Перейти к основному содержанию

Таланты и... «поклонники»

22 июля, 19:55
ФОТО АВТОРА

Богу — душу, Сердце — даме,
Жизнь — державе, Честь — никому!

Эти заповеди Кодекса Чести рыцарей прошлых веков сейчас, кажется, напрочь забыты. Не хочется делать обобщения и в очередной раз скептически отзываться о современных мужчинах, в том числе о современных украинских предпринимателях. Но история, в которую попала первый народный мастер Украины по реконструкции трипольской керамики Людмила Смолякова, настолько меня задела, настолько ярко высветлила отношения Таланта и Заказчика, что промолчать об этом просто невозможно.

Недаром говорят: «артиста может обидеть каждый», и это правда. Ведь народные мастера любого направления — те же артисты, с тонкой душой, с полной неприспособленностью к сегодняшним, так называемым «рыночным» (вернее, базарным) отношениям. Они полны желания нести людям радость своего творчества и не всегда могут постоять за себя и дать достойный отпор тем, кто их откровенно обманывает. И даже делает свой бизнес на чужих произведениях. А такое понятие, как «авторское право», просто неприменимо и недоступно пониманию наших нуворишей. В их глазах только «зеленый» блеск и больше никаких проявлений нормальных, ответственных перед Талантом обязательств. Таланту нужна помощь, как правило, юридическая.

Еще в 2002 году Людмиле Смоляковой предложили вылепить композицию «Стол согласия» для установки его на подворье небольшого музея в Триполье Киевской области. Композицию разработал архитектор А. Гайдамака, и состояла она из шести женских фигур, сидящих на тронах-бычках. Основатели и владельцы музея «Аратта-Украина» — А. Полищук, В. Лазоренко, Ю. Шилов и А. Гайдамака. Основным заказчиком и куратором работы был В. Лазоренко.

Когда я смотрю на эту хрупкую маленькую женщину, мне трудом представить, что через ее руки прошли тонны глины. Заказ Людмила выполняла в соавторстве с Юрием Тимочко, профессиональным фотохудожником, прекрасно освоившим технику лепки керамики.

Сказать, что они очень тяжело работали, это вообще ничего не сказать. Лепка реконструкций трипольской женской статуэтки и трона в виде бычка общей высотой около метра общим весом до двухсот килограмм каждая, нанесение «врезного» орнамента и раскраска ангобами (глиняными красками) требовали от исполнителей огромной физической силы, мастерства, глубокого знания истории трипольской цивилизации. Технология лепки трипольской керамики — вообще очень сложный процесс. Нужно хорошо знать свойства глины, а она по своему составу бывает совершенно разной, и ее свойства зависят от того района, где она была добыта. Способность предвидеть, как сырое изделие, да еще такое крупное, себя поведет во время лепки, сушки, раскраски, перевозки на отжиг и во время многочасового отжига при температуре около 1000 градусов, доступна только большим мастерам. Многому пришлось и учиться заново, работу такого объема выполняли впервые. Но Людмила и Юрий прекрасно справились с заказом. Вот уже восемь лет «Стол согласия» украшает двор музея, привлекает многочисленных посетителей и, по-моему, является просто «изюминкой» музея. Таких скульптур и в таком количестве просто нигде больше нет. К сожалению, презентации «Стола...» не было, мастеров не пригласили на открытие, что несколько странно и даже немножко обидно.

Но вот работа выполнена, все довольны — и мастера, и заказчики, и хозяева, и гости музея. Как говорится, жить бы да радоваться, любоваться прекрасными скульптурами. А радости и нет. Почему? Ответ прост — многомесячный труд просто не оплачен. Трудно в это поверить, но это правда. Есть тут один нюанс: перед началом работ не был оформлен договор, не было сметы, только устные договоренности и обещания хорошо оплатить труд и дополнительные расходы. Ну, как тут не поверить уважаемым и известным стране людям? Справедливости ради — заказчиком была закуплена только половина необходимой для работы глины (остальное закупала Смолякова), оплачен отжиг изделий. И это все.

Прошло много лет, музей, кстати, очень интересный и действительно представляет уникальную ценность для Украины, вызывает немалый интерес у зарубежных гостей, да и, кажется, неплохо существует. Экскурсоводы говорят, что он единственный в мире, это радует и вызывает чувство гордости. В интернете часто читаю интервью С. Полищука и согласна со всеми его словами о важности знания истории своей страны, но история создания «Стола согласия» сводит на нет все благородные слова и поступки владельцев музея.

Осенью 2009 года я посетила музей. Постояла около скульптур, погоревала об отбитой голове у одной из них, но мне сказали, что вскоре все исправят. Уехала в Киев с надеждой.

30 мая уже нынешнего 2010 года я вновь приехала в Триполье и пришла в музей. То, что я увидела, уже вызвало не огорчение, а самое настоящее возмущение. У безголовой скульптуры вообще не оказалось туловища, торс валялся рядом. У другой скульптуры по ногам идут трещины, третья женщина сидит на осколках трона. Фигуры не только не реставрируют, их просто доламывают на потеху гостям. Чем объяснить такое варварство? Объяснить можно все и чем угодно, тяжелой зимой, отсутствием реставратора, а может просто ленью и безразличием, ведь работы эти достались владельцам практически бесплатно, так и зачем их беречь. А еще говорят, приватные владельцы ведут свои хозяйства гораздо лучше государства. Уже сомневаюсь.

После всего увиденного Людмила Смолякова начала вести переговоры с В. Лазоренко о возврате ей всех 6-и фигур, оплате их 8-летней аренды или полной выплате их стоимости. Телефонные переговоры зашли в тупик, да и телефон Лазоренко теперь просто молчит. И что делать? Конечно, хотелось бы все конфликты решать мирным путем, полюбовно, к взаимному удовольствию. Но, в данном случае, видимо, не получится. Для начала решили обратиться к СМИ. Ну а дальше, возможно, в суд. Как говорится, за материальной и моральной компенсацией, за справедливостью.

Ну и в заключение. Смолякова мечтает подарить эти скульптуры какому-нибудь государственному музею. Если получит их обратно, конечно. Вот такая история. Конца ее пока не видно. И опять я думаю о чести, говорят при царском режиме купцы совершали многомиллионные сделки просто «ударив по рукам» и купеческое слово было дороже всех печатей и договоров. Просто люди дорожили своей ЧЕСТЬЮ. Ведь это так просто — иметь Честь и держать данное слово. Или я ошибаюсь?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать