«Свое или чужое иго — все равно иго»
9 июля исполняется 45 лет со дня смерти Дмитрия СоловьяЕсли есть историк, который заслуживает памятник... так это Дмитрий Соловей.
Дмитрий Соловей родился 4 ноября 1888 г. в селе Серебряное на Черниговщине в многодетной крестьянской семье. Его дед и отец жили еще при крепостном праве. Старший брат Иван, который женился на дочери богатого предпринимателя из Сум, разбогател, переехал во Владивосток и позвал к себе братьев. В 1898 г. десятилетний Дмитрий вместе с братьями уехал жить к старшему брату. С 1898 по 1904 г. учится во Владивостокской гимназии. Когда началась Русско-японская война, юноша возвратился в Украину, в Сумы, к родственникам брата, где закончил учебу в гимназии. В 1909 г. поступает на историко-филологический факультет Харьковского университета, увлекается идеями Михаила Драгоманова. С тех пор Дмитрий Соловей до конца своей жизни был сознательным последователем М. Драгоманова. Учась в университете, увлекся революционными идеями, участвовал в подготовке к антиправительственной демонстрации по случаю 100-летней годовщины со дня рождения Тараса Шевченко. Вместе с единомышленником, студентом университета О. Синявским составлял прокламации к Шевченковскому юбилею. Но об этом стало известно агентам охранки. Подпольщиков схватили, а затем после короткого следствия выслали под гласный надзор в Полтаву. При этом обоих исключили с последнего курса университета.
Полтавский период в биографии Дмитрия Соловья, с двухлетним перерывом на время службы в армии, продолжался с 1914 по 1925 г. В поисках жилья во время отбывания наказания студенты оказались на квартире, принадлежавшей Мефодию Аркадиевичу Кулябко-Корецкому, полтавскому помещику из села Кулябковщина, на улице Пушкина, 125. Дмитрий Соловей знакомится с сестрой хозяйки дома Марией Ивановной Шарудой, потомком старинного казацкого рода, который поселился в Шишаках. В 1916 г. они поженились. В Полтаве Дмитрий Соловей сначала работает писарем у фабричного инспектора Краузе, впоследствии — статистиком в губернском земстве. Одновременно ведет активную общественную работу. Становится соучредителем украинской молодежной социалистической организации «Юнацька Спілка», создает кружки ЮС в духовной семинарии, учительском институте, ремесленной и фельдшерской школах, принимает участие в подпольном издательстве Союза. На его квартире в декабре 1916 г. проходит последний съезд ЮС, на котором было заявлено о необходимости союза революционной молодежи со всеми демократическими силами страны. В мае 1916 г., по окончании срока ссылки, его мобилизуют в царскую армию. Службу проходил в городе Азове, в запасном пехотном полку. Там же встретил Февральскую революцию 1917 г. Основывает в полку Украинскую военную общину, а от солдатского комитета в апреле 1917 г. избран в Украинский национальный конгресс, который конституировал Центральную Раду. После демобилизации в 1918 г. возвращается в Полтаву. Именно в Полтаве, живописном городе на Ворскле, Дмитрий Федорович с энтузиазмом занимается научной и творческой деятельностью. В 1918-—1920 гг. работает инструктором культурно-просветительных дел при Полтавском союзе потребительских обществ. Создает Просветительский союз «Українська культура» при ПСПО, редактирует журнал «Полтавський кооператор», возглавляет Союз работников кооперативных учреждений. В октябре 1920 г. вместе с другими кооперативщиками и общественными деятелями был арестован и приговорен к расстрелу. О том периоде Д. Соловей вспоминал: «Нас разместили в доме ЧК (Институт благородных девиц), во дворе — маленькая церковь петровских времен. В подвале — камера смертников, там же был погреб, в котором расстреливали смертников...» Впоследствии заключенных перевезли в харьковскую тюрьму на Холодной горе. В марте 1921 г. по ходатайству редактора «Вістей ВУЦВК» Эллана-Блакитного — в годы украинизации не хватало газетных работников, профессионально знающих украинский язык, — нескольких осужденных отпустили на свободу. Среди них были Д. Соловей, О. Вишня, В. Щепотьев и другие. Сначала Д. Соловей работает в газете «Вісті» в Харькове, а затем переезжает к семье в Полтаву. В 1922 г. работает в статистическом отделе Полтавского губисполкома, а с 1923 г. — завотделом статистики губисполкома. Одновременно преподает экономическую географию в кооперативном техникуме, редактирует журналы «Полтавський кооператор», «Молода громада», сотрудничает с другими изданиями. Проводит краеведческо-этнографические исследования на Полтавщине. В 1924—1925 гг. член терминологической комиссии Полтавского научного общества, которая собирала и составляла статистически- экономические словарные материалы, — был ее председателем. В этот период он опубликовал свыше 20 трудов, в которых приведено обобщение экономической статистики Полтавщины, в частности, по ярмарочной торговле. Кстати, то, что он пытался публиковать их на украинском языке, опять привлекло к нему внимание карательных органов. Арест и недолгое пребывание в тюрьме в начале весны 1924 г. явились для него грозным предостережением на будущее, напоминанием о возможности скорой расправы над ним большевистской власти даже во времена украинизации. Это было одной из причин, которые заставили Дмитрия Соловья в 1925 г. перебраться в Харьков.
