Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Палачи все же отомстили

Десять лет в укрытии на хуторе прятал братьев двоюродный дядя
04 ноября, 20:58
НА МЕСТЕ УБЕЖИЩА, ГДЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ СКРЫВАЛИСЬ И УМЕРЛИ БРАТЬЯ ЛОГИН И ЯКИМ МОСКАЛЬЧУКИ, СТОИТ ПАМЯТНЫЙ КРЕСТ / ФОТО НИКОЛАЯ КОМАРОВСКОГО

Этот случай — еще один пример трагической украинской истории. Двое братьев десять лет, с 1944 по 1954 годы, прожили в укрытии, выкопанном в риге своего двоюродного дяди на хуторе Заричка у села Тудоров (современное название — Федоровка) Гощанского района Ровенской области. Сами себя обрекли на эту добровольную многолетнюю темницу. Там они и умерли, а укрытие стало им могилой. Дядя — Иван Москальчук — только перед своей смертью раскрыл страшную тайну о драматичной судьбе братьев. Впервые обнародовал этот факт гощанский краевед Спиридон Кравчук.

Вместе со Спиридоном Кравчуком мы поехали на тот хутор, где похоронены братья Москальчуки. Недалеко проходит дорога в село Русивель Гощанского района.

— Вот здесь была хуторская улица, — рассказывает краевед, который детально знает эту историю, — там стояла рига, а в ней сделано убежище. Говорят, что 90-летний Иван Москальчук просил смерти, но какая-то невидимая сила держала его на белом свете. Жил одиноко на хуторе в старенькой хате. Редко кто к нему заходил. А очистил свою душу перед племянницей — Анастасией Евчук. Рассказал, что у него в сердце есть тайна, может, поэтому и обходит его смерть. Все, кто об этом знал, уже в царстве небесном. Он бы и дальше молчал, если бы советы остались. Но в независимой Украине захотел рассказать, чтобы люди знали...

У Иванова двоюродного брата Андрея Москальчука и его жены Анны было двое сыновей: Логин — 1920 г. и Яким — 1922 года рождения. Красивые ребята, крепкие, как дубки, и работящие, не какие-то там проходимцы или душегубы. Никого на хуторах или в селах во время войны не обидели, не взяли для себя и веточку из чужого двора. Только играли в политику, в годы оккупации водились из бульбовцами. Логин в «Просвіті» книги издавал, распространял среди людей открытки против немцев и большевиков.

В январе 1944 г. советские войска заняли Тудоров. Сразу начались аресты украинских патриотов. Энкаведисты схватили руководителя местной «Просвіти» Александра Оксенчука. Искали и Логина Москальчука, ведь он был первым помощником. Лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств ему удалось избежать ареста.

На все вопросы односельчан и представителей власти, куда исчезли их сыновья, мать и отец отвечали, что ребята где-то завеялись и никаких вестей не подают. Братья некоторое время скрывались в своем доме. Но участились облавы. Тогда их отец договорился с женой двоюродного брата Ивана Москальчука (ее звали также Анной), чтобы она приютила племянников. Думалось, на несколько недель, но это квартирование затянулось. Энергичные и работящие ребята не хотели сидеть без работы, как могли, помогали: и дрова рубили, и хлеб молотили, и траву еще до восхода солнца косили.

Дядя Иван Москальчук вернулся после войны домой в июне 1945 года. Сначала нехотя, но согласился приютить племянников. В риге оборудовали укрытие. Когда во время очередной облавы на хутор приходили «истребки» с обыском, то усадьбу фронтовика не трогали, поскольку его считали своим. Как-то после очередного налета Иванова жена внезапно слегла и через несколько дней умерла. Не выдержало сердце жить в постоянном страхе.

В 1947 году — новая беда. В Сибирь вывезли родителей Логина и Якима. А в 1951 г. пришла весть, что в Молотовской области в ссылке умер глава семейства.

Десять лет братья прожили в укрытии. От всех опасностей спаслись. Перед большевиками, кроме того, что Москальчуки были украинскими патриотами, была еще одна общая вина — не пошли на войну. Укрытие в дядиной риге забрала у них молодость и силу, холостяцкую красоту и здоровье.

— В 1954 г., через год после смерти Сталина, они собирались выехать на Донбасс, хотели устроиться на шахте и таким образом спрятаться, раствориться в огромном Советском Союзе, — рассказывает Спиридон Игнатьевич. — Логин и Яким на случай, если их поймают, придумали, что говорить на допросах, чтобы не выдать своего дядю. А он уже работал бригадиром в колхозе, был уважаемым советской властью тружеником, его даже должны были наградить за добросовестный труд. Вот он и испугался. Когда племянники рассказали о своих намерениях, то дядя Иван закрыл их в укрытии. Очевидно, братья просто задохнулись в этом убежище. Поэтому от смерти не спрятались. Дядя засыпал их тела землей, заровнял укрытие, чтобы никто не мог догадаться, а ригу разобрал.

О Логине и Якиме Иван Москальчук никому не рассказывал. Боялся, что советская власть сгноит его в лагерях. Постоянно жил в страхе. Но на старости лет совесть замучила, что не уберег племянников, спокойно жить не давала совесть. Поэтому и сознался перед смертью...

Теплый и солнечный осенний день. От хутора остался огромный запущенный сад, в котором в этом году хорошо уродили яблоки. Когда-то здесь были добротные усадьбы. Подходим к могиле-укрытию. Спиридон Кравчук кладет цветы. Здесь насыпали могилу, поставили крест, ежегодно проводят заупокойный молебен.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать