Телевидение и массовая дезинформация
Ничтоже сумняшеся, эксперт-абсолютно-по-всем вопросам Инна Богословская на последнем «Шустер Live» торжественно объявила на всю страну, что, мол, из всех великих украинцев в мире знают только Михаила Булгакова и Казимира Малевича. Таким образом, Первый Национальный телеканал в который раз уже стал рупором воинствующего невежества и антинациональной агитации.
Не буду разбирать вопрос, можно ли считать Булгакова украинцем, хотя он таковым себя не считал. Вопрос на самом деле не такой простой, как кажется, поскольку родная сестра писателя пела в хоре киевской «Просвіти» и, очевидно, считала себя украинкой...
Но возьмем только тех, кто связывал себя с украинством, кто хорошо известен и признан за пределами Украины, чьи идеи и действия «конвертированы» в мировую науку, политику или искусство. И очень легко набрасываем «великолепную десятку» — список приблизительный, конечно, но красноречивый. Подаю его не по алфавиту, а так, как всплывали в памяти эти знаменитые фамилии.
Дмитрий Иваненко. Уроженец Полтавщины. Автор протонно-нейтронной модели ядра атома, которую читатели учили в школе, ученый, исправивший ошибки Резерфорда и Гейзенберга. В числе его учеников был и Курчатов (хотя прожил Иваненко значительно дольше Курчатова и умер в 1994 году).
В 1929 — 1931 годах он — заведующий теоретическим отделом Украинского физико-технического института в Харькове, профессор Харьковского университета. Харьков тогда стал (не в последнюю очередь благодаря усилиям Иваненко) одной из мировых столиц ядерной физики. В 1932 году ученые Харькова вторыми в мире (с отставанием на полгода от британцев) расщепили атомное ядро. Сидел, ясное дело. В 1940 — 1941 годах Иваненко работал заведующим кафедрой теоретической физики Киевского университета. Дальше жил и работал за пределами Украины.
Леопольд фон Захер-Мазох. Немецкоязычный писатель, уроженец Львова, сам себя называвший «русином». Многие его известные произведения не только тематически, но и названиями связаны с Украиной. Вспомним хотя бы «Женские образки из Галичины», «Дон Жуан из Коломыи», «Галицкие истории», «Рай на Днестре», «Гайдамаки», «Кровавая свадьба в Киеве». Захер-Мазох, по словам современников, был «национальным поэтом Галичины». Блестяще знал украинский язык, так как рос в украиноязычной среде и разговаривал на нем в быту, более того, по собственному признанию, хотя писал на немецком, думал на украинском. И вообще, разве мазохизм — это не исконно украинская черта характера?
Сергей Королев. Нужно ли его представлять? Уже когда главный конструктор стал знаменитым (но засекреченным от народа), подполковник Александр Войтенко перед назначением на Байконур имел с ним беседу. Ее Королев начал словами: «Здорово, козаче! Українську мову знаєш?» И потом, на Байконуре, когда Войтенко стал генералом, заместителем начальника космодрома, они с Королевым разговаривали на родном языке, пели украинские песни и мечтали о полете на Луну. И с другими украинцами Сергей Павлович предпочитал разговаривать на украинском и укорял тех, кто забывал свой язык или коверкал его.
Валентин Глушко. Человек номер два после Королева в космонавтике советской эпохи, одессит, всегда подчеркивал в анкетах: украинец, ученый-физик, конструктор. Двигатели, созданные КБ Валентина Глушко, подняли в космос первый искусственный спутник Земли, первую автоматическую научную станцию, достигшую Луны, первую пилотируемую орбитальную станцию «Салют», первую автоматическую станцию, совершившую мягкую посадку на поверхность Марса, наконец, уникальный орбитальный самолет «Буран». Сверхмощный носитель «Энергия», выводивший на околоземную орбиту массу более 100 тонн, запустили в 1987 году. И уже был готов к производству уникальный ракетоноситель «Вулкан». Можно было лететь и на Луну, и на Марс. Но именно в это время номенклатурная элита пересела в «Мерседесы» и начала «прихватизацию»...
