Перейти к основному содержанию

...Плюс «еще что-то»

Не «съедает» ли слишком изобретательная трансляция суть поэзии?
08 апреля, 19:39

Украинская поэзия, создаваемая сегодня, отошла далеко в сторону от той, что писалась десять лет тому назад. Прежде всего, ее стало больше — многочисленные серверы и личные блоги переполнены стихотворениями юных и не очень талантов. Юных и не очень, талантов и не очень... Кроме того, современную поэзию, как и современное искусство, поймет не каждый. Как отличить литературную находку от графомании? Чьи сборники стоит взять в руки сначала, чтобы, не причинив вреда собственным эстетическим чувствам, сказать: «Я знаком с нашей молодой поэзией».

Публика, стремящаяся сориентироваться в нынешнем литпроцессе, собралась на неформальную научную встречу, посвященную поэзии, — «Наука при каві».

Одному из организаторов литературного конкурса «Смолоскипа», литературоведу Ростиславу Семкиву часто приходится иметь дело с молодыми (и не очень) талантами, поэтому он трезво оценивает сегодняшнюю ситуацию.

Прежде прочего он говорит о том, что поэзии стало больше, и она стала более разнообразна. Если вы любите ультрасовременные городские тексты — вам повезло, если лирическую сентиментальность — будет вам сентиментальность, иронию — куда ж без нее, эротику — хоть пруд пруди, хулиганские стихотворения — вдоволь, элитарную поэзию — найдется и такое. Всякий читатель найдет себе среди произведений молодого поколения что-то по вкусу.

Ростислав Семкив к процессу оценивания подходит профессионально, современных авторов он оценивает по количеству написанного, по вкладу в литпроцесс и по художественной ценности. По его мнению, «наибольшими поэтами» (или же «наиболее поэтами») являются Сергей Жадан, за ним — Богдан-Олег Горобчук, на одном уровне с ним — Олег Коцарев (кстати, наш автор. — Прим. «Дня») с Дмитрием Лазуткиным.

По мнению Ростислава Семкива, интерес к поэзии не угасает. Она стала значительно более доступной, чем десятилетие тому назад: больше не нужно бегать по книжным магазинам, охотясь на свежие сборники. Достаточно ввести в интернет-поисковике слова «современная поэзия», и сеть предложит приблизительно две тысячи ссылок на разные серверы и блоги. Ныряйте! Мог ли себе представить современник юного Рембо или Маяковского, что когда-то читатель сможет читать литературные шедевры в тот же вечер, когда будущий классик их создает? И не надо трепетно ожидать выхода нового сборника. Бумажная книжечка — это нотка ностальгии, которая, возможно, скоро себя исчерпает.

Современного поэта уже не назовешь недосягаемым неземным созданием, «следующим после бога», как говорили во времена Романтизма. Придя на литературный слэм, в этом можно убедиться. Поэт здесь кричит и краснеет, у него трясутся руки или спадают штаны, он гундосит и брызгает слюной на микрофон. На слэме — публичном поэтическом соревновании, или на «обычных» чтениях, молодые авторы скорее шокируют зрителей поведением, чем декламируют поэзию. Скажем, стихотворение, рассказанное со слезами на глазах, но «без ничего» — это уже банально. А то же самое стихотворение, прочитанное поэтом, который надел медицинскую маску, вылез на тачанку и разбрасывает вокруг помидоры с гвоздиками, пойдет на ура.

— Слэм как средство трансляции может съесть саму поэзию, стать более важным, чем она, — констатирует Ростислав Семкив. — Сегодня обязательно существует поэзия плюс «еще что-то». Главное, чтобы поэт не стал заложником своих средств.

«Еще что-то» на слэме — это актерское мастерство поэта, изобретательность: все его гвоздики и тачанки. Это может быть музыка — ныне авторы часто выступают под живое сопровождение, может быть театральный перформанс.

С развитием медиатехнологий появилось новое средство трансляции, новое «еще что-то». Это видеопоэзия. Теперь поэты выступают не только в своей естественной ипостаси, а как сценаристы, режиссеры, актеры, а иногда и художники.

Гости «Науки при каві» просмотрели несколько роликов, снятых молодыми авторами, а ради справедливости — послушали поэзию «без ничего» в исполнении Олега Коцарева и Дмитрия Лазуткина.

Честно говоря, поэту не обязательно стоять на голове, чтобы произвести впечатление на своего слушателя и достучаться до его сердца.

КСТАТИ

Один из наилучших сборников Сергея ЖАДАНА — «Історія культури початку століття» (2003, «Критика»). Оформленная в виде городского фотопутешествия, интимная, под настроение. В ней исчезает ироническая игра с китчевыми обидами, свойственная предыдущей поэзии автора, зато появляется лирический герой, полный тревоги и безмолвия, — впечатлительный и серьезный. «Історія культури» — это игра в русскую рулетку с собственными воспоминаниями.

Городские приключения сердца молодого поэта Богдан-Олег ГОРОБЧУК в сборнике «Місто в Моєму Тілі» (2007, «Смолоскип»). Избирательно и жадно поглощая детали, из которых, собственно, состоит мир, его сознание филигранно соединяет пережитое в медитативные, глубокие и сентиментальные поэзии. Вместе с тем поражает воображаемое космическое ощущение, единство всего со всем. Короткую характеристику сборнику дает название одного из стихотворений: «Зібрана Клаптиковість vs Суцільність».

«Мій перший ніж» (2009, «Факт») — третий сборник поэта-двухтысячника Олега КОЦАРЕВА. Это соревнование образности с сюжетностью, мечтательности со смехом, лирики с иронией. Автор учится мастерству у литераторов прошлого века, в частности, поэтического авангарда 20-х — верлибровые размеры, языковые эксперименты, бурная энергия, остроты. Коцарев ставит расшатанную невежеством современную поэзию на прочную почву традиции.

Дмитрий ЛАЗУТКИН занял одно из первых мест среди поэтов молодого поколения, благодаря признанному многими авторитетами поэтическому чувству. Сборник «Бензин» (2008, «Факт») составлен из стройных и мелодичных поэзий, чей язык, обогащенный метафорами, остается простым и трогательным. В ответ на шумную смесь современности Лазуткин отстаивает остроту переживания, поиск искренности, доверия, понимания — его поэзия мужская и сентиментальная одновременно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать