Как не проворонить экономику нового времени
Мартин РАЙЗЕР: За одно поколение украинцы вполне могут достичь европейских стандартов жизни![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20101005/4180-5-1.jpg)
Украина находится на старте нового этапа всемирной глобализации, характеризующегося кардинальными изменениями экономической структуры ведущих государств мира. Финансовый кризис 2008 года заставил настоящих экономических монстров (США и страны Европы) обновить свой экономический арсенал, который в ближайшем будущем неотвратимо приведет к очередному перераспределению мировых рынков сбыта. Как при этом отвоевать «свое», украинским властям решили посоветовать специалисты Всемирного банка, презентовавшие новый меморандум под названием «Стратегический выбор для ускорения и поддержки роста в Украине». На 120 страницах этого документа подан перечень рекомендаций относительно того, как быстро и максимально безболезненно достичь экономического чуда в нашем государстве. Об условиях построения в Украине экономики нового времени «Дню» рассказал директор Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Мартин РАЙЗЕР.
— В резюме к меморандуму об экономическом развитии Всемирный банк достаточно высоко оценивает будущие роль и место Украины на европейской территории. Какие экономические резервы позволяют делать такие прогнозы?
— Оглядываясь на два десятилетия перехода к рыночной экономике, создается впечатление, что Украина еще не полностью использовала свой потенциал. Проанализируем хотя бы деятельность сельского хозяйства. Сегодня урожайность сельскохозяйственных культур в Украине составляет всего одну треть от урожайности культур, выращенных на подобных землях в Европе. Или рассмотрим аэрокосмическую или машиностроительную отрасли. Традиционно Украина имеет мощный потенциал инженеров и специалистов для успешной работы этих отраслей. Однако широкого доступа к мировым рынкам сбыта пока что нет. Похожая ситуация наблюдается и в остальных отраслях. Поэтому полное использование всех отраслевых мощностей позволит украинской экономике ежегодно расти на 7 — 8% ВВП. На наш взгляд, Украина имеет хорошие шансы стать двигателем экономического роста в Восточной Европе. То есть впереди очень значительные экономические возможности. Но чтобы их реализовать, важно эффективно использовать все преимущества своего географического положения, богатые природные ресурсы и квалифицированную рабочую силу.
То есть нужно срочно проводить глубокие структурные реформы. В 2000 — 2008 годах страна имела средние показатели роста экономики (около 7% ВВП в год) по сравнению с другими странами региона. Это помогло существенно снизить уровень бедности среди населения: с 47% в 2002 году до 16% в 2009 году. Вместе с тем серьезным реформированием экономики никто не занимался, потому что с 2005 по 2009 год внутри государства продолжалась сильная борьба за власть. Нынешний же финансовый кризис, вызвавший падение ВВП на 15% в 2009 году, и медленные темпы восстановления мировой экономики доказывают: предыдущая модель экономического развития уже не может стимулировать движение Украины вперед. Главные факторы докризисного роста — быстрое улучшение условий внешней торговли и значительный приток иностранного капитала, который особенно усилился после 2005 года, — уже не будут играть ведущую роль в становлении отечественной экономики.
В меморандуме поданы рекомендации Всемирного банка о том, какие меры следует принять украинским властям для построения новой, более эффективной и мощной экономики. Рекомендации направлены на решение трех основных проблем: преодоление фискального кризиса, улучшение инвестиционного климата и реформирование государственного сектора, судебной и административной систем. От того, какие решения примут руководители Украинского государства сегодня или в течение следующих трех лет, будет зависеть общий сценарий дальнейшего развития страны. Он может быть либо набором хаотических мероприятий с низкими темпами роста, либо путем быстрой модернизации экономики, который превратит Украину в локомотив Восточной Европы.
СТАТЬ УСПЕШНЫМ БЛАГОДАРЯ ЗНАНИЯМ
— Как, с вашей точки зрения, изменилась украинская экономика на протяжении двух лет кризиса?
— Конкретные итоги подводить рановато, так как кризис в некоторой степени еще продолжается. Однако уже сейчас можно говорить, что деятельность компаний стала более взвешенной и продуманной. До кризиса все пытались покупать как можно больше активов и в целом увеличивать оборот компаний и холдингов. Приносят ли эти активы прибыль — было второстепенным вопросом. Теперь ситуация изменилась. Компании, наоборот, значительное внимание стали уделять именно прибыльности. Увеличились и инвестиции в освоение новых производственных технологий, что в перспективе сделает украинский бизнес более конкурентным на мировых рынках. Чтобы закрепить эти позитивные эффекты от кризиса, власти нужно отказаться от практики экономических реформ по сценарию «один шаг вперед, а потом два назад».
— Основной месседж обновленного меморандума — строительство экономики нового времени. Что вкладываете в это понятие?
— Двигателями новой украинской экономики должен стать рост производительности труда и внедрение инноваций во все сферы жизни. И без усиления конкуренции между предприятиями на рынке этого достичь нельзя. В моем понимании обновленная украинская экономика даст возможность каждому стать успешным благодаря его собственным знаниям, а не благодаря персональным связям.
