Перейти к основному содержанию

Площади — разные, Соборность — одна

24 января, 21:05
Начало темы на стр.1-я ПОЛОСА

После представления большинство участников вертепа отправились на Софийскую площадь.

Впрочем, Майдан Незалежности в этот день также не пустовал. На огромной, установленной киевской мэрией сцене шел концерт. В такт музыке люди помахивали флагами. Многие пританцовывали, чтобы согреться. Благо, теперь распивать горячительные напитки в общественных местах запрещено. Уже вечером эти манифестанты соберутся на Липской за своим вознаграждением.

Совсем другой «контингент» собрался на Софийской площади. Если на мост Патона пришла сознательная молодежь, то сюда — люди постарше. Народу на площади было тысяч десять. В глаза бросалось обилие партийных флагов «Батьківщини», «Свободи», Европейской Партии, «Народної Самооборони», «Тризуба» и «Громадянської позиції».

Под сценой столпилось политики. Вначале доминировали бютовцы. Они целовались и веселились. Очередь на выступление была более чем внушительной — записалось почти два десятка человек. Не успел патриарх Филарет завершить свое выступление с призывом ко всем «прекратить бесплодную борьбу друг с другом», как из толпы стали раздаваться крики «Юля, Юля!». Тимошенко не заставила себя долго ждать.

— Вы готовы, если будет нужно, объединить наши ряды и выйти на все майданы в Украине, если до выборов терпеть уже будет невозможно? — обратилась она к людям. — С сегодняшнего дня мы начинаем ежедневную напряженную тяжелую работу по объединению нашей нации. Мы начинаем эту трудную работу для того, чтобы изменить нашу жизнь к лучшему и уже не возвращаться назад.

За сценой в это время бурлила жизнь. «Свободовцы» Олег Мирошниченко и Андрей Ильенко что-то очень горячо обсуждали с бютовским политтехнологом Олегом Медведевым. К слову, «свободовцы» в этот день были на удивление благодушными и миролюбивыми. Непримиримая Ирина Фарион даже сфотографировалось с обозревателем «Сегодня» Александром Чаленко, известного своей любовью к министру Табачнику и Российской Федерации.

Олесь Доний и Юрий Стець рассказывали, как замечательно прошел вертеп.

Тут со сцены спустилась Тимошенко, и все журналисты бросились к ней.

— Юлия Владимировна, вы уже уходите?

— Ну, такой регламент, — оправдывалась она.

И в самом деле, на мероприятии был установлен регламент — каждый участник выступал пять минут. И лишь Тимошенко выступила 15. Вслед за Юлией Владимировной незаметно исчезли практически все бютовцы. Остались лишь Андрей Павловский и Владимир Бондаренко.

— Нужно перестать шпынять друг-друга. В 2002 году нам удалось выбрать Верховную Раду, которая смогла создать демократическое большинство, а в 2004-м — Президента, потому что все были едины. Это очень хорошо, что пришел Кириленко, а Яценюка жизнь еще поставит на место, — сказал корреспонденту «Дня» Бондаренко.

А митинг тем временем шел своим чередом — один участник сменял другого. Больше всего аплодисментов собрали Николай Катеринчук, Анатолий Гриценко и Тарас Стецькив.

— Это момент истины — те, кто пришел на Майдан, заявили, что будут идти до конца в борьбе с этим режимом, а те, кто по разным причинам не пришел, еще получат оценку. Дело же не в том, стоять или нет с Фарион, стоять или нет с Тимошенко, а в том, чтобы выйти к людям и сказать, что нужно делать. А если кто-то не вышел, потому что им Юля или Фарион не нравится, то они, извините, — политические пигмеи, — возмутился Тарас Степанович в разговоре с «Днем».

Ближе к вечеру народ стал расходиться, лишь на Майдане все еще гремела музыка.

А вечером выяснилось, что майдановских манифестантов «кинули». По информации корреспондента «Украинской правды», им не выдали положенные 120 гривен. Заплатили им или нет — тайна, покрытая мраком. Якобы Мустафа Наем в ресторане «Чайкофф» около универмага «Украина» снял на камеру передачу денег организаторам митинга Партии регионов, о чем написал у себя в Facebook.

Но в любом случае этих людей совсем не жалко. Жаль страну, в которой есть люди, готовые продаваться за участие в митингах. Пока в стране есть политические заробитчане, нам нечего мечтать о каких-то перемененах и европейском пути.

РЕГИОНЫ

Не только в Киеве отметили День Соборности. Тернопольщина массово отметила этот день на реке Збруч — в праздновании приняло участие свыше 30 тысяч человек(!). Киев о такой общественной активности может только мечтать. Юноши и девушки, пронеся с разных берегов Збруча желтую и синю ленты, создали на середине моста пятиметровое национальное знамя — символ объединения украинского народа. В небо выпустили голубей и 92 желто-голубых шарика. Также изюминкой праздника стало создание ковалями знаков государства Владимира — двух тризубов. Эти тризубы в дальнейшем будут храниться в областных музеях.

