Перейти к основному содержанию

Евгений КАМИНСКИЙ: Со стороны России — экономическое наступление

12 мая, 19:20

Понимают ли украинские политики от власти и оппозиции, что происходит сейчас в мире? Оправданной ли является надежда нынешней власти на то, что Россия ей поможет? При каких условиях в нашей стране может произойти «революция большинства для большинства»? Об этом с «Днем» делится заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений Евгений КАМИНСКИЙ.

— Хочу начать с того, что мне больше всего понравилось в интервью Глюксманна газете Die Welt фраза о том, что настоящая интеллигенция должна говорить то, чего другие не знают, в том числе и власть.

Мир меняется, но не совсем так, как многим кажется. А кажется так, что все государства, владеющие сегодня энергетическими ресурсами, а также такие государства, как Китай и Индия, будто бы уже становятся геополитическими лидерами. Если взять Россию, то это государство с явно отсталой экономикой, невзирая на то, что у нее много денег благодаря ресурсам, находящимся под землей, и вследствие длительной многовековой экспансионистской политики. Но такая экономика на такой огромной территории не может быть фундаментом, который сделает Россию настоящим геополитическим лидером. По моему мнению, как раз этого сегодня не осознают и на Западе, а не только наша власть. У нас преувеличивают значение России как геополитического фактора в том плане, что именно так реагируют на явно провокационные, иногда провоцирующие заявления российских лидеров в духе антиамериканизма, которые выставляют Россию не просто обычным наследником Советского Союзу, а государством, имеющим все права быть геополитическим гегемоном, по крайней мере, в одном регионе. В этом смысле, мне кажется, самая большая ошибка заключается в том, что на фоне сложных процессов, происходящих сегодня в Европе, и временной занятости Запада своими экономиками мы недооцениваем Запад, возможности его самовоспроизведения, демонстрируемые им неоднократно.

— Разумно ли в таком случае украинской власти возлагать надежду на Россию?

— Я считаю, что это очень недолговечный расчет. Он не является стратегическим и не отвечает далеко идущим интересам нашего государства, сохранению его суверенитета. Я не говорю о территориальной целостности, потому что сегодня вряд ли возможно, чтобы Россия включила Украину в состав своей федерации. По моему мнению, в России реализуется то, что, безусловно, должна видеть власть, а именно — сценарий экономического поглощения государств типа Украины, очутившихся сегодня из-за коррупции, непроведения реформ, теневой экономики в крайне сложной экономической ситуации. Таким образом, со стороны России идет экономическое наступление. Там прекрасно понимают, что можно воспользоваться моментом для того, чтобы мирными средствами и механизмами подчинить себе наше государство, сделать ее послушным исполнителем воли Москвы независимо от того, будем ли мы формально суверенным государством или нет. а что касается нових газовых соглашений, то делать это нужно было не за счет увеличения потребления газа, который мы покупаем в России, а за счет внедрения современных энергосберегающих технологий, внедрения энергетических систем, позволяющих уменьшить потребление газа и нефти, как это делает сегодня Запад. Другими словами, на Западе делается то, чего мы не видим и на что не обращаем внимания, хотя на это нужно обращать внимание. Они переходят к энергосберегающим технологиям, а мы накапливаем долги из-за того, что дальше продолжаем увеличивать закупку газа.

— Нынешняя власть заявляет, что Украина не в состоянии развивать такие отрасли, как авиа- и ракетостроение, а также атомную энергетику без тесного сотрудничества с Россией. Что вы скажете на это?

