Легенда о Вольфе Мессинге
Небылицы о нем заполнили телеэкран![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20100422/472-21-1.jpg)
Телепатия в советские времена особым почетом не пользовалась. Ее и оккультные науки считались принадлежностью гитлеровской верхушки, тем более, что противоречили материалистическому взгляду на окружающий мир. Но совсем не запрещалась, использовалась для развлечения зрителей. Для выступающих с такими номерами придумали особое название — артисты оригинального жанра. Весьма известным среди целой категории таких артистов был Вольф Мессинг. Интерес к нему подогревался несколько необычной биографией, иностранным происхождением, таинственным появлением в СССР и прочими атрибутами, способствующими необходимой каждому артисту рекламой. О его выступлениях обычно заранее не сообщалось, но залы на концертах всегда были полными. Сенсация разразилась в 1965 г., когда в журнале «Наука и религия» с июля по ноябрь были опубликованы «мемуары» Мессинга, фрагменты которых также печатались в журнале «Смена» и, что особенно странно, — в газете «Советская Россия», тогда орган Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР, и ряде других изданий. Мы не случайно взяли слово «мемуары» в кавычки. Как оказалось, никогда Вольф Мессинг их не писал по очень многим причинам. В первую очередь из-за плохого знания русского языка, да и писать, как оказалось, было особенно не о чем. Но жизнь у подобного рода мистификации оказалась настолько долгой, что в последнее время телефильмы, созданные на основе «мемуаров», заполнили экраны в соседней России. Теперь они пришли к нам. На телеканале «1+1» показывают российский телесериал «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», снятый по одноименному роману известного кинодраматурга Эдуарда Володарского.
Сразу отметим, что мы ни в коем случае не посягаем на право создателей на художественный вымысел. В конце концов, художественное произведение не является научной публикацией. Ведь никто не станет изучать историю Франции по романам Александра Дюма. В романе о трех мушкетерах достоверным является только фамилия д’Артаньяна и ряд действительных фактов, например, история с алмазными подвесками. Все остальное не более чем облаченное в прекрасную художественную форму переплетение действительных и вымышленных фактов, смещение реальных событий во времени и пространстве. Точно также «Война и мир» ценна не описанием боевых сцен, в основном взятых автором из трудов наполеоновского генерала Анри Жомини и весьма популярных в России, а совсем из-за других качеств этого бессмертного произведения. Всеобщее увлечение работами Жомини вызвало едкую эпиграмму героя кампании 1812 г., партизанского командира Дениса Давыдова:
Говорят: умней они...
Но что слышим от любого?
Жомини да Жомини!
А об водке — ни полслова!
То, что в упомянутом сериале, который вышел на канале «Россия» в ноябре 2009 г., действие построено на «мемуарах» Мессинга, ничего нет особенного. Право авторов строить свое художественное произведение по своему усмотрению. Проблемы здесь другие. И гораздо более существенные в другом двухсерийном фильме «Я — Вольф Мессинг» режиссера Николая Викторова, вышедшем несколько раньше — в сентябре того же года — на российском Первом канале. Этот фильм уже художественно-документальный. Следовательно, события, показанные в нем, достоверны, даже если некоторые сцены воспроизведены с помощью игры актеров. Но и в этом, претендующем на документальность, фильме практически все вымысел, взятый из тех же «мемуаров».