Юрий Кондратюк (Александр Шаргей). Полтавчанин. Шаргей вывел основные уравнения движения ракеты, обосновал оптимальный способ полета на Луну и возвращения на Землю, разработал теорию создания и функционирования многоступенчатой ракеты и межпланетных промежуточных баз, использования солнечного света и гравитационного поля небесных тел для разгона ракеты, а также энергообеспечения Земли, использования шлюза и скафандра для выхода в открытый космос, наконец, использования в качестве топлива космических ракет водородных соединений некоторых металлов и металлоидов, в частности, бороводорода. Им рассчитаны оптимальные траектории полетов до Луны и планет (в 1969 году корабль «Аполлон» летел до Луны «трассой Кондратюка», о чем говорилось в телерепортажах того времени; такой же трассой люди полетят и к Марсу), схемы высадки на лунную поверхность и тому подобное. Более 20 оригинальных идей и разработок Шаргея-Кондратюка в области космонавтики и ракетостроения во второй половине ХХ века получили высокую оценку научного сообщества. Во всех анкетах, заполненных от имени Юрия Кондратюка, он пишет о себе, даже в 30-х годах, когда в СССР уже разгорелась охота на «украинских буржуазных националистов» или когда он жил в Москве: национальность — украинец, родной язык — украинский. Похоже, это имело для него определенное символическое или, если хотите, экзистенциальное значение.
Степан Тимошенко. Ученый-механик, сделавший большой вклад в теоретическую и прикладную механику, без преувеличения, один из отцов современной урбанистической цивилизации. Тимошенко, воспитавший в США целую плеяду учеников, называют там отцом современной американской механики. Трудно назвать отрасль строительной механики, где бы он не оставил свой вклад. Его исследования позволили по меньшей мере на четверть сократить расходы металла в строительстве.
Роман Виктюк. Львовянин, театральный режиссер, снимал кино, телефильмы, телеспектакли. В советское время работал в театрах Москвы, Ленинграда, Саратова, Казани, Куйбышева, Горького, Риги, Вильнюса. С 1991 года — главный режиссер и художественный руководитель театра Романа Виктюка (Москва). Режиссер более 200 спектаклей. Утонченные, но в то же время экспрессивные эксперименты Виктюка на театральной сцене сделали его одним из хорошо известных (иногда скандально известных) в Европе постановщиков. Всегда подчеркивал, что он — украинец, иногда демонстративно.
Александра Экстер, урожденная Богданович. Художница, сценограф, одна из основательниц Украинской академии искусств в 1918 году, инициатор и организатор I Всеукраинского съезда деятелей культурных организаций. А в то же время — подруга Леже, Матисса, Пикассо. Всего один штрих: она запомнилась своим парижским ученикам (а это была вынужденная эмиграция, естественно), среди которых были французы, кубинцы, чехи, бесконечными рассказами о какой-то загадочной и неизвестной никому Украине. Ну, а об украинских мотивах в ее творчестве, собственно — о глубинной украинскости ее модернизма, вы можете прочитать у профессора Дмитрия Горбачева.
Братья Кличко. Полагаю, комментировать не нужно.
И, наконец, Илья Мечников. Один из основоположников эволюционной эмбриологии, сравнительной патологии, иммунологии и микробиологии. Лауреат Нобелевской премии 1908 года. Этническим украинцем не был. Обычно его связь с Украиной сводят к местам рождения (Харьковщина), учебы (Харьков) и работы (Одесса). Кроме того, говорят о целой плеяде воспитанных им выдающихся украинских ученых, среди которых Александр Заболотный и Николай Гамалия. Однако есть еще одна красноречивая деталь, которая обычно упускается биографами ученого: он в начале 80-х вынужден был уйти из Новороссийского (ныне Одесского университета его имени) университета не за абстрактное «сочувствие к прогрессивным идеям», а за украинофильство.
Таким образом, Национальное телевидение могло бы, конечно, легко дезавуировать заявления некомпетентной политической дамы, опираясь на имена и факты, но этого сделано не было. А потому вместо массовой информации кругами по стране в который раз уже разошлась массовая дезинформация...
Выпуск газеты №:
№24, (2011)Section
Медиа