Перейти к основному содержанию

Лучшее время для «Восточного партнерства»

12 мая, 20:27

Инаугурация «Восточного партнерства» при чешском председательстве в Евросоюзе будет иметь символичное значение. 20 лет назад крах коммунизма в Центральной Европе принес миру надежду на спокойствие, безопасность и суверенное право каждого государства выбирать собственный путь развития. Сегодня расширенный Европейский Союз, в который интегрируются народы с обеих сторон бывшего железного занавеса, может дать такие же надежды Восточной Европе. Действительно, — это самое лучшее время!

В период, когда глобальный экономический кризис потряс основы Европейского Союза, политики поддались соблазну поставить национальные интересы над европейской солидарностью. Элиты, которые два последних десятилетия так живо говорили об углублении и упрочении интеграции Европы, чтобы противостоять вызовам в меняющемся мире, сегодня иногда выступают за политику, противоречащую идее интеграции, предпочитая национальные подходы совместным европейским действиям.

Эти центробежные тенденции подвергают сомнению идею «единой, свободной и мирной Европы», символом которой является ЕС. Они уменьшают для Европы шансы играть ведущую роль в мире, стабилизации ближайшего соседства и распространения — как это было полстолетия — демократических ценностей, основ хорошего управления, прав человека и стандартов acquis communautaire. Все это чрезвычайно важно для восточных соседей ЕС. Сегодня они переживают трудности. Они разрываются между двумя моделями развития: демократической, опирающейся на пропагандируемые в ЕС основы правового государства, и постсоветской, которая приобретает форму неоавторитаризма, пропитанного коррупцией и бесхозяйственностью. Не нужно забывать, что судьба или будущее Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины, население которых составляет 80 млн. человек, будет влиять на ситуацию в Европе.

Экономический кризис наглядно продемонстрировал дефицит институционных связей между Восточной Европой и ЕС. В регионе, в котором общество никогда не знало настоящей демократии и верховенства права, на улицах и площадях Киева, Минска и Тбилиси недавно мы видели людей, которые заворачиваются в европейский флаг и готовы рисковать жизнью ради участия в свободных и демократических выборах. Сегодня Восточная Европа особенно страдает от экономического кризиса. Украина стоит на грани дефолта, проблемы переживают Беларусь и Молдова, которые могут быть вынуждены пойти путем Киргизстана и обменять свои отношения с Западом на российскую финансовую помощь. Восточноевропейские страны нуждаются в упрочении своих связей с ЕС, чтобы в трудные времена стабилизировать свою экономику, и в дальнейшей перспективе такие связи станут стимулами для их экономического и политического развития в направлении демократической и рыночной экономики. Со стратегической точки зрения, это поможет бороться с симбиозом политики, бизнеса и преступности, которая до сих пор доминирует в Восточной Европе и может негативно отразиться на ЕС. Привычка сочетания политики и бизнеса может проникнуть в ЕС и повлиять на нашу политику и экономику, а также препятствовать интеграции.

Осознавая это, Польша и Швеция предложили идею «Восточного партнерства» между ЕС и его восточными соседями. В июне 2008 года проект был одобрен Советом Европейского Союза, а работа над ним приобрела размах после российско-грузинской войны. Проект охватывает сотрудничество ЕС со странами Восточной Европы, больше всего ангажированными в реализацию Европейской политики соседства, которая дает им возможность постепенного включения в политику и программы ЕС, а также эволюционной интеграции в общий рынок. Расширение сотрудничества ЕС с восточными соседями приведет к распространению лучшей практики ЕС в ведении торговли, экономики и политики.

Экономический кризис не может быть предлогом для бездеятельности ЕС. Наоборот, он должен еще больше проявлять себя в Восточной Европе в финансовом плане, оказывая помощь рынкам, переживающим проблемы, и политическом — проявляя солидарность с европейцами, находящимися за пределами этого эксклюзивного клуба. Сегодня помощь ЕС будет стоить значительно меньше, чем последствия коллапса хотя бы одного из государств, что нанесло бы Европе мощный удар.

Исходя из этой перспективы, нет никаких оснований заявлять, как это пытаются иногда делать, что «Восточное партнерство» может быть направлено против кого-то, например, России. Несколько лет назад Москва отклонила предложение ЕС о Европейской политике соседства. Россия добивалась другого, специального статуса, и ЕС его ей предоставил. Сегодня «Восточное партнерство» только расширяет Европейскую политику соседства. Если Россия хотела на этот раз вместе с ЕС сотрудничать в борьбе против распространенных в Восточной Европе практик, к которой российский президент Дмитрий Медведев в этом году призывал в собственной стране, если бы Москва была готова признать суверенные стремления других стран этого региона в плане углубления интеграции в ЕС, то такую возможность следовало бы ей предоставить. В любом случае, это не могло бы означать признание за Россией права вето на договоренности ЕС с другими восточными соседями.

Восточноевропейским народам нужно предложить перспективу приближения к европейской семье, включая возможности путешествий и свободной торговли. Границы ЕС должны стать областями сотрудничества и благосостояния, а не создавать барьеры между богатыми и бедными. Поэтому реализация «Восточного партнерства» может позволить ЕС продемонстрировать свою силу и надежность, доказать, что экономические стрессы не будут сдерживать его от продвижения своих ценностей и формирования соответствующего им мира, во всяком случае. в ближайшем его соседстве.

Славомир ДЕМБСКИ. директор Польского института международных дел, Варшава; доктор Сванте КОРНЕЛЛ — директор Института по вопросам безопасности политики развития, Стокгольм

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать