Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Поэзия по-донецки

О двух литературных событиях в жизни Донбасса
22 апреля, 20:03

В первую очередь, речь идет о вечере известного киевского поэта Олега Короташа в Gung’Ю’бazz BAR, который начал всеукраинский тур с новым сборником «Елегії острова Патмос». А другая программа прошла под амбициозным названием «Культ поэзии (Донецкая школа)» и состоялась в кино-культурном центре «Кино Культ». Эти события не связаны между собой и даже противоположны по форме, содержанию и настроению, однако удивительным образом дополняли друг друга.

«Елегії острова Патмос» — первый сборник Олега Короташа после достаточно длительной, десятилетней паузы. Он имеет ретроспективный характер и содержит избранное из поэзий разных лет (1995—2009). По словам поэта, главным в сборнике является небольшое стихотворение «Відворотний», едва ли не ведущей идеей которого является богоискательство: «Пишу з того світу, бо більше нізвідки тіні не пишуть. (...) Христом чи Ярилом! Вийди крізь пори!.. Нашіптую вітру і гори — димлять». Впрочем, в вопросе богоискательства речь идет, собственно, не только о содержании написанного, но и о самом творческом акте (момент вдохновения). Олег Короташ относит себя к метафизической школе, которая стремится к познанию сути вещей — и тем яснее видит глубокое несоответствие внешнего и внутреннего. Отсюда и гражданская лирика — как попытка повлиять на ход событий. Под этим углом зрения является естественным, что свою полуторачасовую презентацию поэт начал новым стихотворением «До одного політика», который был написан уже после выхода книги — в день инаугурации Президента В. Януковича — и содержал весьма примечательную метафору «Христос у психушці»... А когда чтения закончились, слушатели имели возможность поставить автору вопросы. Так, поэта спросили: почему украинская культура в основном находится в андеграунде, тогда как на поверхности господствует попса, шансон? «У нас все перевернуто с ног на голову», — считает Короташ. — То, что в настоящее время занимает у нас этаж «культуры», в развитых странах считается андеграундом; зато то, что у нас загнанно в андеграунд, в действительности является культурой». С точки зрения поэта, к этому привели, по крайней мере, два фактора: плохие учителя украинского языка, способные на всю жизнь отбить охоту у человека — вплоть до физического отвращения — иметь любые взаимоотношения с украинской культурой, и ошибочное толкование демократии как вседозволенности, которая неминуемо приводит общество к искажению, в частности, и культурного пространства...

Интересным оказался вечер «Культ поэзии (Донецкая школа)». Свои произведения прочитали: Алексей Чупа, Ирина Метелица, Дарья Куренная (PaparaZZi) и Валерка Лихтарык.

— Донецкая литературная школа отличается от других своей утонченностью, незаконсервированностью слова, неотягощенностью политикой и графоманскими пассажами, — считает поэт Алексей ЧУПА. — А еще истерической невоспитанностью, а кое-где и грубостью. И вот такое шатание между позитивными и негативными моментами и приводит к тому, что набиваются полные залы и на разрекламированных, и на самопальных литературных вечерах; приводит к тому, что люди чувствуют напряжение, и то, что поэзия — это живая штука и что она действительно дышит и пульсирует. Донецк как никакой другой город может похвастаться тем, что здесь приходят слушать поэтов не только замороченные на текстах личности и литературоведы, но и абсолютно случайные люди. Потому что для донецкой публики главным остается увидеть человека в читаемых со сцены стихах. Литературные залы города, набитые разными слушателями, за несколько минут превращаются в пространство, где взаимный обмен информацией неконтролируемо перетекает в длительные сеансы «телепатии».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать