Как вернуть «моду» на здоровье?
Ольга БАЛАКИРЕВА: Необходимо создать возможности для тех, кто хочет заниматься спортом, соответствующую мотивацию и примеры для подражанияСлово «молодой» ассоциируется с «активный», «здоровый», «веселый», «успешный» — со всем лучшим. Дети, молодежь — носители украинского генофонда и то, какой будет Украина через 30—40 лет, зависит от них. Но уже сегодня 40% детей в возрасте от 11 до 17 лет чувствуют себя больными. Реклама табака, алкоголя, плохой пищи — да, это сильно влияет на поведение детей. Но основное — плохой пример родителей. И если одной из базовых составляющих успеха является хорошее состояние здоровья, то о каком успехе Украины можно говорить, если занятие спортом современная молодежь не считает модным? Подтверждают это и периодические исследования Украинского института социальных исследований им. А. Яременко здоровья подростков (такое исследование проводится параллельно еще в 40 странах мира). Сейчас специалисты института обрабатывают данные очередного опроса «Здоровье и поведенческие ориентации учащейся молодежи», которое завершилось в апреле этого года (последнее проводилось два года назад). В нем приняли участие около 10 тысяч школьников в возрасте 11, 13 и 15 лет, а также студенты профессионально-технических заведений и первокурсники вузов. Как изменилось состояние здоровья школьников за последние годы и как государству влиять на поведение детей «Дню» рассказала кандидат социологических наук, председатель правления Украинского института социальных исследований им. А. Яременко Ольга БАЛАКИРЕВА.
— Ольга Николаевна, о каких проблемах говорят подростки в плане здоровья и готовы ли они их решать?
— По нашему исследованию, здоровыми себя считают приблизительно 60% подростков. Тем не менее подростковая группа украинцев по сравнению с подростками других стран, также принимавших участие в таком исследовании, имеет наиболее низкую самооценку состояния своего здоровья. И это неудивительно, ведь дети признают, что некачественное питание, низкая физическая активность, избыточный вес (это отмечает пятая часть молодых респондентов), значительное распространение табакокурения (в возрасте 15—16 лет есть дети, которые это попробовали и уже бросили), употребление алкоголя имеет место в их жизни. Кстати, сегодня употребление алкоголя является частью проведения свободного времени, это стало частью молодежной субкультуры. Также наше исследование выявило, что проблемой является низкий уровень обращений к медицинским услугам. Не все подростки, достигшие 14 лет, знают, что имеют право идти к врачу без сопровождения родителей. А дети, как правило, часто стыдятся ходить к медикам вместе со взрослыми. Поэтому и не проверяют состояние своего здоровья вообще. Судя по этому, решать проблемы со здоровьем подростки пока что не готовы.
О том, что их здоровье прекрасное, в шестом классе сообщает только 28% учеников, а среди студентов вузов — всего 8%. То есть с возрастом происходит существенный скачок. Часто это субъективная оценка, то есть ощущение своего состояния здоровья на данный момент или с учетом негативных привычек. В то же время хорошим свое здоровье называют приблизительно 50% опрошенных, считают его плохим от 20 до 37% в зависимости от возрастной категории. Также проблемой для подростков является избыточный вес. Так, более 70% считают, что имеют нормальный вес, 8% — недостаточный, а остальные говорят об избыточном весе. Но это не медицинская статистика, а всего лишь субъективное восприятие учениками своего тела. Также мы спрашивали подростков, если они будут придерживаться нормального питания, повлияет ли это на их вес, так среди учеников шестого класса только 58% связывают то, что едят, со своим весом, среди восьмиклассников таких 62%, а среди учеников ПТУ — 48%. Значительно больше (80%) считает, что если правильно питаться, это поможет усвоению полезных веществ. Очень важно, чтобы дети отвечали честно и искренне. Поэтому анкетирование было анонимным, а проводили его не учителя, а наши интервьюеры. А это вызывает доверие, так как это не разговор с отцом или учителем, а с незнакомым человеком.
— Длительное время Украина была лидером Европы по количеству малолетних курильщиков и употребляющих алкоголь. Насколько изменилась эта тенденция за последние два года?
