Перейти к основному содержанию

Семейное предпринимательство

как базовый элемент общества
11 марта, 19:51

Недавно на собрании работников рынков в одном из городов неприятно резанул глаза транспарант в зале «Союз малых предпринимателей». Еще можно понять власть имущих, для которых слово «малый» является продолжением логического ряда «большой, средний». Тем более не возникает вопросов по поводу приемлемости такого определения для владельцев гипермаркетов. Но согласитесь: тем, кто работает, как вол, с утра до поздней ночи на себя и свою семью, по собственной воле называться «малыми» — это, как минимум, унижать себя.

А самоунижаться эта категория не имеет никаких оснований — ни по происхождению, ни по жизненными качествами. Ведь известно, что рыночники, таксисты, другие самозанятые работники в подавляющем большинстве закончили высшие и средние специальные учебные заведения и еще относительно недавно работали в проектных и научно-исследовательских институтах, на предприятиях, служили в армии, учительствовали. Перманентный экономический и политический кризис, безразличие и некомпетентность власти выбросили их на улицу. Не найдя возможности работать по специальности, не получив реальной поддержки от государства, эти сотни и сотни тысяч наших сограждан не люмпенизировались, не спились и не «предали Родину». Они положили в шухляды дипломы, переступили через свое самолюбие и начали работать, кто кем может: водителем, «челноком», реализатором, ремонтником, грузчиком, ремесленником, сапожником и так далее, только бы не упасть в бездну бедности и прокормить свои семьи.

Им это удалось и пока еще удается, но тучи все сгущаются. Тучи в виде сетей гипермаркетов, большого бизнеса и коррумпированной власти. Для первых двух они — конкуренты, для третьих — дойные налоговые коровы. Первые в основном действуют методом «пряника», вторые и третьи — консолидированного «кнута». Владельцы торговых сетей предлагают, казалось бы, логические и приемлемые для всех решения: на месте архаичных рынков поставить современные супермаркеты, где продавцами, консультантами и кассирами будут нынешние работники рынков. Таксистам предлагается перейти на работу в большие частные или «коммунальные» компании. Однако такая «новация» — если даже не учитывать, что в новых условиях рабочее место найдется далеко не для всех — приведет к трансформации свободных работников в наемных, работа и судьба семей которых станут абсолютно зависимыми от воли нового владельца.

Фактически, если называть вещи своими именами, идет речь о намерении осуществить новую коллективизацию — старыми методами и со старыми последствиями.

Что касается власти, то, повышая налоги и поборы с самозанятых работников, она их грабит дважды: во-первых, отбирает заработанное тяжелым трудом, а во-вторых — вынуждает поднимать цены на свои товары и тем самым уменьшает их конкурентоспособность с большим бизнесом.

Летом прошлого года успешно было апробировано закрытие целого направления малого предпринимательства. В качестве подопытного кролика выбрали наиболее незащищенный перед общественным мнением и далеко не безгрешный игровой бизнес. Целью опыта было не столько закрытие залов игровых автоматов, как об этом заявлялось, сколько определение последовательности действий власти в процессе ликвидации бизнес-направления и нейтрализации протестов десятков тысяч его представителей. Операция была проведена безупречно: сначала мощный пиар, создавший атмосферу общественной нетерпимости к десяткам тысяч работников, потом — принятие закона, выкинувшего их на улицу.

Отсутствие подобного наступления на другие направления малого бизнеса можно объяснить лишь президентскими выборами. Но после них уже ничто не мешает власти, которая представлена исключительно большим бизнесом, провести подобную операцию относительно других самозанятых категорий. Ведь тотальная пропагандистская канонада касательно, скажем, «хапуг-таксистов» или «лоточников, обвешивающих людей», как показывает предыдущий пример, найдет среди рядового обывателя благодарного потребителя.

Очевидно, что «мелочь» кожей чувствует временность этой паузы и инстинктивно объединяется. На местном и региональном уровне существуют уже не сотни, а тысячи организаций, которые пытаются отстаивать интересы малых предпринимателей.

Однако время вносит коррективы. Монополизация власти, ее объединения с большим бизнесом и «перетекание» при условии пропорциональной избирательной системы из городов и областей в Киев, обуславливают жизненную необходимость объединения региональных и местных организаций малых предпринимателей на национальном уровне. Власть, зато, вместе с другими «тучами», делает все для того, чтобы нейтрализовать соответствующие стремления. Как правило, для этого сверху под патронатом крупной бизнес-акулы создаются псевдопрофсоюзы, квазиобъединения общественных организаций предпринимателей. В объединительные процессы инфильтруются извне активные и протестные лидеры, которые в действительности работают на максимально возможное затягивание и торпедирование процессов объединения путем дезорганизации, активных сплетен, создания деструктивной атмосферы.

И такая политика, как правило, является успешной и приносит свои негативные последствия — ведь украинские власть имущие имеют богатый опыт развала протестных движений, достаточно вспомнить лишь печальную судьбу почивших в боге шахтерских стачкомов начала 90-х прошлого века.

Что же делать в этой ситуации малому бизнесу и его общественным организациям? Безусловно, объединяться и эффективно бороться — не просто рефлекторно обороняться, а сознательно идти в наступление и последовательно перебирать на себя несвойственные для демократического государства регуляторные функции с тем, чтобы в конечном счете уничтожить государственную разрешительную систему — главную кормушку чиновничества, его коррупционный фундамент.

Но в начале этого пути объединения предпринимателей должны учесть и обойти все риски: коварство власти, агрессию большого бизнеса, неустойчивость лидеров перед соблазнительными предложениями, нехватку времени или нежелание к аналитической и организационной работе.

И самостоятельно здесь вряд ли что-то получится, предпринимателям должны помочь интеллектуалы: независимые профессионалы из организационного менеджмента, аналитики, специалисты по проведению переговоров, протестных акций, тех же пиар-кампаний и тому подобное. Именно специалисты помогут объединениям предпринимателей разработать их эффективную, но безлидерную структуру — чтобы никто не мог узурпировать руководство, чтоб не кого было купить, не с кем было «договариваться». Подскажут, как обеспечить управляемость и преемственность, аргументировать справедливость того или иного требования, формулировать виденье проблем и путей их решения, рекрутировать новые организации, эффективно использовать телекоммуникации, связи и средства, «играть» на противоречиях между политиками, определять пределы компромисса, сделать акцию гарантированно победной, а не просто несколькочасовым процессом стучания касками по асфальту.

Почему интеллектуалы должны и будут помогать малому бизнесу? Потому что такая помощь является не жертвой и не милостыней, а логической потребностью интеллектуалов. Потому что, во-первых, идеал последних, наиболее подходящая жизненная среда — это открытое гражданское общество, а малый бизнес — естественный и непримиримый антагонист монополизации, главного врага гражданского общества. А во-вторых, укрепляя позиции противников крупного бизнеса и его срастания с властью, они будут способствовать реальному разъединению этих пока еще сиамских близнецов.

С чего начинать эффективное сотрудничество? С помощи самозанятым и их объединениям самоидентифицироваться, ведь как вы корабль назовете — так он вам и поплывет. Крайне важно не просто понять, а принять как аксиому следующие простые и очевидные вещи. Малый предприниматель является им не от хорошей жизни, а от необходимости прокормить собственную семью. Малое предпринимательство — не «мелочь», а финансовый фундамент, бастион основы украинского общества — семьи. Поэтому это предпринимательство никоим образом не малое, оно даже не семейное, а именно фамильное, родовое*.

Поняв это и добившись такого понимания со стороны государства, мы перейдем к качественно другому восприятию роли самозанятых работников и их общественных объединений.

Власть просто обязана поддерживать семейное предпринимательство — по его определению, надежно защищая от посягательств крупного бизнеса. Поддержка семейного предпринимательства — опять же по определению — должна стать синонимом поддержки основы общества, его базового элемента — семьи, а, следовательно, обязательной составляющей программ и действий любого правительства, партии, блока, политического деятеля.

Тот, кто при таких условиях будет противодействовать семейному предпринимательству, объективно становится врагом Украины.

И едва ли не самое важное. Национальное объединение семейных предпринимателей вынуждено будет добиваться у власти реализации своих требований старыми и хорошими методами кнута и пряника. В демократическом государстве, которым — по крайней мере пока что — все еще является Украина, власть постоянно изменяется, поэтому такое объединение сознательно и жестко в любом случае и никоим образом не должно поддерживать ни одну политическую силу или политика, а тем более подпадать под их протекцию, иначе оно станет их заложником. Оно должно иметь программу, формировать требования и выражать благодарность только за поддержку в реализации этих программ и требований. Поддерживать нужно исключительно не «кого», а «что». Не благодарить силу или ее лидера вообще, а выражать благодарность исключительно за конкретные действия, направленные на поддержку семейного предпринимательства.

И в конце — креативное предложение касательно самоидентификации, но уже не направления предпринимательской деятельности, а, собственно, самого объединения семейных предпринимателей. Его название должно быть емким и красноречивым, как выстрел. Считаю, «Громадська Асамблея (або Асоціація) Родинних Підприємців України» — ГАРПУН — лучше всего отобразит как сущность этого объединения, так и его место в окружении акул крупного бизнеса и чиновничества.

* — понятие «семья» и «род» у украинцев никоим образом не тождественны, поскольку семья — это мама-папа-дети, а род включает еще и дедушек-бабушек, теть-дядь и тому подобное. Если семья создается, то род есть с рождения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать