«Решительный шаг»
Грузия принимает закон о люстрацииНа днях грузинский парламент принял в первом чтении законопроект о люстрации, озаглавленный как «Хартия свободы». Законопроект о люстрации предусматривает установление должностных ограничений для бывших сотрудников спецслужб Советского Союза, а также бывших высших должностных лиц Компартии и комсомола. В документе содержится положение о создании комиссии по люстрации. Эта комиссия будет вправе также принимать решения об искоренении коммунистической или фашистской символики, культовых строений, памятников, монументов, названий улиц или носящих пропагандистский характер других средств, а также вести их реестр.
ЮРИЙ ШАПОВАЛ, доктор исторических наук, профессор:
— Саакашвили и нынешний политический истеблишмент Грузии решительно демонстрируют свое дистанцирование от тех ценностей, причастностью или тягой к которым кичится и подчеркивает нынешний режим в Украине или политический режим в России. Это достаточно решительный шаг, заявляющий о том, что Грузия подводит черту под тем прошлым, которое вовсе не было таким романтичным и розовым, как это пытаются утверждать определенные силы в России и особенно теперь, в Украине. Это очень важная вещь. Потому что то, что в настоящий момент происходит в Украине напоминает какой-то фантасмагорический политический театр: вчерашние комсомольцы, вчерашние партийцы, «красные» директора на наших глазах превращаются в каких-то капиталистических монстров, латентных олигархов, со всеми соответствующими атрибутами поведения, жизни. А хуже всего, с какой-то непонятной, абсолютно иррациональной идеологией, когда они пытаются соединять советские ценности, с их точки зрения, с благами так называемого капитализма, который, как мы знаем, не является капитализмом, если брать пример Украины.
Безусловно, люстрация в Украине нужна. Я об этом писал достаточно давно, еще в конце 1990-х гг., наталкиваясь на непонимание и странные взгляды моих коллег. Люстрация может проводиться в разных формах: не в каких-то грубых, примитивных, скандальных формах, хотя без этого, понятное дело, не обойдется. Для этого нужна политическая решительность и понимание того, о чем я раньше сказал: попытка отойти от постсоветских стереотипов мышления. И, главное, люстрация подведет хорошую черту — покончить с этой идеологией и той ситуацией, в которой оказалась Украина. Потому что она с ненавистью относится к своему родному языку, когда часть украинцев называют полулюдьми и со всеми остальными делами: демагогичными и антидемократическими, которые мы сегодня наблюдаем. Люстрация, мне кажется, могла бы быть тем инструментом, который бы не давал таким людям, как например, Дмитрий Табачник, вообще выныривать на управленческую поверхность. Но тем не менее, все в один голос утверждают, что это приносит какие-то драматические коллизии, противоречивость и даже какие-то трагические ноты в нашу «мирную» жизнь. В действительности, это не так. Вопрос заключается в том, какими методами и во имя чего люстрацию осуществлять. Пока власть об этом не задумается, мы будем иметь непонятную философию и непонятное государство или полугосударство, каким является сегодня Украина.
Выпуск газеты №:
№199, (2010)Section
День Планеты