Свободу Международному валютному фонду
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20090325/451-3-2.jpg)
Международный валютный фонд снова в деле. Казалось, что пока существовал «пузырь», никому не были нужны ни его советы, ни его деньги. Однако сегодня платежному балансу многих стран нужна помощь, вместе с тем существует общая договоренность относительно того, что глобальной денежно-кредитной системе необходим орган, который мог бы наблюдать за ее общей стабильностью. МВФ является единственным кандидатом на эту роль, однако опыт показал, что Фонд сможет справиться с ней, только если будет реформировано его управление.
Предоставление помощи платежному балансу влечет важные финансовые последствия. Поэтому вполне естественно, что в этом процессе должен существовать продолжительный и детальный контроль со стороны тех, кто, в конечном счете, предоставляет капитал — государств-членов МВФ.
Однако забота о стабильности глобальной финансовой системы, включая оценку политики обменных курсов и глобальных диспропорций в погашении кредитов, — это совсем другая ответственность. Для этих аналитических функций нет никакой необходимости в детальном контроле. Напротив, определяющими здесь должны быть независимость и профессиональная экспертиза. Таким образом, ключевое изменение должно заключаться в разделении финансовых мер МВФ и его аналитических функций, в особенности относительно наблюдения за обменными курсами и другими источниками глобальных финансовых рисков.
Исполнительный совет МВФ, который состоит исключительно из представителей государств-членов, в настоящее время ведет ежедневные дела Фонда. Таким образом, совет не выполняет наблюдательной функции, а фактически является расширенным вариантом правления, которое делегирует выполнение своих решений управляющему директору и штату.
Если в интересах МВФ есть стремление стать заслуживающим доверия и беспристрастным судьей по вопросам нарушения равновесия платежного баланса и источников риска для глобальных финансовых рынков, то этот принцип работы нужно изменить, чтобы дать МВФ необходимую независимость.
Такая независимость штата МВФ может быть достигнута за счет условия, что совет наблюдает только за работой аналитических функций Фонда и, что еще более важно, его состав и способ принятия решений перестроены по следующим принципам.
— Исполнительный совет должен быть увеличен за счет нескольких (вероятно трех-пяти) независимых членов (по аналогии с частным сектором), и принцип голосования должен быть следующим: один человек — один голос. Независимые члены правления составляли бы меньшинство, однако их присутствие и профессиональная квалификация придавали бы им непропорциональный вес.
— Правление имело бы полное право принимать любую позицию по всем проблемам, не связанным с использованием ресурсов Фонда, если только такая позиция не была официально отвергнута расширенным советом. Это бы предоставило правлению существенную фактическую независимость, поскольку, согласно принципу «один человек — один голос», большие государства-члены больше не могли бы блокировать решения проблем только потому, что они являются для них политически неудобными.
Для всех решений, связанных с ресурсами Фонда (предоставление кредитов государствам-членам или размер квот и т.д.), существующая процедура принятия решений могла бы остаться неизменной. Все финансовые решения, таким образом, продолжали бы приниматься существующим исполнительным советом с пропорциональным голосованием, отражающим финансовые взносы государств-членов.
Европейский Центральный банк представляет собой интересную аналогию, поскольку у него имеется две процедуры голосования, в зависимости от рассматриваемой проблемы. Управляющий совет ЕЦБ включает в себя шесть членов исполнительного комитета плюс губернаторы/президенты 16-ти национальных центральных банков стран еврозоны. Управляющий совет принимает действительно важные решения относительно валютной политики, по принципу «один человек — один голос».
Когда обсуждался Маастрихтский договор, немцы считали это условие важной уступкой. Однако если мы хотим, чтобы ЕЦБ был действительно независимым, а решения всех членов совета, в особенности губернаторов национальных центральных банков, основывались исключительно на интересах всего еврорегиона (а не своих собственных государств), без этого условия обойтись будет невозможно.
С другой стороны, в финансовых вопросах (в особенности в вопросах, касающихся распределения прибыли и убытков), правила голосования отличаются: исполнительный совет не участвует в голосовании, а голоса президентов национальных центральных банков в управляющем совете распределяются в соответствии с их долями капитала.
Когда лидеры Группы двадцати встретятся в Лондоне, им стоит рассмотреть возможность предоставления МВФ независимости, которая ему так необходима, чтобы стать эффективным стражем глобальной финансовой стабильности. Предоставление мест в совете независимым экспертам будет ключевым шагом в этом направлении.
КСТАТИ
Международный валютный фонд (МВФ) объявил о новых правилах предоставления кредитов нуждающимся странам, сообщает AFP. Как рассказал глава МВФ Доминик Стросс-Кан, для стран-членов фонда планируется открывать «гибкую кредитную линию». Эта кредитная линия, не предусматривающая каких-либо условий после получения займа и не ограничивающая его сумму, будет доступна странам-членам МВФ в любое время. Однако, подчеркнул Стросс-Кан, воспользоваться «гибкой кредитной линией» смогут лишь страны «с хорошо управляемой экономикой, с сильными фундаментальными показателями и эффективной экономический стратегией». «Большая гибкость в процессе кредитования наряду с усовершенствованными условиями получения кредита помогут нам более эффективно отвечать на нужды стран-членов организации, — сообщил глава МВФ, рассказывая о нововведении. — Что, в свою очередь, поможет им лучше перенести кризис и вернуться к устойчивому росту». Новая схема заменит предыдущую «кризисную» кредитную линию, которую МВФ открыл в октябре прошлого года и которой так и не воспользовалась ни одна страна. Правительства сочли, что размер выделяемых средств был слишком мал, а графики выплат — слишком сжаты. Отныне государства смогут занимать у МВФ большие объемы средств, а условия их выделения будут менее жесткими. В частности, фонд будет не настаивать на решении всего комплекса экономических проблем той или иной страны, а лишь потребует заняться самыми неотлагательными вопросами. Получатели кредитов смогут выплачивать их в течение 3—5 лет. «Нынешние реформы значительно меняют принципы, по которым МВФ может помогать входящим в него странам. Это особенно важно во время мирового финансового кризиса, — сказал глава фонда Доминик Cтросс-Кан. — Увеличение гибкости кредитования и модернизация условий предоставления кредитов поможет нам эффективнее отвечать на различные запросы наших членов. Это, в свою очередь, поможет им пережить кризис и вернуться к устойчивому развитию».
Выпуск газеты №:
№51, (2009)Section
День Планеты