— Меня также удивляет то, что до этого времени Россия не хотела этого делать. Более того, Россия тормозила возможность возрождения украинской авиационной промышленности, а также других отраслей. Несмотря на все недостатки предыдущей власти, они не имели права говорить нам о том, какой должна быть власть, какими мы должны быть. Это как раз наоборот все более подчеркивает, что для российского руководства названные вами отрасли являются тем фактором, который позволит реализовать не экономические, а политические и геополитические проекты. Экономические проекты можно было реализовывать и раньше. Но они не хотели, потому что понимали, что от этого не получат геополитических выгод. Очевидно, здесь нужно отметить то, что сегодня идет речь не об инвестициях в эти отрасли украинской промышленности, а об их фактическом захвате и подчинении. Никто из нас не знает, каким образом мы будем владеть или нет своей интеллектуальной собственностью, или она будет автоматически передана России. И в случае возвращения к власти, скажем, через четыре года национально-патриотических сил, те уже никак не смогут, разве что, использовав какие-то революционные методы, вернуть эту отрасль в полное распоряжение Украины. Проблема в том, что власть пока еще мыслит краткосрочными категориями. У нее нет дальновидности и стратегического мышления.

— Что, по вашему мнению, может сейчас сделать оппозиция, чтобы не состоялась реализация сценария поглощения Россией украинской экономики?

— В первую очередь, нужно поменять лидеров оппозиции. Потому что те, кого принято называть лидерами, потеряли авторитет в народе. Народ разочарован и уже не воспринимает их. Народ ждет новых лидеров. Со своей стороны лидеры должны быть готовы на самоотречение, они в самом деле должны работать во имя своей родины, своего народа, во имя будущего, чтобы войти в историю как люди, не просто спасшие Украину, но и выведшие ее на этап развития, позволяющий говорить, что это суверенное и вместе с тем современное государство с современной экономикой, современной политической системой. А всего этого не возможно сделать без народа, без возвращения доверия к лидерам, которые будут считаться действительно «чистыми», не коррумпированными. А это будет трудно сделать.

— Была ли адекватной реакция Европы (Брюсселя) и Вашингтона на последние события в Украине после подписания харьковских соглашений, в частности, на возможность объединения «Газпрома» и «Нафтогаза», а также других не менее амбициозных объединительных планов в других отраслях, включая авиастроение и атомную энергетику?

— Я думаю, что здесь сказывается эффект усталости. На Западе пришли к выводу, что они не справляются с Украиной, чтобы помочь нам реализовать европейские демократические ценности и ценности евро-американского подхода к построению рыночной экономики. Убедившись в том, что фактически это невозможно при нынешней власти; что нынешние украинские политические элиты говорят одно, а в действительности, обычно, делают совсем другое; что нынешние лидеры не прислушиваются к народу. А основанием этого было несоблюдение обещаний, данных на Майдане в 2004 году, — они приняли решение: пусть лучше будет псевдо-нормальная ситуация через подчинение Украины России, чем постоянный политический кризис, влияющий и на энергетические отношения, и на обеспечение Европы энергоресурсами. Это вынужденная реакция на шаги украинской власти, не реализовавшей европейский выбор и за 20 лет не сумевшей осуществить ни одной реформы, соответствующей членству в НАТО или ЕС.

— Евгений Евменович, нужна ли Украине еще одна революция — «большинства в интересах большинства»?

— Я боюсь большинства, так как большинство особенно в кризисные моменты мыслит обычно социально-экономическими категориями. Между тем как власть мыслит категориями самосохранения. Вряд ли нынешняя оппозиция с нынешними лидерами сможет поднять народ на любую революцию. Это может сделать лишь сама власть, выведя народ на улицу и подняв революцию невыполнением тех обещаний, которые были даны в канун выборов. Напомню, что революционные события 2004 года были связаны с абсолютным нарушением демократических прав и свобод граждан Украины. Тогда люди вышли на улицы, чтобы обеспечить свои права. Сегодня немножко другая ситуация. И поэтому акцент в самой постановке вопроса нужно делать на возможности социальной революции. А ее может возмутить власть, если дальше будет игнорировать интересы малого и среднего бизнеса. А эти две категории являются основой нашего общества, больше всего зависящего от власти и больше всего поддающегося давлению со стороны власти. Мощные украинские корпорации в значительной мере уже отгородились от влияния власти, а малый и средний бизнес этого не сделал. При условиях невыполнения высоких социальных обещаний, данных нынешней властью, именно он может стать основой таких революционных изменений. И, конечно же, как всегда интеллигенция, по которой сегодня нанесены достаточно ощутимые удары. Но это тема, заслуживающая отдельного разговора.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать