Аграрному сектору «привьют» рыночные механизмы
Леонид КОЗАЧЕНКО: Фермеров или владельцев приусадебных участков площадью до 300 гектаров земли нужно освобождать от уплаты налогов![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20100614/4102-5-1.jpg)
2010 год для многих отечественных предпринимателей оказался не намного легче кризисного 2009-го. Несмотря на обещания государства в будущем улучшить свое отношение к малому и среднему бизнесу, пока ситуация с налоговым давлением на предпринимателей вынуждает последних сопротивляться. Кроме того, украинские фермеры с опаской ждут сезона жатвы, когда все обещания относительно высоких закупочных цен и доступного горючего заканчиваются очередными убытками для крестьян. Как им отстоять свои интересы? Одним из цивилизованных способов спорить с властью для бизнеса является обращение в Совет предпринимателей при Кабинете Министров Украины. О текущих проблемах украинского малого и среднего бизнеса, перспективах аграриев, а также о планах борьбы за комфортные условия ведения собственного дела «Дню» рассказал недавно назначенный на должность главы Совета предпринимателей Леонид КОЗАЧЕНКО.
— Назначение вас 17 мая главой Совета предпринимателей при Кабинете Министров стало неожиданностью для многих, ведь раньше вы возглавляли аграрное министерство, потом влиятельную отраслевую ассоциацию. Означает ли ваш нынешний приход для аграриев появление в правительстве «своего человека»?
— В некоторой степени это действительно так. Мне проще общаться с представителями аграрного бизнеса. Однако предприниматели из других сфер бизнеса без проблем смогут обращаться ко мне в случае возникновения такой потребности. Они также получат полный доступ ко всем возможностям, которые предоставляет Совет предпринимателей при Кабмине. А эти возможности большие: каждый законодательный документ, готовящийся в министерствах и ведомствах, обязательно проходит согласование через Совет предпринимателей. Поэтому моя деятельность на новой должности будет направлена на улучшение бизнес-среды и взаимодействия предпринимательства с властью.
БЛАГОДАРЯ РЕФОРМАМ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В ТЕЧЕНИЕ 10 ЛЕТ ПОСТУПИТ ОКОЛО 60 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛ. ИНВЕСТИЦИЙ
— Начнем с того, что вам ближе. Как оцениваете перспективы аграрного бизнеса на 2010 год? Стоит ли крестьянам снова ждать низких закупочных цен на зерновые, дорогого горючего в разгар жатвы и невозврата НДС?
— Хочется верить, что проблемы с возвратом НДС, стоимостью горючего и закупочными ценами станут решаться лучше, чем в предыдущие годы. Скоро у нас будет возможность в этом убедиться.
Теперь об оценках агросектора. Украинское сельское хозяйство имеет большие перспективы, поскольку в мире все больше чувствуется дефицит продовольствия. И Украина просто обязана, имея значительный аграрный потенциал, развивать его с пользой для себя и мира. Чтобы этого достичь динамично, в такт глобальным процессам, необходимо срочно проводить вторую волну аграрных реформ.
Напомню, что первая волна была в середине 90-х и рассчитывалась на 10 лет. Уже прошло 15 лет, а государство не изменило среду, в которой живет и работает аграрный сектор. За эти годы отрасль хорошо научилась исполнять роль социального донора, но не работать по рыночным механизмам.
На мой взгляд, среди первоочередных шагов должно быть завершение земельной реформы. В этом контексте нужно немедленно остановить несанкционированное изменение целевого назначения земли. Сегодня больше всего фальсификаций и злоупотреблений в агросекторе происходит именно с изменением целевого назначения земли. Дальше следует пересмотреть вопрос, сколько же гектаров земли может купить одно юридическое или физическое лицо. По данным наших экспертов, в Украине существует около 40 тысяч физических лиц, способных эффективно осуществлять сельскохозяйственное производство. Сегодня одному лицу можно сосредоточивать в своих руках 100 гектаров земли. То есть при условии, что средняя семья состоит из четырех человек, около 16 миллионов гектаров земли после отмены моратория может найти эффективного украинского владельца. А куда деть еще 25 миллионов га земли? Кто ее купит и будет обрабатывать? Ответа нет. Я считаю, было бы справедливо, если бы право на покупку земли без ограничений получили физические лица, то есть граждане Украины. Но при условии, что они смогут законно задекларировать прибыль для такой покупки. Если же предоставить юридическим лицам такое право, то они всегда могут найти путь, с помощью которого иностранные инвесторы скупят украинскую землю, потому что у них ресурсов больше, чем у отечественных инвесторов.
Следующий блок аграрных реформ — изменение фискальной политики. На мой взгляд, фермеров или владельцев приусадебных участков площадью до 300 гектаров земли вообще нужно освобождать от уплаты налогов, и их никто не должен проверять. Почему так? Ведь годовой оборот таких хозяйств составляет около 500 тысяч гривен, что равняется условиям работы бизнеса по упрощенной системе налогообложения. Но учтите, что традиционно по «упрощенке» работают люди, продающие уже готовые товары, как правило, с полки магазина. А фермерские условия труда далеки от условий работы рядового «упрощенца». Поэтому, считаю, владельцам земельных участков площадью до 300 га следует предоставить налоговую «упрощенку». Владельцы же земли размером от 300 га до 5 или 10 тысяч га (сейчас идет дискуссия) должны оставаться на нынешней системе налогообложения сельского хозяйства. Кто же будет владеть еще большими землями, тот должен работать на общей системе налогообложения, как и остальной крупный бизнес. Эти изменения мы будем инициировать.
Остальные реформы — монетарная (улучшит выдачу кредитов банками), административная (изменит функцию и структуру органов государственной власти, отвечающих за реализацию аграрной политики), аграрного образования и науки. В результате сельское хозяйство сформирует среду, в которую в течение 10 лет поступит около 60 миллиардов долл. инвестиций. Этой суммы достаточно, чтобы вывести сельское хозяйство на высокий уровень.
— Но государственная казна потеряет часть поступлений от появления «упрощенки» в сельском хозяйстве.
— Если эта норма заработает в озвученном мной варианте, то потери бюджета в год составят всего 50 миллионов гривен, но это будет эффективнее, чем дотирование этой категории крестьян в сумме 100 миллионов. К тому же эта льгота значительно усилит развитие фермерства и поможет создать мощный средний класс на селе.
ЧТОБЫ ПЕРЕОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ПРОДУКТОВЫЙ ЭКСПОРТ, В АГРАРНЫЙ СЕКТОР НУЖНО ИНВЕСТИРОВАТЬ НЕ МЕНЕЕ 15 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛ.
— Из уст премьер-министра Украины прозвучал тезис, что сельское хозяйство должно переориентироваться из сырьевого экспорта на продуктовый. Готов ли аграрный бизнес к выполнению такой правительственной стратегии?
— Чтобы переориентироваться на продуктовый экспорт, в аграрный сектор нужно инвестировать не менее 15 миллиардов долл. Только такие средства помогут модернизировать украинскую пищевую промышленность, потому что современные технологии переработки продукции очень дорого стоят. Однако давайте посмотрим на этот вопрос с иной точки зрения. В ближайшие 10 лет Украина имеет все шансы увеличить зерновые урожаи до 100 миллионов тонн (в этом году будет около 45 миллионов тонн). При этом годовое внутреннее потребление зерновых возрастет с нынешних 20 миллионов тонн до 40—45 миллионов тонн. А что делать с остальным? Пищевая промышленность за такими темпами не успеет, потому что развивать ее не так просто. Поэтому, на мой взгляд, не стоит стыдиться того, что Украина — экспортер сырья. Конечно, нужно увеличивать долю производства пищевых продуктов, потому что это — добавленная стоимость для экономики. Но стыдиться того, что Украина третий в мире экспортер зерна, не стоит. США — первые в мире по экспорту зерна, ЕС — вторые. И им не стыдно, а нам должно быть стыдно?
ЛИКВИДНОСТЬ ДОЛЖНОСТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕРНОТРЕЙДЕРЕ БЫЛА ДАЖЕ ВЫШЕ МИНИСТЕРСКОГО ПОРТФЕЛЯ
— Когда заработает государственный экспортер «Зерно Украины». Какие выгоды получит от его работы бизнес и потребитель?