— Как быстро ее можно построить?
— Если в течение 10 лет экономика ежегодно будет расти на 7 — 8% ВВП, то Украина догонит уровень доходов населения новых стран — членов ЕС. Сохранение таких темпов роста еще на 10 лет выведет вас на уровень государств Центральной и Восточной Европы. То есть за одно поколение возможно достичь вполне приемлемых европейских стандартов жизни. Вместе с тем существует много сфер, где ждать не нужно: три-пять лет — и реформы будут проведены (сектор предоставления государственных услуг, отдельные аспекты образования, науки и здравоохранения, жилищно-коммунальные услуги).
— Ваши прогнозы об экономических перспективах Украины очень обнадеживающие и оптимистичные. Но они не совсем вписываются в обозначенную Президентом Украины задачу — до 2020 года войти в двадцатку самых развитых стран мира.
— Я смотрю на это несколько иначе. Очень хорошо, когда лидеры государства ставят перед собой амбициозные задачи. Этим они демонстрируют, что уже не думают о следующих выборах, а формируют четкое виденье развития страны на следующие 10 — 20 лет. Лично для меня не важно, уложится ли Украина в отведенное Президентом время. Главное, чтобы после четких амбициозных задач появилась сильная политическая воля, мощная исполнительная команда и надежная поддержка парламента для выполнения этой задачи. Правильность этого утверждения демонстрирует опыт некоторых стран бывшего Советского Союза, которые поставили себе довольно амбициозные задачи и в результате достигли значительного прогресса. Посмотрите на Грузию — всего за пять лет страна значительно снизила уровень коррупции в государственном секторе. Другой пример — Беларусь. В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» Беларусь за три года поднялась с 148-го места на 58-е. Украина тоже может достичь подобных успехов.
НУЖНА «РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА»
— Будут ли успешными реформы в Украине, учитывая то, что их собираются проводить через систему бюрократии, полномочия которой в итоге и должны сократиться? Возможно, нужно искать другой путь проведения реформ?
— Подходы могут быть разными. Однако однозначно могу сказать, что в Украине, в первую очередь, нужно реализовать «регуляторную гильотину». И в этом плане лучший пример миру продемонстрировала Грузия, которая просто отменила все регуляторные учреждения. Их нет, и по ним никто не скучает. С другой стороны, Украина — европейская страна, поэтому, безусловно, нужно присоединяться к международным стандартам. То есть властям следует отменить неэффективные регуляторные органы, часто дублирующие функции друг друга, изучить европейское регуляторное законодательство и двигаться в направлении адаптации к его нормам.
— А какие неэффективные органы, с вашей точки зрения, должны «умереть» в Украине?
— Определять такой перечень должно правительство, подробно изучив функции и деятельность всех государственных регуляторных учреждений. Но для примера скажу, что в Украине существуют элементы регулирования пищевой продукции, никоим образом не связанные со здоровьем населения и безопасностью питания. В большинстве европейских государств таких норм нет, украинские соответствия тоже должны исчезнуть. В секторе питания должны регулироваться только нормы соблюдения безопасности продуктов питания, контроль за которыми можно организовать в процессе производства первичных продуктов. Все остальные нормы — ликвидировать.
— Но, кроме поддержки «сверху», реформы должны поддержать «низы». Насколько вероятен обратный эффект от заявленных украинским правительством реформ?
— Все реформы, и Всемирный банк делает на этом особое ударение, должны проводиться только в комплексе с разъяснительной работой среди населения. Конечно, людям тяжело принять реформы, поскольку они не знают и не понимают, что изменения улучшат условия открытия и ведения бизнеса, усилят защиту интересов семьи и бизнеса, улучшат качество медицинских, образовательных и жилищно-коммунальных услуг. Важно также убедить людей, что реформы коснутся всех — и, прежде всего, чиновников и богатых. Задача же правительства — следить, чтобы так и было. Кроме того, власти должны позаботиться о защите малообеспеченных слоев населения. Если сделать социальную помощь действительно адресной, то ее могут получать 20 — 25% граждан, но никоим образом не 80%.
— Для улучшения инвестиционного климата украинские власти предлагают предоставлять налоговые преференции отдельным отраслям экономики. Насколько эффективен такой подход?
— На мой взгляд, отраслевой принцип поддержки — неправильный. Он не принесет пользы. В начале интервью мы говорили о значительном запасе экономического потенциала практически во всех отраслях. Так почему бы не улучшить инвестиционный климат для всех? А уже когда речь пойдет о конкретном договоре в конкретном секторе, тогда можно вводить отдельные специфические мероприятия. Я считаю, никакого улучшения инвестиционного климата не будет, если все реформы сведутся только к закрытию налоговых дыр, освобождению от определенных видов налогов, предоставлению каких-то привилегий или субсидий. Власти должны заботиться о защите прав инвестора и о равных правилах игры на рынке для всех; инвестировать в такую инфраструктуру, которая помогает развитию всего бизнеса, например, вкладывать средства в улучшение транспортной сети и логистики.
Выпуск газеты №:
№180, (2010)Section
Экономика