«Западный» прорыв
Впервые за 71 год во Львове пройдут гастроли Национальной оперы Украины!![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110330/456-7-1.jpg)
Это невероятно, но факт: последний раз киевляне выступали в славном городе Льва перед началом Второй мировой войны. Тогда они показали большой и разнообразный репертуар. Гастроли открылись 26 мая 1940 г. спектаклем с патриотической окраской — «Иван Сусанин» (первое название этого произведения — «Жизнь при царе», действие происходит в 1612 году и рассказывает о походе польской шляхты на Москву) основоположника русской классической оперы Михаила Глинки. В афише были и оперы украинской классики, в частности, «Наталка Полтавка» Николая Лысенко, а также тогдашняя последняя премьера киевского театра — опера современного композитора Владимира Йориша «Шевченко» («Доля поэта», 1940), поставленная на сюжет пьесы Саввы Головановского. Галичане увидели также оперы: «Пиковая дама» П. Чайковского, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, а еще произведение-агитку «В бурю» с довольно интересной музыкой Т. Хренникова (это опера о становлении большевистской власти на селе и о том, как в поисках правды ходоки Фрол и Андрей до самого Ленина в московский Кремль дошли). Показали киевляне и свои балеты: классику «Лебединое озеро» П. Чайковского и постановку на героическую тематику под названием «Лауренсия» (музыку написал советский композитор Александр Крейн в 1939 г. по мотивам драмы Лопе де Вега «Овечий источник». Этот балет был о борьбе испанских крестьян против феодалов). В архиве театра сохранились рецензии о тех гастролях киевских артистов, в которых пишется, что они прошли с огромным успехом и символизировали братское единство запада и востока, а также те гастроли можно назвать пропагандистской акцией тогдашней советской власти. Ведь не нужно забывать, что на то время уже начались репрессии, и не все галичане с цветами встречали «красных оккупантов»...
Почему же так долго киевляне, выступая по разным странам, не приезжали с гастролями во Львов? Их не приглашали или были другие приоритеты?
— Наши певцы, танцовщики и музыканты участвовали в концертах и спектаклях Львовской оперы как премьеры, а вот чтобы приехать всем коллективом и показать постановки из собственного репертуара, — это действительно произойдет впервые за семь десятилетий, — рассказал «Дню» начальник информационно-издательской службы Национальной оперы Василий ТУРКЕВИЧ. — В советские времена и в начале независимости у театров были другие приоритеты. Для нас и коллег-львовян важно было презентовать украинское искусство за границей. Кстати, они тоже всего два раза полноценно гастролировали в нашей столице (в 1993-м прошли большие гастроли, а потом львовяне показали оперу «Моисей» Мирослава Скорика, которую поставили к 100-летию своего театра, а премьера состоялась в дни визита Папы Римского Иоанна Павла ІІ в Украину). Нужно заметить, что долгое время также существовала и техническая проблема. До реконструкции у Львовской оперы была маленькая сцена, поэтому декорации нашего театра там не помещались. Сейчас, уже после ремонта, сцену переделали, она увеличилась, и наши монументальные декорации «Нормы» и «Властелина Борисфена» там можно установить. Для нашего коллектива эти гастроли станут творческим экзаменом перед изысканной львовской публикой.
8 апреля киевляне покажут свою последнюю премьеру — балет «Властелин Борисфена» Евгения Станковича. Этот спектакль перенесет зрителей в древние времена V века нашей эры и расскажет о князе Кие — одном из основателей Киева. Либретто написали: Анатолий Толстоухов, Владимир Зубанов и Василий Туркевич; балетмейстер — Виктор Яременко, дирижер — Алексей Баклан, художники — Алексей Чебыкин и Александр Цугорка. Главные партии исполняют: Елена Филипьева (Зореслава), Екатерина Кухар (Октавия), Ян Ваня (Кий), Максим Мотков (Ирнек) и другие.
А 9 апреля львовяне увидят шедевр мировой сцены — лирическую трагедию «Норма» Беллини. Опера появилась в афише Национальной оперы в декабре 2007-го, а в этом году постановка получила Шевченковскую премию (режиссер — Анатолий Соловьяненко, дирижер — Николай Дядюра; Сергей Магера, исполнитель партии Оровезо, и Оксана Крамарева, исполнительница партии Нормы). Спектакль расскажет о жестоких временах завоевания галлов воинами Римской Республики. В этой опере кипят страсти: любовь, коварство, месть, прозрение, жертвенность, а лирические сцены тесно переплелись с патриотическими мотивами. В роли жрицы Нормы выступит молодая, талантливая певица Виктория Ченская (Шевченковская лауреатка Оксана Крамарева сейчас в декретном отпуске и ждет пополнения), а вот роскошный бас Сергея Магеры и драматизм образа предводителя друидов Оровезо, которого сыграет артист, обязательно оценят львовские меломаны. В спектакле также выступят солисты: Александр Гурец (Поллион), Наталия Николаишин (Адальжиза), Александр Дяченко (Флавий), Татьяна Харузова (Клотильда) и другие. Эту оперу следует послушать хотя бы ради каватины Нормы, которую музыковеды называют «образцом мелодизма и классикой бельканто» (возможно, не все читатели знают, что маэстро Беллини переписывал ее восемь раз(!), но композитор создал настоящий шедевр).
Как говорят организаторы гастролей Национальной оперы, эти выступления станут творческим прорывом и наведут мосты между Киевом и Львовом.
Выпуск газеты №:
№56, (2011)Section
Культура