Особенности немецкого самосознания,
или Как «осси» и «весси» стали единым народом
В центре Берлина — фрагменты грозной Берлинской стены. Этот символ тоталитаризма давно уже превратился в объект туристической привлекательности. В настоящий момент уже и сами жители Берлина не верят — неужели 20 лет назад все было иначе? И колючая проволока, и электрический ток, и нейтральная зона возле Бранденбургских ворот?
Немецкий народ был разделен бетонной стеной на протяжении 40 лет. Все это время восточная и западная части Германии развивались в прямо противоположных направлениях, мировоззрения были антагонистическими. «Осси», или восточные немцы, жилы в советской оккупационной зоне. Восточная Германия стала форпостом в противостоянии СССР против Западного мира. И совсем в другой Германии жили «весси» — здесь царил капиталистический строй. «Мы — один народ» — с таким лозунгом сотни тысяч немцев осенью 1989 года вышли на демонстрации против коммунистического режима в ГДР. Но на самом ли деле стали «осси» и «весси» единым народом, и сохранилось ли у немцев национальное самосознание после 40-летнего разделения?
«Если на протяжении 40 лет вы росли в условиях определенной системы, то, безусловно, нельзя буквально на следующий день полностью изменить и свое мышление, и свое мировосприятие», — отмечает первый секретарь, руководитель отдела прессы Посольства Федеральной Республики Германия в Украине Зигрун Майер. Тем не менее, на протяжении последних 20 лет постоянно велись дискуссии относительно того, какие общие черты есть у западных и восточных немцев, и какие между ними различия. Особое звучание такие разговоры приобрели осенью прошлого года, когда Германия, а вместе с ней и весь демократический мир, праздновал 20-летие падения Берлинской стены. Это стало поводом для многочисленных репортажей на телевидении, многочисленных публикаций в журналах, средствах массовой информации, для многих подиумных дискуссий в Германии и за ее пределами. Дискуссии велись относительно того, что означает это событие для немцев, каково его значение, насколько оно сформировало современную Германию и Европу, как это способствовало формированию национальной самой идентичности немцев. Как рассказывает госпожа Майер, «среди представителей старшего поколения еще можно заметить тяготение к старым привычкам. Но подросли дети, которые родились после падения Берлинской стены, и которые в настоящий момент достигли совершеннолетия. Они лично не были свидетелями разделения Германии».
Тем не менее, в соответствии с последними социологическими исследованиями, проведенными в Германии, Берлинскую стену хотел бы вернуть каждый 8-й немец. Что же делают немцы ради объединения своей нации? Проводят семинары, выпускают книги для понимания. Ганс Олаф Кляйн — теолог и психолог, который учит немцев восточных и западных, то есть «осси» и «весси», общаться друг с другом. Для этого он проводит специальные семинары и даже уже написал об этом книгу под названием «Вы просто не можете нас понять». Он считает, что для бизнеса и личных контактов восточным и западным немцам нужно знать очень много тонкостей, которыми отличается их, на первый взгляд, одинаковый темперамент.
Нельзя забывать, что Германия длительное время была федеральной республикой. Перед объединением Германии Бисмарком в 19-м веке, немецкая территория состояла из 39 независимых государств. Эти государства были королевствами, герцогствами, княжествами, свободными ганзейскими городами и одной имперской территорией. «Именно поэтому и до сих пор существуют отличия между югом и севером Германии, — рассказывает госпожа Майер, — люди из разных регионов рассказывают анекдоты друг о друге. Думаю, в будущем сохранятся региональные отличия». Особенно же сильно такие отличия проявляются в диалектах. Их в Германии множество: алеманский, нижненемецкий, люксембургский, пенсильванский, рипуарский, баварский диалекты. Причиной всему — раздробленность Германии, которая существовала на протяжении всего Средневековья, что и привело к образованию и параллельному развитию большого числа разных диалектов немецкого языка. Тем не менее, региональное разнообразие не рассматривается как угроза для национального единства или национальной самоидентичности.
Говоря о Германии, следует всегда помнить, что это страна, которая была на грани гибели и возрождалась после мировых войн, как будто птица Феникс. «В первые годы после Второй мировой войны вопрос о национальном самосознании не поднимался вообще по причине безусловной капитуляции Германии и из-за того, что четыре мощных государства взяли власть в Германии в свои руки, — рассказывает профессор исторического факультета Кельнского университета Йост Дюльффер. — Приоритетом для них было научить немцев, а особенно немецкую молодежь, демократии и уважению к правам человека. Конечно, методы учебы кардинально отличались в советской части Германии и в американской, британской или французской зоне. Также со стороны ГДР и ФРГ не было никаких попыток поставить национальную идентичность на первое место перед демократией, правами человека или верховенством закона. Такое положение вещей сохраняется и сегодня».
Эти слова подтверждает и госпожа Майер. По ее словам, особенность Германии заключается в том, что такие понятия, как национальная слава, гордость, не акцентируются в течение учебного процесса.
В школах Германии много внимания уделяется изучению того периода, когда к власти пришел национал-социализм. Особое внимание уделяется периоду существования нацистского режима, Второй мировой войне. «Всех немцев особенно объединяет мысль о том, что ужасное прошлое никогда не должно повториться», — подчеркивает госпожа Майер. Если же говорить о позитивных моментах истории, на которых делается ударение, то это темы «Германия как часть Европы, или Европейского Союза», а также важная страница из недавней истории — воссоединение Германии в 1989 году. Эти две темы особенно внимательно изучаются в немецких учебных учреждениях. Как объясняет такую особенность учебы госпожа Майер, «именно ориентация и развитие в направлении демократических ценностей позволили особенно четко и ясно осознать тот негативный пример нацистского прошлого, и что может случиться, если ценности демократии не признавать и их не придерживаться».
Следовательно, учитывая особенную историю Германии, вопрос национальности здесь не выдвигается на передний план. Он не поднимается специально, но в современном мире выпадает немало поводов для того, чтобы проявилось национальное единство. В 2006 году в Германии состоялся чемпионат мира по футболу — «Летняя сказка». Это название перекликалось с названием поэмы немецкого поэта Генриха Гейне «Германия. Зимняя сказка». «Во время чемпионата мира можно было видеть то, что обычно не увидеть — это очень большое количество национальных флагов Германии. Как правило, среди населения нет традиции вывешивать национальные флаги. Национальные символы вывешивают лишь по случаю официальных визитов, приема делегаций, то есть это используется на государственном уровне. Да, благодаря огромному количеству знамен появилось ощущение национального единства, Германия почувствовала себя единой страной», — рассказала госпожа Майер.
Если мы посмотрим на проблему объединения немецкого социума после 1989 года, то найдем много общих особенностей с Украиной. С одной лишь разницей. Берлинская стена была реальным барьером, который физически разделил страну на две части. О разных Украинах — Западной и Восточной — особенно активно начали говорить лишь в последние годы, то есть в то время, когда Украина уже давно была единой и независимой. Сделав эту проблему поводом для политических спекуляций, политики кричат об объединении Украины на каждом шагу. Со своей стороны немцы считают проблемы «осси» и «весси» внутренними и предпочитают не выносить их на международный суд.
Выпуск газеты №:
№42, (2010)Section
День Планеты