Львовяне также отметили День Злуки живой цепью, которая протянулась от памятника Степану Бандере к памятнику Тарасу Шевченко. По разным данным, держались за руки от пяти до десяти тысяч людей, а вот длина живой цепи (расстояние между памятниками) известна точно — два км. Мимо небезразличных к Соборности Украины, большинство из которых — пожилые люди, двигалась колонна с огромным полотнищем национального флага Украины и баннерами с изображениями Романа Шухевича и Степана Бандеры. Колонна остановилась около памятника Кобзарю, где состоялось вече при участии представителей политических партий и общественных организаций, а впоследствии — экуменический молебен.

В Житомире на 22 января разными общественными и партийными организациями и приблизительно в одном часовом интервале утром были анонсированы, как минимум, три места сбора для празднования Дня Соборности, но реально их оказалось даже четыре. Впрочем, все, кто группировался в разных местах, направились к памятнику Тарасу Шевченко — традиционному месту государственных и национальных торжеств. Там праздничную акцию проводила областная организация «Фронту змін» — и в Житомире ее члены сложили из отдельных частей карту Украины, а затем собравшиеся говорили о том, из каких краев они родом.

В Ровно День Соборности Украины отметили достаточно лаконично. На площади Магдебургского права возле памятника «Погибшим за Украину» состоялась получасовая церемония возложения цветов, в которой приняли участие представители областной и городской власти. Завершились торжества военным салютом.

Хотя в областном центре Волыни для построения символической «живой цепи», которой традиционно отмечали День Соборности Украины, пришло приблизительно полтысячи людей, однако нескольких десятков все-таки не хватило, чтобы эта цепь соединила памятники Лесе Украинке и Тарасу Шевченко. Особенностью этого праздника было большое представительство людей старшего (и даже старого) поколения, но хватало и молодых, которые активно рисовали специальной краской тризуб или желто-голубой флаг на лице или руке. Поскольку акцию презентовали как неполитическую, то и никаких политических лозунгов на Театральной площади города, откуда и начиналась «живая цепь», представлено не было.

День Соборности в Ужгороде отметили народным вечем. Главным событием праздника стало обнародование обращения Закарпатских областных организаций национально-демократических партий и общественных организаций края к лидерам политических партий Украины демократического направления. В обращении авторы отмечают, что «усматривают угрозу формирования в Украине нынешними главами страны тоталитарного и антиукраинского по сути государства, заявляют свой протест политике репрессий, утверждению тоталитаризма, деукраинизации Украины, обездоленности большинства населения и попыткам сепаратизма Закарпатья».

В Симферополе к памятнику Кобзарю пришли делегации патриотических общественно-политических сил... Участники акции приняли три резолюции — в защиту газеты «Кримська світлиця», в защиту прав украинцев в Российской Федерации, а также с требованиями к власти остановить политические репрессии в Украине. В заключение участники митинга выстроились в «живую цепочку».

Накануне Дня Соборности днепропетровские стражи порядка выступили с устрашающими заявлениями о возможности массовых беспорядков в столице и призвали жителей области не поддаваться на провокации. А празднование Дня Соборности в самом Днепропетровске проходило абсолютно мирно и спокойно. В день праздника молодежные организации Днепропетровска провели в центре города неформальные акции и флеш-моби. Отсутствием эксцессов на улицах, похоже, были удивлены излишне пристальные органы внутренних дел. В понедельник милицейское руководство выразило благодарность организаторам и участникам праздничных мероприятий, прошедших «без каких-либо нарушений общественного покоя».

И, наконец, в «шахтерской столице» представители структур власти использовали давно наработанный прием, чтобы «дистанционироваться» от патриотической даты: наскоро возложили цветы к памятнику Кобзарю еще в канун Дня Соборности. А немного раньше Донецкий окружной административный суд запретил проводить 22 января любое торжественное шествие по центру города или другие активные мероприятия. Сделано это было по требованию местных коммунистов, которые в своем судебном заявлении обвинили «националистов» в намерениях дестабилизировать общественное спокойствие, провоцируя уличные столкновения с левыми.

Один из пылких инициаторов праздничного шествия в областном центре, частный предприниматель из Селидова Владимир Кружко все-таки надеялся на патриотический порыв жителей Донецка, которым он собственноручно раздал накануне несколько тысяч самодельных листовок с призывом достойно отметить День Соборности. Но в прошлую субботу Владимира, по его собственным словам, на выезде из Селидова задержала милиция. Повод был почти анекдотический: некоторое время тому назад из торговой точки Кружко исчез бытовой холодильник, и именно в праздничный день якобы возникла безотлагательная потребность провести следственные действия относительно кражи.

В таких условиях празднование Дня Соборности по-донецки получилось малолюдным и статичным. Как позже официально сообщили организаторы, участие в мероприятии приняло 18 партий и общественных организаций, стражи порядка же, которые бдительно охраняли митингующих, насчитывали максимум 70 участников. Печальная арифметика. А больше всего огорчало весьма скромная численность на собрании под открытым небом представителей молодежи.

Как язвительно заметил донецкий поэт Юрко Доценко, «знайомі всі обличчя: старі романтики-ідеалісти, мілкі «грантоїди» та ті ж самі — також постарілі — стукачі». 

По информации корреспондентов «Дня»
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать