«Мы тут ни при чем»
Наиболее удобным для власти способом установления цензуры станет непубличная «работа» с собственниками СМИ
Складывается впечатление, что новая власть мучительно ищет (методом тыка и втыка) оптимальные варианты контроля над информационным пространством страны, стремясь и невинность соблюсти, и капитал приобрести. Видимо, этим и объясняются некоторые послабления, имевшие место на минувшей теленеделе. Почти сенсационным стало появление на ТРК «Україна» и на «Интере» Юлии Тимошенко. Сенсационным с точки зрения поведения власти (или дело только в позиции собственника канала?), а не с точки зрения мессиджа оппозиционерки №1 (как бы ни обижались другие оппозиционеры, но куда же деться от фактической ситуации?).
ПРОРЫВ «ОБИЖЕННОЙ ШКОЛЬНИЦЫ»
В нынешних обстоятельствах каждое выступление оппонентов режима должно быть прорывом, открытием, креативом. Их ведь не часто выпускают на телеэкран, поэтому дефицит количества должен восполняться высоким качеством, максимальным использованием немногих возможностей. К каждому телеобщению с массами надо тщательно готовиться, как по содержанию, так и по форме, заранее отрабатывая все вопросы, которые могут возникнуть в студии. Тут очень важна каждая пропагандистская победа. Но как справедливо заметила в студии «Интера» журналистка газеты «Киев Пост» Е. Горчинская, пока не видно, что в стиль публичных выступлений Юлии Тимошенко внесены какие-то фундаментальные коррективы. А они очень нужны. Юлии Владимировне и ее сторонникам весьма вредит банальное многословие лидера, в котором теряется главное послание последователям и противникам, плюс явно неуместный имидж «обиженной школьницы». Ей следует говорить короче, афористичнее и жестче, излучая энергию, решительность и непоколебимую уверенность в победе своего дела. Это то, чего сегодня так не хватает всем тем, кто голосовал за нее во втором туре президентских выборов.
И не следует отвлекаться на оправдания, опровержения всяких нелепых обвинений, стоит ограничиться заявлением: «У вас есть доказательства? Вперед, к барьеру, в суд!» Только, конечно, учитывая специфику положения с юстицией в Украине, требовать объективного расследования при участии международных наблюдателей. Чего уж тут стесняться? Не постеснялись же господа Ахметов и Суркис пригласить на важный футбольный поединок «Шахтер» — «Динамо» иностранных арбитров. Из чего следуют вполне определенные выводы относительно арбитров украинских...
БЕЗ ЯКОРЯ
Собственно, Тимошенко нужна очень квалифицированная команда экспертов и советников, способная работать профессионально и творчески. Сегодня такой команды у нее нет, и это упущение постоянно дает о себе знать. А ведь даже самый талантливый политик в современном информационном обществе не может обойтись без помощи целого коллектива политических аналитиков, психологов, социологов, имиджмейкеров, спичрайтеров и т.д. Тимошенко, гневно обличая депутатов-«тушек», предателей и перебежчиков, благодаря которым и сформировался современный специфический режим в Украине, разумеется, не могла «копнуть» глубоко (да и не для ток-шоу этот вопрос).
«Депутаты-тушки» — это неизбежное зло в условиях очень своеобразной украинской политической жизни, в которой почти нет идеологических партий. А это значит, что партии у нас в действительности являются бизнес-политическими кооперативами, холдингами, синдикатами. Их, лишенных якоря, который называется идеологией, непрестанно носит по политическим волнам, вынося на самые неожиданные берега. Предсказать эволюцию неидеологической партии крайне сложно. Она может совершать самые замысловатые телодвижения.
И уж тем более рассчитывать в тяжелую минуту в реальной борьбе на партийцев-бизнесменов не приходится. Они ведь смелы до первого налогового инспектора. Поэтому было бы лучше, если бы предприниматели поддерживали (в том числе материально) те или иные партии, формально не являясь их членами и не входя в избирательный список. Ведь бизнесмены проявляют стойкость только тогда, когда их партия при власти, а когда же ей приходится уходить в оппозицию, начинают бежать, как известные зверьки с тонущего корабля.