— Если сравнивать наши данные с результатами исследований в других странах, то мы находимся где-то в середине рейтинга по количеству несовершеннолетних курильщиков (то есть их количество немного уменьшилось), а вот по уровню употребления алкогольных напитков имеем стабильную позицию. У нас в наибольшей мере подростки имеют доступ к спиртному, и большинство из них употребляет его практически еженедельно. По нашим результатам, пробовали курить когда-либо 25% шестиклассников, половина восьмиклассников, среди учеников 10—11 классов таких 68%, а среди студентов таких почти 80%. Мы спрашивали, курите ли вы сейчас и как часто это делаете. Так вот, среди шестиклассников регулярно курят 4%, одиннадцатиклассников — каждый пятый, а среди учеников ПТУ курит каждый второй. Для Украины такая динамика характерна как в отношении девушек, так и юношей, хотя если несколько лет назад девушки опережали юношей по частоте курения, то сейчас эти показатели изменились, теперь юноши лидируют.
Что касается употребления алкоголя, то большинство подростков употребляют пиво и при этом не считают его алкогольным напитком. Как показал опрос, ежедневно его пьют 5% студентов, в большей степени это касается юношей, а среди девушек распространяется тенденция употребления слабоалкогольных напитков, привлекательных по названиям. Иногда простое любопытство попробовать побуждает к тому, чтобы это стало привычкой. Но проблема даже не в тех, кто употребляет пиво ежедневно, а в тех, кто делает это по крайней мере раз в неделю. А это 40% студентов, такой же процент учеников ПТУ, 25% учеников 10—11 классов и 12% восьмиклассников, вдвое меньше — шестиклассников. После 10 класса происходит существенный рост, так как до этого времени родители еще в большей мере детей контролируют, а ученики старшей школы выходят за рамки родительского контроля. Что касается крепких алкогольных напитков, то за последние несколько месяцев их не употребляли 42% студентов и 66% старшеклассников. Около 2% учеников ПТУ употребляют их ежедневно (по многим показателям именно эта группа подростков принадлежит к группе самого высокого риска). Чаще чем раз в месяц слабоалкогольные напитки употребляет каждый десятый шестиклассник, и чем старше дети, тем больше процент.
Подростки не осознают, к чему может привести ежедневное употребление алкогольных напитков. На наш вопрос, были ли с учениками ситуации, когда они пьянели и не помнили, что с ними происходит, сожалеют ли о произошедшем, 40% всех опрошенных сказали, что с ними такое уже было. Кстати, 15% шестиклассников ответили, что с ними такое бывало два-три раза за жизнь (не такую уж и долгую), а среди десятиклассников — половина. Это свидетельствует о проблеме не только распространения алкоголя, но и об отсутствии культуры его потребления. Знакомство с ним рано или поздно произойдет, но лучше, если это будет под контролем взрослых.
— В этот раз респондентами были и руководители учебных заведений. О чем их спрашивали и с какой целью?
— Мы хотели иметь информацию, насколько это заведение ориентировано в вопросах, связанных с формированием здорового образа жизни, действует ли запрет на курение в школе и как это контролируется, и действуют ли эти запреты на коллектив преподавателей, а не только на учеников. Так вот, письменные запреты курить ученикам в помещении школы (правила школы или договоры между коллективом учеников и учителей) имеют 100% высших учебных заведений и 89% школ. Еще незначительная часть имеет устную договоренность, немного больше 1% сказали, что вообще не имеют никаких договоренностей и запретов.
— А какие запреты — письменные или устные — больше влияют на детей?
— Скорее проблема в том, что существует контроль за выполнением этих договоренностей. И если есть определенные нарушения, важно, каковы санкции, насколько это приобретает огласку, то есть насколько эти нормы не только прописаны, но и проконтролированы к выполнению. Что касается запрета курения на территории школы или вуза, то 80% имеют письменную договоренность и 16% — устную. А вот что касается запрета курения во время таких мероприятий, как экскурсии, поездки, походы, то приблизительно 50% учебных заведений ставят такое условие перед учениками. Интересно, что для педагогического состава запрет курить во внутренних помещениях действует в более чем 80% школ, а 16% учебных заведений не регулируют это во время поездок с учениками во внеклассное время. Поскольку педагоги и преподаватели — это пример для учеников, этот вопрос очень важен.
