Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Синхрофазотроны рыдают, как львы», или Футурошок в стране троечников

Как сделать отечественную систему образования более качественной, а в итоге — производительной
01 июля, 20:34
ТЕСТИРОВАНИЕ — ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО ВСЕХ ЭКЗАМЕНОВ, КОТОРЫЕ ЖДУТ ЧЕЛОВЕКА НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ. ВАЖНЫМ БУДЕТ НЕ ТОЛЬКО ПОЛУЧЕННЫЙ БАЛЛ, НО И УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛИТЬ, ТВОРЧЕСКИ ПОДХОДИТЬ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ, БЫТЬ ИНИЦИАТИВНЫМ / ФОТО УНИАН

Моя бабушка, профессор органической химии, говорила: ученик должен превзойти своего учителя, чтобы было у кого учиться. Такая философия обязывает к тому, что преподаватель, носитель определенной совокупности знаний, в результате проработанных, осмысленных корпусов источников-текстов является ответственным за качество образования будущей нации; он осознает, что его цель — не просто обеспечить успешное усвоение информации, а также достичь того, чтобы ученики, студенты сделали «качественный скачок» в обучении. Именно этот результат образования — очень сложное задание, ведь и до сих пор никто точно не может определить, что следует сделать для того, чтобы этот качественный прирост состоялся, чтобы ученики превзошли своего учителя и обеспечили наследственность знаний. К тому же, ученый должен обеспечить функционирование знания после себя — естественно, это знание будет переосмыслено, уточнено, что-то перечеркнуто и отброшено, а что-то дополнено и усложнено. Недавно закончилось тестирование (во всяком случае, его основная часть, без повторного круга тестов). Допустим, что тесты все-таки способны показать более-менее объективную картину результатов современного образования за последние 10—11 лет независимой Украины (конечно, мне как филологу также кажется, что даже разработанная сейчас система оценивания по украинской литературе не предусматривает диалога между учениками и текстами, не предусматривает потребность в тех, кто в дальнейшем будет готовиться по этим тестам (из младших поколений) попробовать на ощупь сложную эстетическую систему ценностей, а, скажем, ректор Московского университета им. М.В. Ломоносова и до сих пор на гуманитарные специальности принимает не по результатам единственного экзамена в России, а все же абитуриенты должны пройти испытание и написать сочинение, чтобы показать свое филологическое мышление). Что же имеем мы?

КАК МЫ СДАЛИ ЯЗЫК

Обратимся к результатам тестирования, хотя бы по двум дисциплинам. Очень часто в прессе можно прочитать о позитивных результатах тестирования, о том, что министр образования и науки Украины встретился с учениками, которые набрали абсолютное большинство (это приблизительно с полсотни учеников средних учебных заведений Украины). Конечно, акцентирование на достижениях — вещь естественная и нужная, но все-таки посмотрим на то, в каком интервале находится большинство участников тестирования, какими являются их результаты? Ведь именно от этого будет зависеть, каким будет будущее Украины, кто и с какими знаниями придет руководить нашим государством, кто придет в науку, в производство, политику, журналистику...

Давайте посмотрим на результаты внешнего оценивания по шкале от 1 до 12 баллов — по общепринятой двенадцатилетней школьной системе оценивания. 12 баллов (абсолютный рекорд) имеет только 0,32% от общего количества участников (461 210 учеников). «Десять» баллов (последний порог традиционной «пятерки») преодолели только 7%. Следовательно, в Украине в дальнейшем будут получать высшее образование, а потом и работать в финансово-экономической, производственной сфере, в политике, в конце концов, только 10% отличников. А где же остальные? Где находится наибольшее количество выпускников средних учебных заведений? Наибольшее число — 17,74 % — отвечает оценке «6» балов. Таким образом, троечники имеют самые мощные силы, т.е. ядро украинского будущего из выпускников 2008 года будут формировать те, кто написали тесты по украинскому языку и литературе на тройку. Но следует сказать, что и этот результат не самый ужасный, ведь тройкой можно считать оценку от 4 до 6, а следовательно, в целом имеем: 12,14% + 14,49% + 17,74% (почти 44 % от общего количества). Можно заметить, что большинство выпускников школ знает украинский язык и литературу на тройку. Скажите мне, пожалуйста, возможен ли такой результат в цивилизованных странах (где, кстати, также преподаватели жалуются на то, что образовательный уровень очень упал, в частности, в Великобритании). Но у нас ситуация еще хуже: руководить страной придут те, кто не умеет грамотно написать заявление; хотим того или нет, но из этих троечников выйдут и журналисты, которых не будет интересовать качество материала, четкость формулировок, богатство и стилистические возможности языковых ресурсов, а будут интересовать материалы о том, кто с кем вступил в брак, сколько убийств произошло в Украине за прошедший час... И все в спешке, все на троечку. Школа формирует личность, и именно поэтому результаты нынешнего внешнего тестирования для меня видятся очень тревожными. Или мы далее скатимся к массовой безграмотности, или... Понимаю, что одна из глобальных проблем гуманитарного образования сегодня — ситуация постмодерна, которая, закравшись в общественное сознание, притаилась, уничтожая постепенно стремление к «высоте», ведь теперь даже не модно владеть знаниями, не модно много читать и быть носителем интеллигентности, духовного аристократизма. Любой ответ можно найти в интернете, поэтому для чего перегружать свою оперативную систему?!