Задали вот Юлии Владимировне вопрос о депутате ВР от БЮТ Александре Фельдмане, который присоединился к коалиции «регионов», коммунистов и людей «батьки» Литвина. Оппозиционерка с достаточным пониманием отнеслась к поступку бывшего соратника — мол, бизнес, что поделаешь... С не меньшим пониманием она отнеслась и к тем своим депутатам, которым тяжело выдерживать соблазн подкупа. Мол, как быть человеку, если ему принесли чемодан с пятью миллионами долларов? Ну конечно, в таком случае вполне извинительно предать Родину, избирателей, партийных товарищей... Человек истинно идейный, верующий в Бога и любящий Отечество, вполне может такой (и не только такой) соблазн в своей душе преодолеть. Но много ли таких людей в БЮТ и ближайшем окружении г-жи Тимошенко (да и других лидеров парламентских оппозиционных сил)?
Как справедливо заявил на «Интере» г-н О. Тягнибок, сегодня среди тысяч депутатов областных, городских и районных советов, представляющих демократические силы, наблюдается массовое предательство, нежелание и неумение бороться за программные положения своих партий. Возникает вопрос: так кто же и по какому признаку их отбирал, принимал, включая в избирательные списки? Значит, они шли в эти партии и списки, чтобы работать не на страну, а исключительно на себя. И теперь жизнь продемонстрировала их реальную ценность в политической деятельности. Ставка только лишь на интересы, без принципов, без идеалов, без убеждений, рано или поздно неизбежно приводит к банкротству. Конечно, вместо скрупулезной кадровой работы на протяжении многих лет, вместо придирчивой кадровой селекции, вместо воспитания и идеологического становления партийного актива гораздо проще показать человеку банкноту, посулить кресло и грядущее обогащение. Это гарантирует быструю комплектацию членского состава, беспроблемное формирование избирательных списков — и будущий крах. Что мы сегодня и наблюдаем...
Многие партийные лидеры поступают по образу и подобию одного литературного героя, заявлявшего: «А для успеха дела надо привлечь негодяев!». Привлекают и не брезгуют. Только потом почему-то удивляются, что те их «сдают» оптом и в розницу, и пытаются неуклюже оправдать свою провальную кадровую политику. Ныне критически важным не столько для самой Тимошенко, сколько для оппозиции в целом, является обретение ею нового, соответствующего ситуации политического и человеческого имиджа, новых интонаций в общении. Необходима глубокая и критически безжалостная переоценка предыдущего опыта, извлечения уроков из поражений и формирование грамотной новаторской программы будущих действий.
ЛИДЕР. РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
Очень своеобразной была одна из программ Шустера, когда он общался с народным депутатом от НУ-НС Андреем Парубием. Речь шла о событиях 27 апреля в Верховной Раде. Ведущий очень агрессивно наступал на депутата, не менее пяти раз задав ему вопрос: «А это не вы ли бросали дымовую шашку?». Парубий, рассказав о том, как его весьма своеобразным образом вызывали в прокуратуру (не дав в соответствии с законом обжаловать возбуждение против него уголовного дела), поинтересовался, будут ли вызывать в прокуратуру депутатов Партии регионов, жестоко избивших своих коллег. Впрочем, на следующий же день в эфире у Шустера «златоуст» Партии регионов нардеп Чечетов внес ясность в этот вопрос. С улыбкой и простецким выражением лица г-н Чечетов изрек: «Да ведь они же не били, они воспитывали...». Интересно, это только Партия регионов может так «воспитывать», или ее тоже можно подвергнуть подобному «воспитанию»? Кстати, Юрий Луценко у того же Шустера демонстрировал предводителю парламентской фракции ПР А. Ефремову фотографии диких сцен избиения в парламенте. Увы, ни малейшего интереса украинская(?) юстиция(?) к этому не проявила. Что-то очень неприглядное из европейской истории ХХ века напоминают мне сцены избиения политических оппонентов в парламенте...
