редкостного в современных СМИ островка качественной региональной прессы. Не секрет, что украинскую журналистику создают не только столичные «киты», но и небольшие провинциальные издания. На локальном уровне легче разобраться, чем живут украинские регионы, какие проблемы для них актуальны, где искать пути решения проблем. Журналисты местных газет несут на себе большую ответственность еще и потому, что жители небольших городков имеют меньше источников информации, а вот потребность в ней ощущают постоянно. На местах весомость журналистского слова возрастает в разы. О том, как это — создавать интеллектуальное (!) частное (!) издание в регионе, какие сложности возникают, как найти «своего» читателя, мы поговорили с редактором частной газеты «Ринг Экспресс» города Приморска Запорожской области Алексеем ДМИТРЕНКО.
— Это районная информационная газета, которая замышлялась и выпускается как издание для обьявлений и рекламы. У меня уже солидный опыт работы в СМИ, раньше был редактором районки «Приморская степь». Городок у нас маленький, но у нас есть три издания: одно официальное, нашего «белого дома», а два других — частные. Поэтому есть небольшая информационная и интелектуальная конкуренция. Уже около девяти лет издаем газету тиражностью 2,5 тысячи екземпляров. Небольшой тираж, но мы стремимся его увеличивать, расширять аудиторию. Как? Наверное, надо сделать газету содержательной. Кому-то может казаться, что люди в регионах могут потреблять простую, примитивную информацию, например: комбайны вышли на жатву, где-то речка разлилась, куда-то глава райадминистрации поехал. Но мы пошли значительно дальше таких представлений о работе, стараемся делать такую газету, которая была бы на определенном интелектуальном уровне, заставляла людей думать. Но когда мы связываем вопрос тиража с этими вещами, то они не очень стыкуются. Феномен ума, интеллекта присутствует, но пока что слабо. Мы должны развивать способности и возможности людей строить каким-то образом гражданское общество и в глубинке. Потому мы не публикуем хронометраж катастроф и смертей, как это делают в новостях «1+1», «Интер» и иже с ними. Каждый день эту гадость транслируют по телевизору и говорят: «Мы вам расскажем, чем живет Украина». Это смешно и грустно. Я в своей газете пытаюсь воспитывать и размышлять. Да, желание нарастить тираж есть, и мы к этому идем. Но некоторые идут к цели по пути «жареных» фактов, а другие по пути настоящей журналистики. Ведь, может быть, украинский народ здесь умнее, мудрей и интересней, чем в задымленных мегаполисах. Я туда приезжаю, но, к сожалению, не всегда нахожу глубокий интелллект, заинтересованность в чем-либо.
— Расскажите, как это — издавать маленькую газету в городе Приморске? Тяжело ли оставаться обьективным?
— Я обьективен почти всегда. На самом деле, цензор, этот маленький чертик с хвостом и рогами, сидит в душе каждого из нас. Конечно, я абсолютно ни с кем не сверяю материалы, никто их не вычитывает, не указывает темы. Учредитель газеты не лезет в мои дела. Я его о принципах спросил: «Вы за «белых» или за «красных»?». Он на это: «Смотри сам». В общем, мы эти вопросы не обсуждаем. А вот как писать: глубоко ли анализировать, в какой степени критиковать, какую меру политизации придавать своим взглядам — это я сам для себя решаю. А газета остренькая, потому что я не заглядываю в рот, создаю неожиданные повороты, печатаю мнения и высказывания людей.
— А какая ситуация в информационном пространстве Запорожья?
— На самом деле мне сложно сказать. Когда я был совдеповским редактором, нас каждый месяц вызывали в обком партии на пресс-конференции, семинары, секретари обкома выступали перед нами, учили, наставляли. Сейчас этого, к сожалению, нет (общения, а не советской системы прессы). Плохо, что нет интеллектуальных встреч, обсуждений тем. Но наша задача — собственноручно создать дискуссионные площадки.
— «День» постоянно занимается поиском «здоровых сегментов» в обществе. Очевидно, на локальном уровне вам их легче увидеть. В Приморске количество таких «живых островков» увеличивается? Есть очаги гражданского общества?
— Я наблюдаю эту тему, изучаю формирование гражданского общества. У нас есть несколько общественных организаций, одна из них очень крикливая, но действенная. Был момент, когда и я параллельно проявил организаторскую функцию: собрал всех председателей общественных организаций и провел с ними круглый стол. Люди были очень довольны. Но на районном уровне это достаточно сложно, потому что если ты делаешь что-то новое, то это в лучшем случае не всегда принимается, а часто воспринимается в штыки.
— Скажите, насколько заинтересовано и активно аудитория вашего региона участвует в обсуждении политических и общественно-важных вопросов?
— Пассивно все это, практически ничего нет, у нас в этом направлении непочатый край роботы. Понимаете, это революционно-эволюционное движение очень медленно рождается. Есть определенные прозрения, достаточно много людей, которые мыслят. Наша задача — их находить. Мы должны создавать густую и чувственную паутину общественных связей и взаимопонимания. В районе, как нигде, обнажены социальные, нравственные, моральные, экономические, политические корни. Здесь и Закон о земле близко, и суд над Луценко виден, здесь только анализируй, бери — и делай умную журналистику. Но это все долго формируется. Или революция, или эволюция. Я бы хотел, чтоб побыстрее, но если трудно, не получается, то тогда надо заходить с другого конца. Мы пытаемся нащупать самого человека, подтолкнуть к мышлению, чтобы он созрел до понимания независимости, понимания общественных, политических, экономических процессов.
— Мы постоянно говорим о потребности внутренней интеграции. Наверное, немного украинцев знают о прелестях Приморска. Расскажите в нескольких словах.
— Город действительно интересный. У нас Азовское море чистое, не заиленное, здесь экология хорошая. Приморск мог бы быть всеукраинским уголком отдыха, тем более что для этого есть ожерелье из баз отдыха и детских лагерей — 60 штук. Еще одна изюминка — наш заповедник «Обиточная коса»: там и олени водятся, и дикие кабаны, и птицам раздолье, и вода чистейшая. Инициативные люди хотят сделать здесь рыборазводный завод, уже готов проект, ищем инвесторов. Есть и другие идеи, тоже оздоровление. В общем, мы хотим сохранить этот уголок.
Что ж, великое начинается с малого. Инициатива, желание что-то менять к лучшему, понимание своей цели — вечную формулу успеха еще никто не отменял.
Выпуск газеты №:
№122, (2011)Section
Медиа