В тогдашней столице Украины он устроился заведующим подотдела статистики специальных отраслей торговли Центрального статистического управления Украины. В 1926—1929 гг., не оставляя основной работы, учился в аспирантуре научно-исследовательской кафедры истории Украины, которую возглавлял академик Дмитрий Багалий. Выдающийся ученый-историк причислил Дмитрия Соловья к категории «остроумных исследователей современной экономической жизни Украины», помогал ему в защите диссертации и получении звания научного сотрудника научно-исследовательского института истории украинской культуры. По совместительству с работой в ЦСУУ был сотрудником института вплоть до его ликвидации в 1934 г.
Кроме того, Д. Соловей был членом президиума Украинского краеведческого комитета, сотрудником журнала «Краєзнавство» и членом президиума Секции научных работников. Именно тогда он написал ряд трудов по экономике и статистике Украины. С 1934 года Д. Соловья назначают заведующим отделом Украинской промышленной кооперации.
В 1936 году, когда сталинский террор свирепствовал в Украине, Дмитрия Соловья освобождают от должности заведующего отделом как политически неблагонадежного. До самой войны, регулярно меняя место работы, он работал учителем украинского языка в разных школах Харькова и сотрудником педагогического журнала НКО УССР, в котором опубликовал около 100 педагогических, методических и филологических трудов.
Несмотря на травлю, Д. Соловей не радовался приходу гитлеровцев в Украину, потому что воспринимал их как захватчиков, и у него не было никаких иллюзий в отношении их настоящих намерений. Он утверждал, что «там, где вместо демократии господствует диктатура, нечего надеяться на хорошее: коммунистическое или нацистское иго — будет давить одинаково». И отстаивал принцип: если под оккупацией находятся его обездоленные соотечественники, то необходимо как-то устраивать их жизнь, не давая уничтожить себя как национальное и общественное образование. Действуя так, он возглавил школу им. Леси Украинки в Харькове, основал «Просвіту» и Украинское Научное Общество, издал Букварь на украинском языке и «Молитвеник». Однако его усилия неоднократно наталкивались на противодействие оккупантов. Дмитрий Соловей также отказывался вступить в ОУН, поскольку не разделял программы ни мельниковцев, ни бандеровцев. «Я эти программы не принимаю. Где во главе стоит руководитель, для демократии нет места. Свое или чужое иго — все равно иго», — говорил он. Понятно, какую бы позицию не занимал Д. Соловей, для коммунистического режима, который возвращался в Украину, он был «врагом народа» и «националистом». Поэтому в 1944 году он эмигрировал в Германию, где попал в организованный английской оккупационной администрацией лагерь ДП — перемещенных лиц, в котором пробыл пять лет. И здесь он не терял присутствия духа. Себе постановил: «Не теряй времени, потому что возраст твой пожилой, а делай что-то полезное, что оправдывало бы твое пребывание здесь, за пределами твоей Родины, порабощенной и раздавленной тяжелым сапогом коварного врага...» Д. Соловей принял участие в самоуправлении лагеря им. Лысенко и опять выступил как энтузиаст просветительства. Летом 1945 года он организовал одно из первых послевоенных украинских издательств — «Шляхи на Україну». Оно существовало до конца 1946 года и ротаторным способом издало 17 преимущественно детских книг, среди которых было и несколько написанных им. Но важнее была публицистическая и особенно научная деятельность Дмитрия Соловья. В неблагоприятных лагерных условиях он взялся за воспоминания о временах революции, размышляя: «Может, это последнее, что вообще я могу сделать». Но, как оказалось, это было лишь началом его большой работы на чужбине ради Украины. Летом в 1950 году он переезжает с семьей в город Сент- Пол в США. Отработал три года уборщиком фабрики, зарабатывая пенсию.