А на «5-м канале» Яна Конотоп и Павел Кужеев допытывались у гостей студии редакторов газет г-на Денисенко и г-жи Соколовской, что означает уголовное дело против Тимошенко. Проще говоря: посадят ее или не посадят? Если у Партии регионов хватит ума (что вполне может быть) сделать из Юлии Владимировны «Нельсона Манделу», то миллионы людей увидят в ней одновременно жертву, святую и пламенного вождя массового движения сопротивления, украинскую «Пассионарию». И ее коллегам по оппозиции удастся поднять народ только под лозунгом «Свободу Юле! Свободу Украине!». И сколько бы они ни плевались, придется поднять как знамя именно этот лозунг, если они захотят реально противостоять режиму «мрака и тумана». Вот так творят национальных героев и харизматических лидеров, когда ореол жертвы уводит внимание масс от вопросов о качестве программ, о характере политики, о грузе ошибок и т.д.
Появившийся в телевизоре шестой вице-премьер (по силовым ведомствам) г-н Сивкович именно такой вариант и обещал на осень текущего года. Случись такое — и в оппозиционной среде у Ю. Тимошенко в ближайшие годы не будет конкурентов. Кажется, Партии регионов очень нужны политические заключенные и громкие международные кампании по их освобождению. Такую методологию с целью «успокоить» оппозицию применял в его время Л.Д. Кучма, но не помогло. Скорее, напротив, это лишь радикализировало политических оппонентов и их сторонников.
ОСТАЕТСЯ ОДНА ЗАГАДКА...
Почему вдруг владельцы «Интера» и владелец ТРК «Україна» решили пустить Юлию Тимошенко в свои эфиры? Какие соображения их к этому подтолкнули? Еще можно понять собственника ТРК «Україна», блестяще отсутствовавшего на съезде Партии регионов. Но почему «Интер», где отношение к пани Юлии было наиболее непримиримым? Не хотелось бы, чтобы в условиях официально неотмененной свободы слова нам снова пришлось бы учиться читать между строк и мучиться в догадках. Из произошедшего еще рано делать какие-то далеко идущие выводы, но к раздумьям это подталкивает.
Кстати, у Евгения Киселева в «Большой политике» в студии присутствовал шеф радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, который с явной симпатией общался с Юлией Тимошенко, даже почему-то поддержав де-факто ее борьбу против неравноправных договоров с Российской Федерацией, сказав, что в них есть угроза для Украины, а потому — «Боритесь!». Чтобы это все значило? Учитывая, что «Эхо Москвы» финансируется «Газпромом»... Впрочем, Венедиктов за свое вольнодумство иногда получает выговоры лично от В.В. Путина. Что ж, все тайное рано или поздно становится явным. Может, это обычная и ничего хорошего Украине не обещающая московская игра на противоречиях между властью и оппозицией? Как учит украинская история, все попытки наших деятелей использовать Москву во внутриполитических разборках в Украине заканчивались для нас самым трагическим образом.
В общем, как писал русский классик: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь...». Чем меньше во внутренней украинской политике будет участия внешнего фактора, тем лучше. Тем более, что внешний фактор никогда не способствовал обеспечению единства украинского народа, действуя в пользу раскола и разлома Украины. В любом случае силу нужно искать в собственном народе. Часто это бывает сложнее, чем договариваться с иностранцами, но иного не дано.
А что касается информационных «поисков» нынешних властителей страны, то складывается впечатление, что наиболее перспективным для них способом установления эффективной цензуры станет непубличная «работа» с собственниками СМИ. С ними «поработают», как со всеми остальными бизнесменами, а собственники, в свою очередь, — с редакторами телеканалов, газет и радиостанций. А уж те с журналистами. То есть, возникает система внутренней, редакционной цензуры. Власть же будет на все претензии общественности и журналистов отвечать: мы тут ни при чем. Вот об этом следует подумать. Это наиболее опасный и коварный вариант цензуры. В конце концов, доведенный властью до отчаяния собственник может продать свой телеканал, радиостанцию, газету. Ему даже могут подсказать, кому именно. На это есть богатейший российский опыт. А вот опыт противодействия такой изощренной цензуре — пока минимальный.
Выпуск газеты №:
№86, (2010)Section
Медиа