Прелюдия
В прокат вышел фильм о юности Джона Леннона![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20100705/4116-2-3.jpg)
Есть темы в кинематографе поистине беспроигрышные, например экранные биографии рок-звезд; о любых картинах, посвященных истории «Битлз», и говорить не приходится. Поэтому новый британо-канадский фильм Nowhere Boy, который в нашем прокате идет под названием «Стать Джоном Ленноном», просто обречен на внимание.
С равным успехом можно было бы пустить эту ленту под названием «Все, что вы хотели знать о Джоне Ленноне, но боялись спросить». Ведь сценарий написан Мэттом Гринхэлгом (сценарист фильма «Контроль» о жизни Йена Кертиса, лидера группы Joy Division) по книге воспоминаний сводной сестры Джона Леннона Джулии Бейрд «Представьте это: взросление с моим братом Джоном Ленноном». Имя режиссера — Сэм Тэйлор-Вуд — известно в Украине. Произведения британской художницы экспонировались в киевском PinchukArtCentre, а три года назад она в составе интернациональной арт-команды представляла нашу страну на Венецианской биеннале.
До сих пор Тэйлор-Вуд была известна благодаря концептуальным фотосериям (наиболее знаменитая — «Плачущие мужчины», цикл портретов плачущих знаменитостей) и экспериментальным работам в формате видеоарта. В 2006 году Тэйлор-Вуд попробовала себя в качестве режиссера, сняв эпизод для скандального альманаха «Запрещено к показу», а ее короткометражка «Люблю тебя сильнее» (2008 г.) попала в конкурс Каннского фестиваля и номинировалась на главную британскую кинонаграду БАФТА. «Стать Джоном Ленноном» — ее полнометражный дебют.
Тэйлор-Вуд и Гринхелг пытаются преодолеть биографический шаблон, сочетая роман воспитания и мелодраму. Леннон (Аарон Джонсон) предстает изначально несчастным, наполовину сиротой: ведь его воспитывает тетя Мими (Кристин Скотт Томас), а свою беспутную мать (Анн-Мари Дафф), которая живет всего в нескольких кварталах, он почти не помнит. Режиссер подходит к делу с усердием дебютанта, пытаясь угодить сразу всем: и критикам, и простым зрителям. «Стать Джоном Ленноном» изобилует слезливыми сценами, актеры играют в соответствии со всеми стандартами мелодрамы — преувеличенно эмоционально, независимо от того, изображают ли они горе, злость или радость. При этом настоящего драматизма немного. В целом, несмотря на обилие событий — две смерти, масса разговорных сцен, семейных ссор и музыкальных номеров — на содержательном уровне от картины остается ощущение короткометражки, растянутой на полтора часа.
С другой стороны (это уже для критиков) — прекрасная композиция кадра (все-таки снимала художница), качественные музыкальные сцены и талантливые, несмотря на глицериновые слезы, актеры: хороши и Аарон Джонсон, и Анн-Мари Дафф, и особенно Кристин Скотт Томас; среди «детских» ролей запоминается неожиданно трогательный Томас Сангстер в роли Пола Маккартни.
«Стать Джоном Ленноном» вряд ли будет заметным кинособытием сезона. Но представление о том, из какого сора растут даже самые светлые и легкие песни и стихи, этот фильм дает — тем и ценен.
Выпуск газеты №:
№116, (2010)Section
День Украины