Наши на Апеннинах
30—40 лет назад Италия пережила такую же трудовую миграцию, как сейчас Украина. Чему мы можем поучиться у итальянцев?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20100714/4123-6-1.jpg)
Ехали, едут, и будут ехать украинцы на заработки за границу — о таких тенденциях сегодня говорят исследователи украинской трудовой миграции. Там кризис и здесь кризис, но здесь, в Украине, — хуже. Сейчас во Львове каждый второй житель до 30 лет хочет поехать работать за границу. И привыкших к экстремальным условиям женщин (80% трудовых мигрантов — именно они, в частности, в Италии) трудности не пугают: пусть будет тяжело, работая, чем тяжело, не работая. Следовательно, будут оставлять детей на воспитание бабушкам или опекунам, и дети станут расти без матери (отца), думая, что это нормально. В конце концов, нет объективных причин на то, чтобы украинские мигранты возвращались домой. Причин же, чтобы уехать из Украины, — более чем достаточно.
Самые распространенные профессии женщин-мигрантов — учитель, бухгалтер, инженер и врач (медсестра). Понятно, что сейчас, когда представителям этих профессий ничего в Украине не «светит», они будут искать какие-то варианты за рубежом и конкурировать там, согласно отчету ООН, с выходцами из Марокко, Сальвадора и Филиппин. Кстати, Украина — четвертая по численности женщин-мигрантов в Италии.
«ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» ИТАЛЬЯНСКОЙ МИГРАЦИИ
Если в вопросах, касающихся политики, международного сотрудничества, наконец, уровня развития инфраструктуры к Евро-2012, Украину часто сравнивают с Польшей, то в вопросе сиротства, воспитания детей — с Италией. По данным Всеукраинского благотворительного фонда «Запорука», в Италии сегодня работает от 1,3 до 3,3 миллиона украинских женщин. 60% из них имеют детей, следовательно, по самым лучшим подсчетам, 600 тысяч — 1 миллион 400 тысяч детей оставлены дома в Украине с родственниками или знакомыми. Именно к проблеме брошенных детей привлекают внимание уже как украинские, так и итальянские общественные организации и ученые: постоянно то в Италии, то в Украине проходят семинары или конференции, посвященные проблеме трудовой миграции и сиротству.
Мы многому можем поучиться у итальянцев — как хорошему, так и на их ошибках. Например, присмотру и отношению к детям: в Италии отсутствуют интернаты, привычной практикой является усыновление чужих детей, нормально приглашать к себе на каникулы маленьких иностранцев и усыновлять их. Это больше касается политики государства — поддерживать семьи с детьми, особенно актуально это сегодня, когда правительство Азарова «сдало назад» — хочет расширять сеть интернатов в Украине.
Плохое, которого у нас пока что вроде бы нет, но есть в Италии, — это брошенные старики.
— В Италии, к сожалению, не хватает определенного сектора социальных услуг, в частности, в сфере ухода за стариками и больными. Сиделки, в том числе из Украины, практически закрыли собой эти нишу. И я думаю, что наша обязанность — заниматься всеми последствиями этого явления, — сказал член Организации международного сотрудничества и гуманитарной помощи Джан Луиджи Лио на семинаре по проблемам украинских «социальных сирот», прошедшем в Риме, сообщает «Немецкая волна».
Откуда взялась эта «ниша», когда за итальянскими стариками некому присмотреть?
— Италия до 60—70-х годов была довольно бедной страной, и миллионы итальянцев уезжали за границу — в Германию, Великобританию, страны Скандинавии, США — в поисках работы. Мы сами — дети мигрантов, покидавших Родину, чтобы заработать для нас же на учебу, купить недвижимость. Нашим родителям повезло — удалось вернуться на Родину, открыть свой бизнес и таким образом развить Италию. Поэтому итальянцы очень хорошо понимают эти проблемы. Миграция в Италии стала шансом для нее развиться, — сказал на конференции в Киеве Маурицио Каррара, глава мощного банка Unidea-UniCredit Foundation.
Логично предположить, что люди пожилого возраста, за которыми в Италии сегодня некому присмотреть, — это те же итальянцы, которые в 60—70—80-е годы выезжали за границу на заработки, оставляя детей своим родителям или знакомым. Итальянские социальные сироты выросли, у них, как их научили родители, те же приоритеты — работа, карьера, деньги, бизнес. И родителей «отблагодарили» той же монетой — за ними тоже присматривают чужие люди.
В Украине, к счастью, этого нет. Но предпосылки к такому отношению уже сформировались в детях, растущих без матерей.
— По официальным данным социальных служб Львовской области, сегодня в регионе насчитывается 19,5 тысячи социальных сирот — детей, родители которых сейчас на заработках. В каждом третьем-четвертом случае за ними присматривают не родители. В этой ситуации в поддержке нуждаются все: женщина, брошенная семья, убеждена президент Всеукраинского благотворительного фонда «Запорука» Наталия Онипко.