Но сначала о том, чего не должно быть в телесериалах на исторические темы — большого количества ляпов. Если уже взялись делать такие фильмы, то во всем должны воспроизводить если не события, то время, эпоху. То ли это нехорошее поветрие, занесенное Голливудом, то ли пренебрежение зрителем, которого сплошь считают неграмотным и непритязательным, то ли недостаток образования самих создателей фильмов, но при просмотре нарастает чувство раздражения мелкими и крупными ошибками и несуразностями. Когда в американских фильмах древнеримские гладиаторы едят вилками и ложками, хотя ими стали пользоваться в Италии в XIV, а в других странах Европы только в XVI — XVII вв., мы снисходительно усмехаемся. Что с голливудских возьмешь?! Плохо знают они историю. Но у нас все должно быть не так. А не получается. Кстати, тем же в несколько меньшей мере страдало и советское кино. В прекрасном фильме режиссера Юлия Карасика «Стакан воды» по пьесе французского драматурга Эжена Скриба их тоже хватает. Кто смотрел этот фильм, помнит как в беседе маркиза де Торси с лордом Болингброком, маркиз говорит, что испанцы стоят в 140 километрах от Парижа. Но война за Испанское наследство и действие фильма происходили в 1713 г., а метрическая система мер была введена Великой французской революцией в 1791 и 1795 гг. О ляпах знаменитого сериала «Семнадцать мгновений весны» и говорить не приходится. Их там более чем достаточно. От неправильных нашивок на мундире Мюллера — до автомобиля Штирлица, которого не было у самых высших руководителей рейха. Но они не бросаются в глаза, и о них знали только специалисты и люди, бывавшие в Берлине, его пригородах и Швейцарии. В те времена таких было не очень много.
В рассматриваемых фильмах ляпов тоже хватает. Особенно забавным выглядит удостоверение, предъявляемое сопровождавшими Мессинга оперативниками охране Кремля. На нем крупными буквами написано МГБ. Но министерства в СССР были введены только весной 1946 г., а тогда были народные комиссариаты и среди них НКВД. Но дело даже не в этом. Одного удостоверения было недостаточно, чтобы пройти, а тем более проехать в Кремль. И тем более — нельзя было сказать охране: «Со мной». В Кремль приходили и проезжали только по списку, подписанному комендантом, и все тщательно проверялось. Так что дело не в ляпах, а в подходе к делу. И в этом смысле самый главный ляп — это сам сериал, вернее, его содержание. Все в нем легенда, хотя кому-то может показаться и красивая.
Начнем с эпизода, в котором Мессинг 16-летним юношей встречается с Эйнштейном и Фрейдом на квартире первого в Вене. Там, как следует из его «мемуаров», его поразило множество книг. Проблематично, что два великих ученых могли принимать никому не известного юношу и тем более участвовать в его экспериментах. Но самое главное не в этом. Во-первых, Эйнштейн и об этом пишут его близкие и сотрудники, никогда не держал обширную библиотеку дома, ограничиваясь небольшим количеством справочников и оттисками нужных в тот момент статей из журналов. Но об этом авторы «мемуаров» как и о многом другом не знали. Злую шутку с ними сыграл стереотип, раз ученый, да еще великий, значит, дома должно быть большое количество книг. Во-вторых, у Эйнштейна никогда не было своей квартиры в Вене. В-третьих, из его наиболее подробной биографии, изданной в Нью-Йорке в 1971 г. Р.Кларком, с 1913 по 1925 гг. ученый не приезжал в Вену, поэтому встречаться с Мессингом в тот период просто не мог физически.
Вторая красивая легенда, мы их излагаем в хронологическом порядке и как они следуют в упомянутых фильмах, называется «Личный враг Гитлера». Надо сказать, что Мессинг причислил себя к компании диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, за голову которого Гитлер действительно назначил награду в 250 тыс. марок. Вот только довольно проблематично, чтобы фюрер действительно назначал такую награду за малоизвестного циркового артиста в другом государстве, который предрекал ему неприятности. Тем более что цена уж больно высокая. Фельдмаршалы, герои французской кампании 1940 г. получили от фюрера по 100 тыс. марок и это считалось огромной суммой.
И вообще есть большие сомнения, что Гитлер действительно знал о Мессинге. Бывший следователь по особо важным делам прокуратуры Иркутской области, заслуженный юрист России, а ныне доцент кафедры права, социологии и СМИ Иркутского государственного технического университета Николай Китаев запросил архивные органы России и Федеративной Республики Германия о наличии документов, отражающих реакцию Гитлера на выступление Мессинга.
