Как воспитать ребенка здоровым
Специалисты рекомендуют обратиться, в частности, к опыту поколений![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080910/4162-1-2.jpg)
Чтобы ребенок рос здоровым, придерживаться режима, принимать витамины и заниматься физкультурой мало. Потому что здоровье включает в себя не только правильное функционирование органов дыхания, кровообращения или пищеварения, это еще и психологическое, психическое, моральное и духовное здоровье. И именно в этих тонких материях у нас больше всего невежества. На бытовом уровне люди знают, что «все болезни — от нервов», но что это действительно так — понимают немногие. Кто объяснит, почему в Украине, по данным врачей, перед началом нового учебного года оценивших физиологическое состояние украинских школьников от первоклассников до выпускников, лишь 23% можно назвать абсолютно здоровыми, а у 47% — уже есть хронические заболевания? Конечно, экология, конечно, большая нагрузка в школе. Но если в 6—7 классе у ребенка упало зрение, и уже искривился позвоночник, возможно, его родителям стоит подсчитать, сколько дитя сидит ежедневно за компьютером или перед телевизором (три, пять, шесть часов?), а если больной желудок — сколько чипсов и колы выпивает. Кстати, в последние годы врачи заостряют внимание на том, что среди детей увеличивается число «отклонений в деятельности эндокринной системы». То есть врачи прямым текстом говорят, что детская психика не выдерживает нагрузок, которые даются ей в жизни. Почему? А потому, что нет защиты. Во-первых, внутри ребенка не выработался «стержень» — собственные убеждения, взгляды, мировосприятие (это для старших); во-вторых, в своей семье дети не получают поддержку и понимание.
Не удивительно, что тогда в подростковом возрасте их тянет к неформалам — панкам, скинхедам, готам, эмо — организациям, деятельность которых, кстати, недавно запретили в России. Смешно читать в некоторых СМИ обобщения, что «чтобы ученик выдержал нагрузку и не болел, он должен придерживаться режима дня, принимать витамины, правильно питаться, меньше смотреть телевизор и играть на компьютере». Это хорошо, но это минимум для воспитания биороботов. Что же останется в душе ребенка, ведь свято место пусто не бывает? Большинство родителей об этом не задумываются, что уж говорить о власти. Похоже, с последствиями бездуховности мы в скором времени будем иметь большие проблемы...
ПОБЕГ В ТЕЛЕВИЗОР
Психологи говорят, что на воспитание детей влияют семья, школа, ровесники, а не так давно ворвались медиа. Именно ворвались, потому что папа, мама, ребенок и телевизор — это состав современной семьи. Нынче взрослые во время завтрака обязательно слушают или смотрят новости на кухне, а вечером под сопровождение телесериала (с перерывом на рекламную паузу) проверяют или помогают выполнять детям домашнее задание. Таковы наши реалии. Что и удивляться, что дети с родителями становятся чем дальше, тем более чужими. (Вспоминается повесть Оксаны Забужко «Я, Милена», где в довольно спокойную жизнь семейной пары «вошел» телевизор, а что было дальше — кто не читал, пусть узнает.)
— По данным Центра им. Разумкова, 30% подростков говорят, что их родители ничего не знают об их жизни (с кем дружат, как проводят свободное время, о чем мечтают), а 17% очень сложно, а то и невозможно разговаривать с родителями на волнующие их темы. Между поколениями растет стена, из-за которой детям не хватает общения, впечатлений, позитивных эмоций, и они беспрерывно смотрят телевизор: больше четырех часов в будни — 30% детей и больше четырех часов в выходные — каждый второй ребенок. А 13% детей в выходные смотрят телевизор больше семи часов! — говорит главный научный сотрудник Государственного института развития семьи и молодежи Ирина Жданова.
У какого ребенка после такого «отдыха» будет нормальная спина или зрение? А если к этому добавить пиво и разную гадость, которую едят вместе с ним? Следующая беда, которую ВОЗ уже объявила бедствием ХХІ века, — лудомания, или зависимость от видео-игр. Эксперты утверждают, что когда по социологическими данным в стране 1,5% несовершеннолетних не могут прожить, чтобы не сыграть на автоматах или в компьютерную игру, это уже большая проблема. В Украине, по данным Государственного института развития семьи и молодежи, зависимых от игровых автоматов детей — 5%. Но кого на высоких постах это волнует? Пусть в Киеве и убрали «одноруких бандитов» с улиц, но в игровые залы дети все равно ходят, в конце концов, сидят за компьютером дома. Критически оценив ситуацию, понимаешь, что властей это не будет волновать еще долгое время, за которое детские судьбы могут элементарно поломаться. Поэтому ответственность за детей должны нести родители. Но запрет — не выход, выходом должна быть альтернатива.
ПЕНИЕ — ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ
Даже странно — есть столько способов сделать развитие ребенка гармоничным, которые родители не используют! Так, по информации специалистов, 14% детей никогда не занимаются спортом (кроме уроков физкультуры), а 34% — не посещают никаких кружков. А ведь есть музыкальные школы, спортивные секции, разные пластунские организации для всех возрастных групп, кружки народных ремесел, хореографические студии, фольклорные коллективы...
— Несколько лет назад немцы ввели в школах дополнительный урок пения, базировавшийся на их аутентичном фольклоре. При этом каждый учитель в пользу этого урока должен отдать несколько минут своего. Зачем? Немецкие эксперты подсчитали, что таким образом через десять лет в стране вырастет поколение, которое будет иметь намного меньшую внутреннюю агрессию, чем поколение современное. А это значит, что это будет генерация, воспитанная на лучших образцах народного творчества, то есть в хорошем тоне. Это поколение будет более творческим и инициативным, и уровень преступности в стране снизится, даже будет меньше бомжей и детей, которые будут воспитываться в неполных семьях... То есть так заблаговременно Германия ограждает себя от проблем, — рассказала член Национального союза композиторов Украины, руководитель детской фольклорной группы «Цвитень» при хоре им. Веревки Мария Пилипчак. — А то, что сегодня дети поют в украинских школах и детсадах — далеко не всем нам необходимо. Я уверена, что детское воспитание должно строиться на двух постулатах: классике и фольклоре. Из достижений нашего песенного творчества нужно брать лучшее, что помогало бы формировать этические и эстетические вкусы детей.
Поэтому сегодня художники, музыковеды, фольклористы и этнографы работают над рекомендациями для Министерства образования — как улучшить музыкальное образование детей. Они отмечают, что полезно заглянуть в прошлое и поучиться у дедов-прадедов, на чем воспитывался когда-то наш народ. Потому что все-таки до трагических 20—30-х годов украинская нация была физически и морально здоровой, выносливой и творческой.
Альтернативой компьютерным играм и экологически опасным игрушкам они предлагают фольклорное наследие: песни, народные ремесла, и не просто чтобы ребенок пришел, поиграл и забыл, а чтобы это было комплексное воспитание. Например, чтобы аутентичные народные мотивы (кстати, очень успокаивающие) звучали дома, чтобы к творчеству детей приобщались родители и таким образом общее свободное время учились проводить качественно по-новому. Например, этнограф Галина Олийник шесть лет подряд проводит с детьми фольклорно-этнографические лагеря — с выездом на два недели в лес, в горы. Говорит, что за это время дети и оздоравливаются, и отдыхают душой.
— Мы на основе народного наследия Галичины разработали игры, адаптировали молодежные забавы, которые могут конкурировать с дискотеками и автоматами. А за 14 дней в лагере, у костра дети изучают 36 песен, — говорит Галина Олийник. — Через детей мы хотим достучаться и до родителей, и, знаете, получается: родители приходят, расспрашивают, как и что мы делаем... Я заметила, что жизнь в таких семьях и отношения между поколениями очень улучшаются. Люди любят друг друга, ценят.
Общее творчество — вот что улучшает семейную атмосферу между супругами и между родителями и детьми, потому что возвращает доверие, камерность и интимность в семье. Родители действительно начинают больше общаться с детьми, по большому счету, они наконец начинают этому учиться.
— Ребенку важно не только пообщаться, чтобы получить какую-то информацию. Ему крайне необходимо увидеть, как мама или папа творят чудо — поют, вышивают, лепят что-то из глины или, в конце концов, создают что-то из деталей конструктора. Особенно дети любят слушать хорошего рассказчика. Поэтому родители должны быть хорошими рассказчиками — захватывающе, эмоционально, артистично детям рассказывать сказки на ночь, отвечать на их вопросы и вообще открывать детям мир. Почему дети массово обращаются к телевизорам и CD? Потому что нет хорошего рассказчика, — убеждена кандидат психологических наук Леся Вовчик-Блакытна.
Специалисты, которые на собственном опыте убедились в благотворном воздействии на воспитание ребенка фольклора, хотят, чтобы их услышало государство. Поэтому часть наработок ученых и художников и их рекомендации вошли в недавно разработанную программу Государственного института развития семьи и молодежи Министерства семьи, молодежи и спорта Украины «Здоровая нация». Когда до нее «дойдут руки» у власти — неизвестно. Поэтому чтобы не тратить попусту время, родителям советуют не возлагать воспитание только на школу, а самостоятельно задуматься, чем наполнить душу ребенка (и свою тоже). Потому что воспитание — это процесс взаимный.
Выпуск газеты №:
№162, (2008)Section
Общество