— Я очень скептически отношусь к появлению любого государственного зернотрейдера. На протяжении последних 18 лет каждая такая структура (Госрезерв, Аграрный фонд, ГАК «Хлеб Украины») работала неэффективно, используя при этом мощный арсенал дешевого госимущества (сотни элеваторов, в том числе — морских) и государственных дармовых бюджетных средств. И не было ни одного года, чтобы этот трейдер работал эффективнее, чем частный. Наоборот, каждый год крали, как минимум, один миллиард гривен. Но если не управлять этим органом политиков и не давать политикам право управлять им, то деятельность такого зернотрейдера действительно положительно повлияет на рынок. Насколько мне известно, в правительстве рассматривается идея создания государственного зернотрейдера в форме открытой публичной компании с выходом на IPO на одной из мировых бирж, где инвесторам предложат акции компании. Причем государство в такой компании будет иметь контрольный пакет акций. Управлять компанией станут ведущие мировые менеджеры с соответствующим опытом и рейтингом.
Но это очень революционный подход. До этого борьба за право возглавить такие компании была очень ожесточенной. Ликвидность этих должностей была даже выше министерского портфеля. Политические силы-победители продвигали своих кандидатов на руководство государственными зернотрейдерами, чтобы они снова принесли миллиардные убытки государству. Конечно, изменить прежние подходы теоретически возможно. И эта идея обсуждается. Но что касается практического воплощения, то у меня мало уверенности, что такой прозрачный подход удастся реализовать в 2010 году. Очевидно, будет переходный вариант — политик, который попытается еще и поруководить. А затем в 2011 году идею реализуют. Хотя как будет стартовать компания с убытками на открытых мировых фондовых биржах и захотят ли ею руководить менеджеры с мировым именем — это еще вопрос.
— В чем заключаются выгоды для Украины от создания биржи торговли зерном со странами Причерноморского региона? Когда реально ее создать?
— Причерноморская зерновая биржа — пропуск Украины в цивилизованный зерновой мир. Ее уже давно заждались, поскольку Причерноморско-Дунайский регион является ценообразующим сегментом мирового рынка зерна. Отсутствие биржи — минус для нас. Сейчас в правительстве несколько групп работают над ее созданием. В одной группе участвуют представители биржи Evronex, во второй — представители Чикагской биржи, в третьей — российские специалисты. Причем Россия уже имеет в своем арсенале такую биржу, и ей интересно создать такую же отдаленную площадку в Украине, чтобы контролировать торговлю на Черноморско-Дунайском сегменте мирового зернового рынка. Иными словами, есть три направления — и одно из них приведет к правильному финишу. До конца 2010 года вряд ли такая работа увенчается успехом, но в следующем — вполне возможно. Торговля зерновыми фьючерсами продемонстрирует, что Украина — современное государство, в котором проводится рыночная аграрная политика. Украина будет привлекать внимание всех зернотрейдеров и участников мирового рынка, потому что она выступит ценообразующим сегментом. Отечественные же производители зерна решат проблему непредсказуемости цены, потому что смогут страховать свои ценовые риски. Биржа также поможет упростить производителям получение банковского кредитования под залог будущего урожая.
— Отвечает ли нынешним заявлениям об упрощении ведения бизнеса реальная политика налоговых и таможенных органов, на действия которых в последнее время жалуются предприниматели? Прокомментируйте ситуацию с усилением фискального пресса на бизнес.
— Половина обращений от предпринимателей касаются увеличения фискального давления со стороны налоговых и таможенных органов. Сейчас происходит усиление налогово-таможенного давления на бизнес. По этому поводу в Кабинете Министров прошло несколько совещаний под руководством вице-премьера Сергея Тигипко, в которых принимали участие представители бизнеса, налоговых и таможенных органов. И поверьте, была очень острая дискуссия. Предприниматели приводили конкретные примеры беспредела таможенников и налоговиков. Налоговики и таможенники, в свою очередь, все отрицали и предлагали идти в суды. Но сегодня, если государство подозревает предпринимателя в неправомерных действиях, то оно имеет право налагать штрафы и пеню на него. Если же вина предпринимателя не доказана, то ему все «прощают», а он, в свою очередь, не может выставить штраф и пеню в обратном направлении. Совет предпринимателей до конца 2010 года будет инициировать рассмотрение и принятие законопроекта, который введет взаимоответственность бизнеса и власти. Хотя сейчас мы также пытаемся ввести такую норму в проект Налогового кодекса.
— Имеет ли бизнес замечания к обновленному механизму упрощенной системы налогообложения, который в своем законопроекте предложил Госкомпредпринимательства?
