Ольвия, Кинбурнская коса, остров Березань
О трех знаковых точках самого северного Причерноморья
Старая поговорка «Не было бы счастья...» вполне осуществилась в последние годы в материковом украинском Причерноморье. Захват Россией Крыма и радикальное ограничение желания и возможностей украинцев путешествовать по этому полуострову привели к тому, что наши сограждане больше обратили внимание на другие интересные места. В частности, это касается таких трех колоритных исторических и природных памятников, как руины античного города Ольвия, Кинбурнская коса и остров Березань. В 2014-ом году наша страна отстояла это морское и лиманное побережье, на котором можно не только купаться.
РУИНЫ «СЧАСТЛИВОГО ГОРОДА» БЕЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Об Ольвии, славной истории и непростом настоящем этого города «День» писал уже неоднократно. Полис, как считают специалисты, был основан в середине шестисотых годов до нашей эры выходцами из Милета, крупнейшего города Ионии. Входил в Афинский морской союз. Со временем Ольвия («Счастливая») перешла в подчинение скифов, с которыми эллины каждый раз все больше смешивались (собственно, торговля между «эллинским миром» и «варварами» была главной функцией города), потом входила в эллинские государства и Римскую империю. Но в III—IV веках нашей эры, после нападений готов и гуннов город совсем пришел в упадок и исчез. Это, конечно, коротко и схематично, а детальнее можно узнать в самом заповеднике. Как туда добраться? Для начала нужно приехать в Николаев. А уже оттуда — автобусом в село Парутино. Автобусы ходят не очень часто, поездку лучше максимально просчитать предварительно, имея в виду и то, что выбраться из Парутино тоже бывает проблематично, да и ночлег не всегда легко найти — по большому счету, туристической инфраструктуры здесь нет вообще.
И все же монументальная красота даже разрушенной Ольвии привлекает. От самого города остались одни фундаменты, курганы, алтари, остатки стен, валы. Некий Херсонес без колонн и с другой природой. Холмы Ольвии покрыты буйными степными травами, очертания склонов монументальные, с них открывается замечательный вид на слияние двух лиманов — Бугского и Днепровского.
ФУНДАМЕНТЫ АНТИЧНОЙ ОЛЬВИИ
В Ольвии есть два музея, один из них — в очень живописном маяке. Здесь есть информация об истории города-республики, образцах археологических находок. Среди них, например, прекрасная керамика с чернофигурным вазописанием, могильные камни или характерные местные монетки с дельфином — главным сегодняшним символом города. Раскопки при участии археологов из разных стран активно продолжаются и теперь. Есть и «неофициальные», и это тема для отдельного, нетуристического разговора. Если пройти насквозь всю территорию Ольвии, можно выйти к красивому песчаному берегу. Здесь останавливаются в палатках туристы и нелегальные археологи. Место колоритное, настраивает на покой, замыслы и отдых.
НА ГРАНИ МОРЯ И ЛИМАНА
Раньше совсем малоизвестная, Кинбурнская коса в последнее время резко ворвалась в украинскую туристическую сферу. Так же резко врезается этот острый полуостров в морские воды на грани Днепро-Бугского лимана и Черного моря.
Спокойно добраться сюда можно только морем из Очакова (опять-таки предварительно сориентировавшись, как найти катер, как приехать в город вовремя и тому подобное), хотя автомобилисты-экстремалы на внедорожниках временами заезжают и сушей из Херсонщины, через малопроходимые пески. Благодаря такой отрезанности здесь очень малолюдно. Коса относится к Черноморскому биосферному заповеднику. Часть полуострова — степная, на кончике — почти сплошные пески, есть и древний лес, который кое-кто из исследователей отождествляет с античной Гилеей, упоминавшейся еще Геродотом, важным для греческой мифологии местом в Скифии. Здесь живет много птиц — от обычных чаек-мартынов и до белой цапли. Хватает — внимание! — змей.
Когда-то на косе была и казацкая Прогноевская паланка, и турецкая крепость Кинбурн. На последнюю несколько раз нападали казаки, брали штурмом войска Российской империи (сохранилась могила кошевого атамана Сидора Билого, умершего от ран во время одного из боев за Кинбурн), и наконец ее разрушили по условиям окончания Крымской войны. От крепости остались остатки валов вокруг села Покровское.
Заповедная природа, чистое море, оглушительные цвета, историческая память и тишина, редко нарушаемая чем-то, кроме птиц и волн — главные сегодня радости путешествия на Кинбурнскую косу. А недалеко от ее острого окончания, где на удивление невооруженным глазом виден предел вод лимана и моря, навечно стал на мель корабль: он предупреждает об опасности другие многочисленные суда стратегического «устья Днепра» и наводит на философские мысли простых путешественников...
МОРСКОЙ «БЛОКПОСТ» БЕРЕЗАНЬ
Близ Очакова в небольшой бухте расположился курортный поселок Рыбаковка. То есть курорт из Рыбаковки, откровенно говоря, слабенький, популярный в Украине лишь из-за своей бюджетности. Зато от Рыбаковки ближе всего (лишь 2 километра!) до острова Березань — еще одного давнего и интересного объекта нашего самого северного Причерноморья.
На острове, который когда-то, как считается, был полуостровом, в давние времена расположилось греческое поселение Борисфенида. Очевидно, оно было связано с Ольвиею (хотя и появилось раньше) и в целом разделило его судьбу. Позже жили здесь и славяне, бывали варяги — в частности, на Березани найдено надгробие с рунической надписью, на острове вполне мог быть торговый или силовой перевалочный пункт, «морской блок-пост» викингов. Османская империя держала на острове крепость, которую взяли в конце XVIII века черноморские казаки под руководством известного Антона Головатого.
Во времена господства турков, крымских татар и ногайцев этот регион (между Днестром и Южным Бугом) имел название Едисан. По одной из версий, именно по созвучию с этим именем образовалась украинская Березань — конечно, места здесь совсем не березовые. Вообще, тюркское прошлое Южной Украины остается для нас белым пятном. Чем жили и какими были Хаджибей (Одесса), Аче-Кале (Очаков), Кинбурн и многие другие города и территории? Стоило бы знать об этом что-то помимо колонизаторских идеологем ХІХ века.
В ХІХ и ХХ веках на Березани были уже российские, а затем советские фортификационные сооружения, окончательно добитые во Второй мировой войне. Именно от этих новейших строений и остались самые заметные каменные руины на острове. Еще на холме посередине стоит современный каркасный маяк, а немного дальше — монумент тому же лейтенанту Шмидту, расстрелянному именно на Березани (на этом расстреле основывается советская и в большей степени постсоветская мифология острова). Археологи тем временем продолжают находить следы более давней жизни.
Экскурсии на Березань обычно коротенькие, продолжаются лишь час, а самостоятельно сюда добраться непросто. Поэтому, скорее всего, для вас остров останется интересной интригующей короткой вспышкой: густые травы, дерево, которое прорастает через пробитые перекрытия крепостных подземелий, загадочная пыль раскопок, мелкие косы из гальки, которые заходят далеко в море, по которым можно прогуливаться по колени в воде, дух приключений и бесконечный ветер. Он позволяет сравнительно сносно переносить даже самые знойные дни на этом почти лишенном защиты от Солнца кусочке земли.
Выпуск газеты №:
№164, (2015)Section
Путешествия