Реквием по украинцам Кубани
Местные власти запретили почтить память жертв Голодомора
Искусственный голод 1932—1933 годов жестоко истреблял кубанцев — о нем и до сих пор вспоминают как очевидцы трагедии, которым удалось выжить, так и их потомки. Традиционно здесь проводились мероприятия по почитанию памяти жертв голода. О том, что будет происходить в годовщину трагедии 1932—1933 годов на Кубани в этом году, «Дню» рассказал председатель общественной организации «Товариство українців Кубані» Николай СЕРГИЕНКО.
— По словам директора Института национальной памяти Игоря Юхновского, голод начинался именно с Кубани. Здесь об этом, конечно, помнят, постоянно выходят публикации в газете «Кубань Сегодня». Владимир Мокротоваров ведет здесь свою рубрику — каждую неделю выходят его материалы на тему Голодомора. Ранее целый номер газеты «Родная Кубань» был полностью посвящен этой проблеме. Голодомор изучают на таком школьном предмете, как история кубанского казачества. Есть спецкурсы, которые посвящены этой теме. Среди населения к трагедии 1932—1933 годов существует серьезное отношение, ведь голод по Кубани прошелся очень сильно. Отрицать его — просто язык не повернется. Но здесь Голодомор не привязывается к национальному вопросу.
В связи с различным подходом руководства Российской Федерации и Украины к проблеме Голодомора, сейчас невозможно организовать мероприятия по почитанию памяти жертв этой трагедии. Акция «Неугасимая свеча» была спокойно воспринята на Кубани. Когда мы запланировали проведение этой акции в Краснодаре в центре Национальных культур, наш план утвердили. Препятствий никаких не было. Но когда стало известно, что к акции причастны государственные структуры Украины, появилась резкая реакция министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Тогда, конечно, на местном уровне появились разные причины, по которым проведение акции в Краснодаре было заблокировано. Мы все были готовы к встрече свечи, которая должна лететь из Санкт-Петербурга, но нам сказали, что государственную акцию Украины проводить не будут. Тогда «Неугасимая свеча» прошла на территории Генерального консульства Украины в Ростове-на-Дону в довольно маленьком холле. Эта акция не имела никакой огласки.
Также мы планировали провести акцию при поддержке Министерства иностранных дел Украины. Но решение этого вопроса продолжается с мая месяца и по сегодняшний день. То по казначейству не проходят какие-то документы, то на других этапах документы теряются. Но я думаю, что акцию мы таки проведем; если удастся, то даже в этом году. Насколько мне известно, и другие организации украинской диаспоры Кубани и юга России в это время никаких мероприятий не будут проводить.
Один из наших читателей прислал в «День» материал «Печальный юбилей». К 70-летию этнической чистки Кубани 1932—1933 гг.», принадлежащий перу редактора газеты «Вестник украинской культуры Кубани» В. Чумаченко. Мы решили обнародовать эту статью по нескольким причинам. Во-первых, трагедия украинцев Кубани (а они составляли в 20—30-е годы прошлого века большинство населения этого края) поныне остается практически неизвестной — в лучшем случае, мало известной — нашей общественности. Если только небольшая часть ужасной правды о Великом голоде на материковой Украине донесена людям (и нужно четко отдавать себе в этом отчет!), то что и говорить о геноциде наших братьев-украинцев (а этот геноцид осуществлялся, как видно из статьи В. Чумаченко, в двух формах — искусственного голода и этнических чисток), живших за пределами тогдашней УСРР и являвшихся еще в меньшей мере защищенными от сталинского террора... И, наконец, во-вторых, предлагаемая читателям «Дня» статья «Печальный юбилей» позволяет сделать один, возможно, определяющий для понимания политики большевистской власти и в отношении собственно Украины, и в отношении украинской Кубани вывод: национальное возрождение республик СССР — прежде всего Украины и тех регионов, где украинцы составляли большинство, — рассматривалось преступным кремлевским режимом (небезосновательно!) как первейшая угроза своему господству. Отсюда — истерические обвинения в «национализме» (этот термин, часто обозначающий просто любовь к родной земле, до сих пор часто употребляют духовные преемники Сталина), конструирование людоедских формул наподобие «украинский язык — это форма сопротивления классового врага Советской власти» и тому подобное. Итак, помните об этом все — чтобы злодеяния не повторились снова!
Выпуск газеты №:
№212, (2008)Section
Nota bene