— Бизнес подал около 50 замечаний, которые, на его взгляд, излишне развязывают руки контролирующим органам. В частности, мы не согласны с нормой, что если у предпринимателя на складе находится продукция на сумму больше 100 тысяч гривен, то его годовой оборот превышает 500 тысяч гривен. И он уже не может быть «упрощенцем». Таких спорных моментов много.
ПОЛОВИНА ПРОВЕРОК ЗАКАНЧИВАЕТСЯ КОНВЕРТОМ
— Верите ли вы в успех борьбы налоговиков за «отбеливание» зарплаты на предприятиях?
— Это вопрос непростой. На 90% его может урегулировать Налоговый кодекс, формирующий новые подходы к налогообложению физических и юридических лиц. Если его не примут, то выплата в конвертах будет продолжаться.
— Неотъемлемая составляющая успешного ведения бизнеса в Украине — «конверты благодарности» чиновникам. Как охарактеризуете этот аспект жизни бизнеса в настоящий момент? На ваш взгляд, стоит ли ждать «конвертного ренессанса» из-за усиления фискального давления?
— Любое незаконное и безнаказанное давление чиновников со стороны силовых или фискальных органов приводит к более мощному расцвету конвертов. По нашим данным, половина проверок заканчивается конвертом, который получают проверяющие.
— Так экономике следует ждать «конвертного ренессанса» из-за усиления фискального давления?
— Усиление необоснованного и бессмысленного налогово-таможенного давления приведет к увеличению «конвертного ренессанса», а не к его уменьшению. Поэтому нужно как можно скорее искать золотую середину, чтобы этого не произошло. Например, платить умеренные налоги, не обременять зарплату лишними непосильными налогами, бороться с коррупцией. Об этом и говорит Президент Украины.
— Изменилась ли средняя сумма отката в «конверте»?
— На последнем совещании в Кабинете Министров при участии вице-премьера Тигипко предприниматели жаловались на действия таможенников. Так вот, год назад за проведение без таможенного досмотра через границу контейнера таможенники требовали от бизнеса половину суммы, которую нужно было легально оплатить в бюджет (например, с 10 тысяч долл. — 5 тысяч долл.). Сегодня за этот же товар таможенники предлагают бизнесу платить 10 тысяч долл. им в карман. В противном случае обещают поставить стоимость товара вдвое выше реальной, тогда в бюджет придется платить уже 20 тысяч долл.
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО В УКРАИНЕ, НУЖНО 12 МЕСЯЦЕВ, В США — ДО 10 ДНЕЙ
— Что будете делать для исправления всех этих негативных аспектов бизнес-жизни?
— Со своей стороны Совет предпринимателей будет поддерживать реформы разрешительных процедур (в аграрном секторе уже их озвучил). Кроме того, именно по инициативе бизнеса правительство приняло решение об уменьшении на половину количества лицензий. Уже разработан проект решения о существенном сокращении количества государственных услуг вдвое и об уменьшении их стоимости. Это также инициатива бизнеса. Будем разрабатывать законопроект о взаимоответственности бизнеса и власти, об ответственности власти за промедление с выдачей разрешений. Ведь сегодня, чтобы получить разрешение на строительство многоэтажки в Украине, нужно 12 месяцев, в Грузии — до трех недель, в США — до 10 дней. Будем предлагать усилить действенность общественных советов при всех центральных органах государственной власти.
— Поддерживаете ли экспертов, считающих, что в ближайшее время украинским предпринимателям придется пережить агрессивную экспансию российского капитала и еще одну волну рейдерского перераспределения собственности?
— При Кабинете Министров работает Антирейдерский комитет, который должен этим заниматься. Есть и определенные юридические каноны для защиты права собственности. Однако существуют опасения, что у украинского бизнеса прибавится проблем из-за массового прихода российского капитала, который значительно мощнее отечественного и имеет больше средств. В первую очередь — в группе риска: энергетика, коммуникации, сельское хозяйство. После этого — транспорт, логистика. На первом этапе бояться агрессии российского капитала стоит крупному бизнесу. И только через один-два года, когда крупный российский бизнес почувствует себя довольным, тогда на очереди будет малый и средний. Чтобы этого не произошло, Украине важно декларировать продвижение в сторону ЕС. Если будет конкуренция между европейским и российским бизнесом, то нам от этого будет только лучше.
Выпуск газеты №:
№102, (2010)Section
Экономика