Газ за Карабах
Новый раунд большой кавказской игрыЮжный Кавказ вновь в центре внимания. Не уменьшающаяся напряженность достигла высоких отметок. В Грузии с 6 мая по 1 июня на бывшей российской военной базе Вазиани в 20-ти километрах от Тбилиси пройдут учения НАТО Cooperative Longbow — Cooperative Lancer. В них примут участие представители 19-ти стран, в том числе — союзники Москвы, например, Армения. Учения плановые, такие были и в прошлом году, причем проходят они без применения оружия. Цель тренировки военных — отработка процедуры оперативного взаимодействия при проведении миротворческой операции.
Россия выступила против. «Это неправильное, опасное решение», — заявил президент Дмитрий Медведев на недавней встрече с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым. В подтверждение слов своего главнокомандующего о высокой степени напряженности на границах Грузии началось беспрецедентное за последнее время наращивание российских сухопутных и морских сил в Южной Осетии и Абхазии. Планируются и масштабные маневры. Конечно, и это по плану. Об этом заявил РИА «Новостям» начальник службы информации и общественных связей Северо-Кавказского военного округа (СКВО) Андрей Бобрун.
Не остался в стороне и Черноморский флот — без него никак нельзя. По данным МИД Грузии, в настоящее время в Черном море в непосредственной близости от ее побережья находятся ракетный крейсер, ракетные катера, десантные и противолодочные корабли. Повторяется ситуация прошлого года. Тогда с 15 по 31 июля международные военные маневры НАТО «Немедленный ответ-2008» проходили на той же военной базе Вазиани. А вблизи Рокского туннеля, в Абхазии и на ЧФ в это же время проходили крупномасштабные войсковые маневры «Кавказ-2008», в которых было задействовано около восьми тысяч военнослужащих.
В то же время, профессионалы прекрасно понимают, что буря в стакане воды, поднятая Кремлем, носит искусственный характер. Так, секретарь совета министров обороны государств СНГ генерал-лейтенант Александр Синайский с военной прямотой заявил: «Это не маневры, ничего страшного там не будет. Это будут методические занятия, методические сборы. Одним словом, это политический демарш со стороны НАТО. Несмотря на негативное восприятие Россией, он будет реализован, и надо к нему спокойно относиться».
Военно-политическая напряженность на Южном Кавказе была одной из тем, которые обсуждались на встрече президента России Дмитрия Медведева со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым. Для России было важно добиться свертывания военно-технического сотрудничества между Баку и Тбилиси. Но не только. В последнее время возникли острые разногласия между Россией и Туркменистаном по газовой проблеме. «Газпром» прекратил закупки газа у Ашхабада, на что последний ответил подписанием меморандума с немецким концерном RWE о долгосрочном сотрудничестве. Он предполагает исследования и обсуждение прямых поставок газа из Туркменистана в Германию, а также участие немецкой компании в разведке и разработке газовых ресурсов на шельфе Каспийского моря.
Следует отметить весьма важное обстоятельство. RWE является одним из участников проекта Nabucco — газопровода из Центральной Азии и Азербайджана через Турцию, Балканы в Центральную Европу. Немецкая компания вместе с австрийской OMV учредила в Лондоне проектную компанию Caspian Development для исследования возможностей транспортировки туркменского газа по дну Каспийского моря и транзита через Закавказье в Турцию. Одной из проблем реализации проекта Nabucco было отсутствие гарантированного наполнения газопровода, то есть ресурсной базы. Теперь она появилась, и это для Москвы весьма прискорбное обстоятельство. Оно отягощается и неблагоприятной дипломатической обстановкой. Практически одновременно с подписанием меморандума президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов принял помощника государственного секретаря США по странам Южной и Центральной Азии Ричарда Баучера. Американский дипломат сообщил, что для участия в запланированной на конец апреля в Ашхабаде международной конференции «будет направлена официальная делегация США, в состав которой войдут также представители крупного американского бизнеса». Он подчеркнул огромную заинтересованность американских компаний в установлении взаимовыгодного партнерства в нефтегазовой сфере.