Еще мы интересовались у руководителей, считают ли они проблему ранней беременности актуальной для учебных заведений. Так, 11% руководителей школ признали это проблемой, а среди руководителей высших учебных заведений так считает более 40%. И это действительно проблема. Ведь как показывает наше исследование, 28% старшеклассников уже имеют первый половой опыт. Это немного больше, чем два года назад. Мы спрашивали девушек, была ли ты беременна, а юношей, бывало ли так, что девушка от тебя забеременела (таких оказалось около 2%). Есть часть учеников, которые вообще отказались отвечать. Среди девушек, начавших половую жизнь в 10—11 классе, 4% сказали, что были беременны. Как правило, это заканчивалось абортом. Среди студенток ПТУ таких девушек на несколько процентов больше. Это подтверждает нашу догадку: когда ребенок попадает на обучение после 9 класса в другое окружение, проживает в общежитии, чувствует себя взрослым и самостоятельным, находится за пределами контроля родителей и социального окружения, происходит взрывное привлечение к ранним половым связям и другим вредным привычкам.
По ответам руководителей, в 97% учебных заведений происходит деятельность, направленная на формирование здорового образа жизни. Самооценка очень большая, но проблема в том, что на самом деле так и есть: преподаются соответствующие курсы, проводятся массовые мероприятия, но вопросы возникают по поводу их эффективности и направленности. Только 60% руководителей считает, что достичь цели удается успешно. Ведь всегда есть доля детей, учеников и студентов, которые никогда не попадают на такие мероприятия, прогуливают их или сидят и занимаются другим делом. Поэтому интеграции в плановые занятия недостаточно, надо искать другие формы работы с подростками. Надо усиливать индивидуальную работу, так как каждому учебному заведению известны те ученики, которые имеют проблемы либо с поведением, либо со вредными привычками, либо с тем, что живут в неблагополучной семье. Система учебных заведений не настроена на индивидуальную работу, может, это и не их функция, а работа психологов, социальных работников и общественных организаций. На самом деле это трудно, поскольку надо выяснять причины, почему подросток поступает так, искать его мотивацию, изменять его взгляды на жизнь и поведение.
— Еще одна проблема, о которой уже говорят не один год, — низкая физическая активность учеников...
— Позитивом является то, что 80% учебных заведений организовывают массовые спортивные мероприятия, это положительный показатель, хотя желательно, что бы это было 99%. С одной стороны, это создание возможностей для тех, кто хочет заниматься спортом, это соответствующая мотивация и примеры для подражания. Но этого недостаточно для того, чтобы все массово начали делать утреннюю зарядку или посещать несколько раз в неделю спортивные секции. Мы спрашивали, сколько раз в неделю вы занимаетесь физическими упражнениями, когда нагрузка на организм не пять минут, а минимум 20. Так, если ученики шестого класса физкультуре посвящают четыре дня в неделю, то студенты первого курса вуза — меньше трех дней. Несколько лет назад мы проводили похожий опрос, тогда ученики младших классов отвечали, что занимаются физическими упражнениями семь дней, а те, кому за 20 лет, — один день. Тогда же мы интересовались частотой употребления алкогольных напитков, так все было с точностью до наоборот. Это просто наглядная иллюстрация того, что происходит с учениками за небольшой период времени — с 10 до 18 лет, то есть за это время разрушается привычка физической активности и накапливается опыт вредных привычек.
— И все-таки, какие положительные тенденции вы выявили во время исследования или у нас все настолько плохо?
— Есть определенные сдвиги с курением, количество курильщиков среди подростков немного уменьшилось. Думаю, это благодаря мероприятиям общественных организаций, благодаря предметам по здоровому образу жизни в школах, запрету курить в общественных местах. Все эти вещи потихоньку влияют на сознание подростка, хотя более существенный результат мы сможем увидеть чуть позже.
Выпуск газеты №:
№112, (2010)Section
Общество