Дочь Дмитрия Федоровича — Оксана Соловей разделяет труды отца на две категории, по их тематике: о Голодоморе и о колониальном положении Украины в СССР. Что касается темы голода, то, собственно говоря, она совмещается с темой большевистского террора против украинского народа. Дмитрий Соловей один из первых «проложил тропинку» в исследование темы Голодомора 1932— 1933 годов в Украине, в анализ комплекса причин, которые привели к этой трагедии. На основе рассказа крестьянина Ивана Климко писатель воспроизвел события 1929 — 1933 годов на территории Федиевского сельсовета Решетиловского района Полтавской области, представив своеобразную социальную хронику той округи в упомянутое лихолетье. Исследователь и публицист диаспоры М. Стахив писал: «Дмитрий Соловей является первым исследователем этого дела, который научно передал нам не только точный образ голода в одном сельском совете на Полтавщине... но при этом он зафиксировал душевные переживания живых лиц этой исторической драмы». Но местный материал не помешал автору сделать и важные масштабные обобщения. Анализируя статистический материал, Д. Соловей еще в начале 50-х годов пришел к выводу, что этот геноцид стоил Украине 7,6 млн. человеческих жизней. В книге «Ѓолѓота України» открывается несравненно более широкая панорама уничтожения этнонациональной среды в Украине разнообразными методами.
Книга «Розгром Полтави» вышла в свет в 1974 году, по случаю празднования 800-летия города Полтавы. В ней помещены воспоминания Дмитрия Соловья (предыстория разгрома) с 1914 года. Рассказ составлен хронологически и заканчивается 1921 годом, когда автор оказался в тюрьме. Воспоминания автора, непосредственного сознательного и наблюдательного участника событий, отличаются правдивым рассказом обстоятельств и хода революции. В ней раскрываются кровавые события 20-х годов, которые совершало КГБ в Полтаве. В 1947 году Д. Соловей писал, что его «воспоминания помогут будущему историку представить себе картину украинского возрождения, а вместе с тем и крестного пути, которым прошел наш народ во время освободительной борьбы во времена Первой мировой войны и революции 1917 года». Дмитрий Соловей активно сотрудничал с украинскими общественными организациями диаспоры и издательствами, занимался научной и публицистической деятельностью. Был действительным членом Украинской Свободной академии Наук.
Умер Дмитрий Федорович 9 июля 1966 года в Сент-Поле, Миннесота, США. Оставил после себя разножанровое и большое по объему печатное наследие — более 360 научных и публицистических трудов.
Дочь писателя Оксана Соловей родилась 2 июля 1919 года в Полтаве. Закончила Харьковский университет по специальности «физмат». Вместе с родителями в 1944 году оказалась в эмиграции. С 1950 года живет в США. Переводчик английского, французского, русского языков. За перевод произведения Веркора «Море мовчить» получила первую премию на литературном конкурсе Всемирной федерации украинских женщин. Пишет воспоминания, сказки, стихотворения. Имеет литературные исследования о творчестве И. Багряного и Т. Шевченко. Редактор книг «Розгром Полтави», «Лекції з історії української літератури» Зерова. С 1966 г. — член Организации украинских писателей, с 1973 г. — ст. научный сотрудник ВУАН в Нью-Йорке, с 1990 г. — член-корреспондент ВУАН. В 1992—1993 гг. посетила Киев, Полтаву, Харьков. Умерла Оксана Дмитриевна 21 марта 2004 года.
Выпуск газеты №:
№115, (2011)Section
Подробности