Чего хочет Москва от Киева,
или План принуждения Украины отказаться от евроатлантической интеграцииПрактически все выступления политиков и политологов, публикации, доклады, аналитические записки и прочие исследования на тему российско-украинских отношений в соседней стране обязательно заканчиваются сетованиями на то, что на берегах Москвы-реки никак не сформулируют внятной политики в отношении Украины. И вот такое событие произошло. В связанном и концентрированном виде представления российских правящих кругов и политика в юго-западном направлении публике были представлены небезызвестным Константином Затулиным на конференции «Русскоязычная Украина: возможности и проблемы консолидации».
Уже само название этого собрания и тема обсуждения в значительной степени показывают, чего хотят наши соседи, по крайней мере, те из них, кто в той или иной степени оказывает влияние на выработку внешнеполитического курса Москвы на пространстве СНГ. Выступление Затулина — это не частное мнение директора Института стран СНГ (Институт диаспоры и интеграции). Являясь первым заместителем председателя комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, координатором депутатской группы Государственной Думы по связям с парламентом Украины, он выразитель «в некотором смысле коллективной точкой зрения на стратегию России в российско-украинских отношениях», о чем он сам сказал в своем выступлении на конференции. Другими словами, озвучено в значительной мере близкое к официальному мнение.
Первое, на чем остановился Затулин, — это «особые отношения» между Украиной и Россией. «Для того, чтобы такие особые отношения установились между славянскими по преимуществу Россией и Украиной, необходимы определенные гарантии, условия для обеих стран». Какие? В общем-то, известные: «Во-первых, это официальное провозглашение и законодательное закрепление нейтрального, внеблокового статуса Украины. Второе условие — содействие конституционному оформлению федеративного государственного устройства Украины. Третье — придание русскому языку наряду с украинским статуса государственного. И, наконец, четвертое — сохранение православного русско-украинского единства в лоне Московского патриархата».
Все это несколько странно. Главной претензией в отношении возможного вступления Украины в НАТО у наших соседей является страх, что враждебные базы появятся на украинской территории вблизи российских границ. При этом конституционного запрещения размещать такие базы им не достаточно. Потому что такую статью нашей Конституции, по их мнению, можно легко отменить. А законодательного закрепления нейтрального, внеблокового статуса вполне достаточно. Но если следовать такой логике, то что мешает и его пересмотреть? Внешне нелогично, но вполне понятно, если в основе лежит не желание установить равноправные и добрососедские отношения, а создание проблем.
Почему в Москве считают возможным требовать федерального устройства Украины? Административно-территориальное устройство есть наш внутренний вопрос и никак не может быть предметом обсуждения ни с друзьями, набивающимися на «особые отношения», ни с кем-либо еще. Российский федерализм в свете происходящего на Северном Кавказе никак не может служить образцом. Но никто же в Украине не указывает соседям, как строить свое государство. А вот Затулин и Ко присвоили себе право давать руководящие указания. Привыкли за многие годы, и отвыкать не хотят.
Вопрос государственного статуса русского языка в последнее время приобрел даже некоторую анекдотичность, когда о нем начинают рассуждать в Москве в отношении Украины. Если политики соседней страны так озабочены государственным статусом языков национальных меньшинств, то показали бы пример высокого лингвистического демократизма в своем государстве. В Украине единый государственный экзамен в некоторых регионах, например в Крыму, можно сдавать на русском языке, а вот в Татарстане на татарском — нет. Или запрещение переводить языки на другую графику. Латинская графика более подходит татарскому языку и до 1939 г. латиницей писали по-татарски. Но перевели на кириллицу. А сколько расстреляли татарских интеллектуалов за использование латиницы! И вот во времена суверенной демократии попытались вернуться к более соответствующей графике, и не только в Татарии. Но запретили на этот раз в судебном порядке. Так может сначала у себя, а потом других учить и требовать?!
