Коленное благочестие
Посетив утреннюю службу Божью в Киево-Печерской лавре, зашел в одну из храмовых лавок, чтобы купить свечи и поставить их у святых образов. Но это оказалось не так просто. Именно в это время в соседнем Храме преподобных Антония и Феодосия совершалась так называемая коленопреклоненная молитва, поэтому когда я подошел к продавцам, а их было двое, они стояли на коленях, потупив взгляд в землю, и делали вид, что меня не замечают. Звал я их, звал, но все равно приобрести ничего не смог, равно как и сделать какое-то небольшое пожертвование на монастырские нужды. Вот так колени мешают монастырю хорошо осуществлять свою просветительскую миссию и, в конце концов, наполнять собственный бюджет торговлей. Наверное, следует вообще переоценить роль такого акта духовной покорности перед Господом Богом, как стояние на коленях. Опыт святых подвижников учит нас, что одним только стоянием на коленях еще никто не достиг праведности, потому что для этого нужны выдающиеся свершения, достижения, борьба во имя законов Христовых. Когда я вижу каждый раз в храмах Киево-Печерской лавры фанатично лежащих на земле верующих, ни один из которых при этом не может найти даже несколько часов вечером для чтения духовной литературы или прохождения курса катехизации, меня посещают сомнения, так ли уж искренне это их стояние на коленях. Нет ничего более легкого, чем простоять перед иконами, упав лицом на пол. Но так сложно сказать в обществе неверующих: «Вот, я — христианин и каждое воскресенье хожу в храм на богослужение!». При том, что Богу все же больше нужно свидетельство веры, а не боль в коленях от лишнего стояния на них.