Чтобы предотвратить такую деформацию семейных ценностей, психологи работают с детьми и родителями, хотя вряд ли это глобально решит проблему. Одна из журналисток на встрече с итальянскими и украинскими специалистами сказала, мол, почему мы делаем из этого проблему, ведь в Европе является нормой то, что дети учатся в колледжах вдалеке от дома, с родителями встречаются редко — «раз в году едят индейку», так почему мы думаем, что нашим детям плохо? Наверное, то, что в старости за тобой присматривает иностранка, которая даже толком не владеет языком (30% украинских мигрантов ощущают языковой барьер), — это следствие той «раз в году индейки». В Украине связи более крепкие, и это хорошо.
— В школах, в информационных центрах у нас проходят встречи педагогическим коллективом, детьми. Мы констатировали проблему: когда происходит разрыв семейных взаимоотношений между матерями и детьми, теряется очень много наших семейных ценностей. Следовательно, наших детей в будущем коснется проблемный вопрос, который возникает, когда разрушается модель семьи: в дальнейшем, когда дети становятся взрослыми, воспитываясь и вырастая в таких условиях, в одиночестве, они не смогут восстановить модель. В них не будут заложены функции, которые выполняет семья. Зарубежный феномен немного другой, он построен изначально иначе, а у нас семья — это совокупность, это единство, — считает психолог Львовского информационного центра Марьяна Ныч.
ОБЩЕНИЕ С РОДНЫМИ ПРИ ПОМОЩИ SKYPE-СВЯЗИ
По последним социологическим данным, 62% респондентов Западной Украины недовольны социально-экономической жизнью, почти 20% ответили, что согласились бы нелегально работать за рубежом ради хорошего заработка. Поэтому ни у итальянцев, ни у украинских организаций на этот счет нет иллюзий — миграция не прекратится. Тем более, по наблюдениям психологов, у трудовых мигрантов появилась привычка к такому зарабатыванию денег, к кочевничеству.
Итальянки, родители которых тоже пережили такое, хорошо понимают украинок: они сами оставляют на практически незнакомого человека престарелых родителей, детей или дома. «Я видела людей, которые мне верят. Они не брали у меня паспорт, знали только мое имя и оставляли мне дом и ключи от него», — так сказала одна из мигранток во Львовском информационном центре.
Общественные организации, помогающие мигрантам, часто инициируются людьми, которые сами пережили «заработки» за рубежом, разлуку с родными. Их нынешняя задача — дать возможность общаться родителям и детям благодаря skype-связи (бесплатно). Это совместная инициатива Всеукраинского благотворительного фонда «Запорука» и итальянской общественной организации «Солетерре». Кстати, работу в поддержку семей и детей мигрантов «Солетерре» ведет в Сальвадоре, Марокко, Индии, Филиппинах и т.д. Кроме того, в информационных центрах, созданных этими организациями в Италии (Милан) и Украине (Львов), где дети получат возможность выходить на связь с родными, дети и их родители смогут получить консультацию юриста и психолога. Скайп-связь — это, конечно, не живое общение, но родители хотя бы будут видеть, как растут дети, как они меняются, чтобы не было такого, что по приезде домой матери теряют сознание, увидев взрослого сына.
По словам Маурицио Каррары и информации итальянской гуманитарной ассоциации Soleterre ONLUS, есть две причины, по которым украинские дети интересуют итальянцев. Первая — в Италии каждое лето принимают группу украинских детей, пострадавших от аварии на ЧАЭС (так произошло первое знакомство с Украиной, дети много чего рассказали о нашей стране); вторая — по официальным данным Италии, там работают сотни тысяч украинок. Особенно «густонаселен» украинками район Ломбардия. Здесь, по официальным данным, в 2001 году было 1300 наемных наших женщин, а в 2009-м — 41,5 тысячи (рост — три тысячи процентов). Кстати, в Миланском информационном центре, где будет работать скайп-связь, желающие смогут поучиться тому, как открыть собственный бизнес на Родине.
Какими бы ни были заработки, как говорят мигранты, на «чужбине», дальнейшую жизнь они видят в Украине. На это сильно влияет и психологический фактор. «Те, кто приезжает в Италию, не чувствуют себя ни украинцами, ни итальянцами. Они транснационалы, работающие на ничейной зоне. Потому у этих людей есть большое желание вернуться на Родину и открыть собственное дело», — говорит президент итальянской гуманитарной ассоциации «Солетерре» Дамиано Риззи.
Чтобы это сделать, нужны немалые усилия. Бесспорно, сами мигранты смогли бы стать малыми и средними предпринимателями, могли бы вкладывать душу в дело. Но те условия, в которые их ставит страна сразу после пересечения границы, оптимизма не придают.
Выпуск газеты №:
№123, (2010)Section
Общество