Дальше — больше. Задачей российской политики является «содействие обновлению, укреплению и консолидации политических сил, последовательно выражающих интересы масс населения юга и востока Украины ... ослабление и уход со сцены откровенно антироссийских политиков и сил, вытеснение их сторонников из государственного аппарата, в особенности из сфер образования, культуры, обороны и безопасности... пропаганда военно-политического союза между Украиной и Россией... отказ ее от целей евроатлантической интеграции». Вот здесь мы добрались до главной цели российской политики. Поддержка и финансирование сепаратизма в Украине с целью политического давления для включения нашей страны в военно-политический союз с Россией. Никакой нейтральный статус соседей не устраивает. Разговоры о нем не более чем информационная дымовая завеса. Сепаратизм — это рычаг достижения этой главной цели. Остальное: статус русского языка, федеративное устройство и т.д. — вторично, и не самое важное.
Политические цели должны подкрепляться экономическими. Среди них отметим «создание валютного и таможенного союза, переход на единую рублевую валюту межгосударственных платежей». А это основа для политического поглощения. Как это может происходить, видно на примере Беларуси и Армении. Этим двум странам во все более жестких формах предлагается перейти на рубль в качестве платежного средства. И в Минске, и в Ереване прекрасно понимают последствия такого шага и изо всех сил сопротивляются. И участие двух стран в «Восточном партнерстве» есть часть мероприятий по ослаблению политико-экономической удавки Москвы. Но на этом примере можно видеть, что ожидает Украину, если она сделает хоть один, даже микроскопический шаг в направлении, декларируемом Затулиным.
Все сферы взаимных отношений должны быть перестроены так, как этого хотят в Москве. Тезис об ослаблении и уходе со сцены откровенно антироссийских политиков, требование церковного единства в лоне Московского патриархата, «борьба с попытками реабилитации в истории предателей российско-украинского единства, меры противодействия героизации активистов ОУН-УПА и других нацистских пособников... сохранение в Севастополе базы Черноморского флота Российской Федерации после 2017 года» — все это слагаемые одной суммы. К этому следует добавить планируемое в ближайшее время принятие Государственной Думой закона «О противодействии реабилитации в новых независимых государствах на территории бывшего Союза ССР нацизма, нацистских преступников и их пособников». Кстати, рабочую группу по его подготовке возглавлял ни кто иной, как Константин Затулин. И направлен этот закон против тех государственных деятелей, которые России неугодны и легко могут преследоваться по лишенному какой-либо логики закону. Об этом прямо сказал Владимир Груздев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству: «Ведь помимо того, что главы государств пользуются неприкосновенностью... по окончании срока своих полномочий они могут быть привлечены к уголовной ответственности». Украинским и не только политикам прямо угрожают уголовным преследованием. Кто читал проект закона, тот знает, что под его формулировки может попасть кто угодно. Странно в этом законе все. Никто в мире не отрицает, что СССР был победителем во Второй мировой войне. И почему отрицателей, если их найдут, будут преследовать только в странах СНГ? А в других сил маловато?.. В этом же ряду стоит и очередное заявление московского МИД о недопустимости «реабилитации печально знаменитого украинского гетмана Мазепы». Интересно, почему таких же заявлений не слышно в отношении Чингисхана и Батыя? Ведь в Монголии, которую недавно посетил Путин, они герои не меньшие, чем Мазепа в Украине.
Есть все основания полагать, что сказанное Затулиным во все большей степени будет осуществляться российским руководством. Приближение избирательных кампаний в Украине заставляет Кремль усилить давление, чтобы попытаться воздействовать на ход выборов. Провести откровенно пророссийские силы, находящиеся на чужом содержании, там не надеются. Но это на данный момент. Программа, изложенная Затулиным, носит долгосрочный характер. Она будет реализовываться до тех пор, пока либо не изменится персональный состав московских верхов, чего не будет в ближайшей перспективе, либо в соседней столице поймут тщетность своих усилий и пожалеют напрасно потраченные средства. Хотелось бы второго, и как можно скорее.
Выпуск газеты №:
№85, (2009)Section
День Планеты