В ходе проверки 857 фондов трофейных документов в Российском государственном военном архиве (архивов Имперской канцелярии, министерств, управлений тайной полиции, управления государственной безопасности, личные фонды нацистских лидеров) не было обнаружено никаких сведений об артисте Вольфе Мессинге. Аналогичный результат дала проверка каталога Берлинской библиотеки, которую выполнила историк, доктор Рикарде Вульпиус. При проверке архивов генерал-губернаторства (Польши), министерства иностранных дел Германии, немецкого посольства в Москве, канцелярии Рейха, министерства Рейха по народному просвещению и пропаганде, немецкого бюро известий, немецкого зарубежного научного института, мест нахождения службы Розенберга, руководства пропаганды рейха никаких документов о реакции Гитлера по поводу публичных выступлений Мессинга не обнаружено. Об этом Китаеву официально 7 февраля 2002 г. сообщил сотрудник государственного архива ФРГ Геттлихер. Как же так? Назначена большая сумма денег в награду, а никаких документов об этом нет. Это-то при немецкой организованности и аккуратности. Что-что, а порядок в документах в гитлеровской Германии был на высоте, особенно в отношении денег.
Оказывается, что о «выдающемся телепате» в его родной Польше тоже никто не знал. Как сообщили Китаеву заместитель редактора авторитетного журнала «Новая Польша» Редлих и руководитель отдела научной информации национальной библиотеки Польши, доктор Мирослава Зыгмунт, они просмотрели наиболее авторитетные журналы межвоенного периода, которые писали на темы тайных знаний, парапсихологии и оккультизма. Никаких упоминаний о Вольфе Мессинге не обнаружено, в отличие от других гипнотизеров и ясновидцев. В справочнике «Библиография Варшавы. Издания за 1921—1939 гг.» нет ни одной статьи, посвященной Мессингу. В книге Юзефа Свитковского «Оккультизм и магия в свете парапсихологии», Краков, 1990 (перепечатка книги, изданной редакцией ежемесячного журнала «Лотос», Львов, 1939) фамилия Мессинг не встречается. Юзеф Свитковский был выдающимся польским экстрасенсом, проводил исследования во Львовском университете, собрал и описал деятельность многих польских и иностранных ясновидцев. В «SonderfahndungsbuchPolen» («Подробная книга Слежки (Наблюдения) в Польше»), изданной криминальной полицией в июне 1940 г., фамилия Мессинг не встречается. Помните анекдот о неуловимом Джо? Очень похоже.
Подобным вымыслом является и история о том, как по заданию Сталина Мессинг получил по чистому листу бумаги в сберкассе 100 тыс. рублей. По тем временам такая сумма была большей, чем сейчас миллион гривен. Такое количество наличных денег в обычной сберкассе было невозможно получить. У советских людей просто не было таких вкладов и оборот таких сберкасс был гораздо меньше. Если кто-то и получал такие деньги, то только в конторе Госбанка. Журналист Невский (еще в советское время) за разъяснениями обратился в Харьковскую областную контору Госбанка. Компетентные специалисты рассказали о порядке получения таких денег, он существовал и перед войной. Ордер (чек) подается контролеру (бухгалтеру), у которого никаких денег нет. Потом этот документ проходит через внутренние каналы банка, тщательно проверяется ревизором (или двумя ревизорами, если сумма велика), далее чек попадает к кассиру, который готовит документы и деньги и уже после всего этого вызывает клиента. В любом случае, процесс это не быстрый, и держать под контролем много людей, находящихся в разных помещениях, иногда на разных этажах, не под силу никакому экстрасенсу. Так что никаких денег Мессинг не получал и у кассира не было инфаркта. Очевидно, что Сталин ему такого задания не давал.
Да и вообще сказка о том, что Мессинг был личным медиумом вождя, выглядит просто нелепо. Как и то, что Сталин обеспечил защиту телепата от Берии. Особенно анекдотично это выглядит в свете двух документально установленных фактов. Во-первых, отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие встречи Сталина с Мессингом. Нет таких записей в журнале лиц, принятых Сталиным в Кремле с 1927 по 1953 гг. Во-вторых, весной 1943 г. в Ташкенте Мессинг был арестован по доносу агента НКВД Калинского, специалиста «по беженцам из Польши» и оказался во внутренней тюрьме НКВД Узбекистана по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 57-1 (в редакции 1926 г.) — шпионаж. И это во время войны! Факт ареста Мессинга и его освобождение подтверждены Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан. Вряд ли после (по фильму и «мемуарам») приказа Сталина — «ни один волос с его головы не должен упасть» — Берия решился бы арестовать Мессинга. Быстрое освобождение, скорее всего, связано с тем, что он начал сотрудничать с органами, хотя никаких прямых свидетельств этому нет. Есть косвенные. Мессинг часто встречался с известным русским поэтом советским военным дипломатом, автором известной книги «Пятьдесят лет в строю» графом Алексеем Игнатьевым. Этот блестящий разведчик и писатель, владеющий несколькими европейскими языками, был высоким чином в НКВД и МГБ. Вероятно, встречался он с Мессингом не только из любопытства, а по служебной необходимости. Сюда же можно отнести и мифы о проникновении Мессинга в Кремль без пропуска и предсказания победы над Германией. Российский академик Евгений Александров по этому поводу заметил: «Вячеслав Молотов тоже в первые дни войны напророчил по радио, вся страна слышала: «Враг будет разбит, победа будет за нами!». Так и случилось, но никто Молотова пророком не объявил...».
Перечислять далее подобные несуразности нет необходимости. Все так называемые мемуары Мессинга — плод вымысла и воображения их автора. По многочисленным свидетельствам их сочинил заведующий отделом науки газеты «Комсомольская правда» Михаил Васильевич Хвастунов, известный в журналистских кругах Москвы, как Михвас. Об этом писали журналисты Ярослав Голованов, Владимир Губарев и дочь Михваса Наталия Хвастунова. О том, что Мессинг не писал и не оставил после себя никаких автобиографических записей сообщила его помощница Ивановская. На запрос Китаева она ответила: «Насчет архива Вольфа Григорьевича могу сказать, что рукописей у него не было...». Оно и понятно. Мессинг нигде толком не учился. Был человеком малограмотным. По-русски говорил с сильным акцентом, с ошибками, писать толком не умел.
Но как же быть с тем, что Мессинг читал мысли на расстоянии, находил спрятанные предметы, что неоднократно и успешно демонстрировал на своих концертах? Объяснение этого явления дал еще в 1874 г. американский невропатолог Бишоп. В основе лежат так называемые идеомоторные акты, представляющие собой бессознательные движения человека, когда он представляет какое-то движение или действие. Профессор университета в Иене Прейер утверждал в 1885 г., что «каждый человек читает по движениям мускулов, но не каждый способен достичь величайшей степени ловкости в этом искусстве». Мессинг смог, и в этом весь секрет его успехов. Кстати, не он один. Михаил Куни выступал с такими же концертами, что и Мессинг, демонстрировал способность запоминать огромные массивы информации. По свидетельству доктора медицинских наук Симонова, в своих выступлениях Куни давал вполне понятные объяснения своим экспериментам. Фактически это были не концерты, а научно-популярные лекции.
Если бы фильмы о Мессинге и подобные воспринимались как обыкновенные развлекательные картины, то никакого вреда от этого не было. Проблема в том, что эти небылицы питают все возрастающее общественное невежество, веру в антинаучные теории, что отражается на психологии людей. А пользуются этим уже политики и ловкачи, предлагающие при финансовой поддержке в миллиарды (рублей, гривен, долларов) обеспечить человечество энергией из космоса, вечные двигатели с демонстрацией опровержения второго начала термодинамики, приборами для чтения мыслей и прочей чепухой. Уже сформировалась околонаучная мафия, которая вовсю эксплуатирует невежество, и не только научное, наших чиновников и депутатов, как и в соседней стране. Однажды в Москве один довольно крупный чиновник в беседе с автором утверждал, что Аляску царица Екатерина проиграла в карты. Обоснование?
Об этом поется в песне группы Любэ «Не валяй дурака, Америка». На замечание, что Аляску продали почти через 70 лет после смерти императрицы, последовал ответ: «Проиграла тогда, а продали потом. В песне зря не поется». Зачем было американцам платить за проигранную царицей территорию, в песне не пелось, и наш собеседник на вопрос не ответил. При таком невежестве можно поверить, что Мессинг проходил и сквозь стены. В кино могли показывать...
Выпуск газеты №:
№72, (2010)Section
Медиа