Москва отреагировала быстро. На встрече с вице-премьером по ТЭК Игорем Сечиным и председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером глава российского правительства Владимир Путин поручил им «поддерживать тесные контакты... с нашими стратегическими партнерами, прежде всего — в Средней Азии». В условиях значительного обострения отношений между Россией и Туркменистаном Москва попыталась взять реванш на азербайджанском направлении. Речь идет о закупках «Газпромом» всего газа, добываемого на азербайджанском месторождении «Шах-Дениз-2». За это Баку предложен пряник в виде содействия решению сложнейшей проблемы вокруг Нагорного Карабаха. В частности, Москва сейчас активно занимается организацией встречи в июне в Санкт-Петербурге президентов Азербайджана и Армении при посредничестве России. После завершившегося визита президента Азербайджана в Москву в российской столице будут принимать его армянского коллегу Сержа Саркисяна. Последний будет вести переговоры о предоставлении финансовой помощи. Москва со своей стороны будет ставить условия, в том числе — по Карабаху.
На Южном Кавказе и в Центральной Азии идет большая политическая игра, связанная не только с проблемой энергоресурсов. Задействованы геостратегические интересы больших держав. Для США жизненно важно выстроить транспортный коридор от Турции через Южный Кавказ и Центральную Азию в Афганистан. Для этого нужно разблокировать отношения между Анкарой и Ереваном. Американская администрация оказывает большой нажим в этом направлении на упомянутые столицы. Естественно, что в Баку это радости не вызывает, и чтобы несколько затормозить этот процесс, обратились к Москве. Там участвовать в этой игре согласились с энтузиазмом, заодно попытались решить газовые проблемы и в очередной раз торпедировать ненавистный проект Nabucco.
Московское миротворчество на пространстве СНГ пока никаких результатов не дало. Не говоря о Южной Осетии и Абхазии, полным фиаско закончилась очередная попытка сдвинуть с мертвой точки урегулирование между Кишиневом и Тирасполем. В результате президент Молдовы Владимир Воронин совершил резкий поворот и в своем интервью испанской газете El Pais обвинил Россию во всех проблемах своей страны. Досталось и Румынии, но это уже для показной непредвзятости. Сложно представить, что Россия в состоянии сдвинуть карабахский конфликт с мертвой точки — сделать это гораздо сложнее, чем, например, приднестровский. Да и возможностей давления на Армению у России не так уж и много. Если оно превзойдет некоторую величину, то Ереван вполне может развернуться в другую сторону и пойти на сближение с Грузией и Европой. Что бы ни говорили в Москве своему армянскому собеседнику, Серж Саркисян в ходе своего недавнего визита в Иран заявил: «Карабах азербайджанским не будет». Надо полагать, что ни к каким компромиссам по этому вопросу в Армении не готовы. И в Баку это понимают. В Москве Ильхам Алиев сказал, что «решение о статусе Нагорного Карабаха может быть отложено на неопределенное время». Другими словами, и в Баку, и в Ереване согласны какое-то время подыграть Москве в ее демонстративном миролюбии. За это Азербайджан хочет получить российское оружие, а Армения —деньги.
А подписанный меморандум о газе с месторождения «Шах-Дениз-2» вполне может оказаться пустой бумагой. Ильхам Алиев в Москве заявил, что его страна не отказывается от проекта Nabucco. Совсем недавно азербайджанский президент обсуждал с Президентом Украины Виктором Ющенко, главами МИД Литвы и Латвии и заместителем министра иностранных дел Польши проект «Белый поток». Этот газопровод, по планам, должен пройти параллельно Евразийскому нефтетранспортному коридору — то есть из Азербайджана через Грузию, затем по дну Черного моря в Украину и оттуда в Европу. Его основное отличие от всех остальных проектов в том, что он идет не только в обход России, но и Турции. Какой из этих проектов будет реализован, остается большим вопросом. Проблема транспорта углеводородов будет обсуждаться на конференции в Софии, в работе которой примет участие и Президент Украины.
Газ и нефть тесно переплетаются с территориальной целостностью некоторых государств. Пока принцип «газ в обмен на территорию» нигде не был реализован. Похоже, что не будет этого и в Нагорном Карабахе.