Но в таком случае, даже если не школьник, то уже студенты могут писать учебники: а почему бы и нет — покопаться в интернете на протяжении нескольких часов, провести несколько десятков операций «copy — paste» (скопировать, вставить)... И все: учебник готов, без ссылок, без объяснений терминов, без методологии. Теперь почти совсем обесценено понятие ответственности за работу, в погоне за наживой мы забываем о том, что результаты нашей работы — это не мелочь, а достижения каждого работника должно суммироваться, в конечном итоге, тогда речь будет идти и о качественном приросте в производстве, в науке. Такой подход формирует комплексную стратегию на достижение результатов. К сожалению, этой системности у нас не хватает. Конечно, работа должна и достойно вознаграждаться. А о чем может речь идти, когда для половины страны, той, что составляет будущее Украины, самым лучшим подарком может быть орфографический и толковый словари?

А что и говорить о ситуации с украинской литературой? Литература — в загоне, в петле, а вместе с ней и эстетическое воспитание, способность к эмпатии, сочувствие у будущих вершителей судьбы Украины. Нехватка литературно-гуманитарного образования — чуть ли не наиболее страшная катастрофа, на которую может ожидать человечество, которое не имеет эстетически-гуманистического воспитания, предстает намного более страшной угрозой, чем падение метеорита или землетрясение. Человеческая жестокость, заложенная априорно у нас и не очеловеченная литературой, приведет к катастрофическим последствиям. Литературный текст, стихотворение или роман — это живая система, в ее основе — психологическое восприятие и воссоздание в художественной форме фрагмента действительности. Если же ощущение мира через художественный текст не происходит, если молодое поколение стало глухим к слову (т.е. к Слову стало глухим и наше будущее), то на что надеяться в Украине?! В советские времена к власти приходили те, кто готовы были служить великой кровавой иллюзии, во времена перестройки и послеимперского хаоса пришли те, кто занимались рэкетом, бандитизмом, а в ближайшем «демократическом» будущем придут люди с полуобразованием, но ведь в условиях демократии все возможно, не так ли? К сожалению, и «утопление в море плебейства».

Кто же не дает формировать нам европейское государство, если зачастую в основе наших проблем — не внешние надуманные враги, а мы сами, расхлябанные, не готовые действовать решительно и ответственно. Если решительно — то значит демагогично, профанно, по-базарному. Если сегодня в лицах новых поколений часто совсем не видишь ни капли «обезображенности интеллектом», которые вместо этого страдают отсутствием лексического разнообразия и пивным алкоголизмом...

А в таком случае ставишь другой вопрос: для чего нам серьезная наука, серьезная журналистика? А с критикой и эссеистикой — золотые ивы растут. И не стоит сваливать свою обычную лень, праздность, непросвещенность (а еще страшнее — полуобразованность) на постмодерн. Кто мешает быть человеком среди свинопасов, которых в Украине хватало всегда, но не в такой геометрической прогрессии они умножались.

КАК МЫ СДАЛИ МАТЕМАТИКУ

Результаты этого тестирования — еще менее утешительные, но ведь именно математика испокон веков была залогом гармоничности образования, именно математика рядом с музыкой, классическими языками формировала целостную и глубокую личность, готовую понимать мир как великую систему систем, ведь математика — не только школьный предмет, а форма интерпретации действительности, отношение к ситуациям, которая дает человеку способность решать проблемы как можно быстрее и как можно лучше. Именно математика формирует у человека целостный взгляд на проблему, способность охватить любую ситуацию в ее узловых проблемах. А откуда возьмется системное мышление, когда у нас большинство находится на отметке «5 баллов» (тройка), т.е. 20,58% (46519 учеников). У нас троечников по математике — почти 46%. А двоечников (по школьной двенадцатибальной системе оценивания) — еще также почти 20 (от 1 до 3 баллов). Результаты колоссальные: на 17-м году независимости мы знаем, что математика в Украине (а из этого будет формироваться и знание по физике, химии, информатике и тому подобное) никому не нужна. Чего и ожидать от страны, где на астрономию отводятся мизерные часы, где чертеж выведен со школьного курса, а математику сокращенно в общих заведениях к неприличному минимуму в старших классах. Но никогда во времена советской империи не изучали математику в таких «грандиозных» объемах и за такое количество часов!

И теперь, говоря о мировом научно-информационном прогрессе, не стоит безапелляционно утверждать, что в Украине происходят мощные сдвиги в сторону формирования информационного общества. Не стоит говорить, что Украина готова к евроинтеграции. Нужна ли Европе страна троечников? Готова ли Украина признать свою духовную потребность в европейском культурном пространстве, если в ней самой духовная субстанция предстает как очень посредственная! Думаю, что сначала нужно изучить математику, а то вскоре и умножить в пределах ста не сможем без калькулятора... Что же, процесс уничтожения математического образования в Украине приобрел неслыханных объемов. Вот так и живем: тезисы «без грамматики не будет математики», «математика — царица наук» уже давно пустые цветные пузырьки в стране, где украинским языком, являющимся государственным, могут грамотно пользоваться те, кто пребывает в меньшинстве. А посчитать до ста за десять лет также смогут немногие, не говоря уже о квадратных или кубических корнях, о дифференциалах и логарифмах.

Результаты независимого внешнего тестирования засвидетельствовали, в какую черную дыру мы попали, а собственно, наше образование, наше будущее. Такие результаты — не вина детей, а дефект всей системы образования, в которой не лелеют учителей-новаторов. Это и вина государства, которое не заботилось и не заботится об учителях, которые вынуждены иногда просто выживать, а не думать о совершенствовании системы преподавания. Это вина и авторов учебников (некоторые из этих пособий можно было бы успешно сжечь, и вреда от этого не будет), которые часто предстают бесплодными, у них нет целостной концепции, в частности, в гуманитарных. Хотя знаю, что такая проблема является неотложной и для математиков, и для химиков. Еще мощную двадцать лет назад систему образования, — когда украинские ученые (в частности, и математики) ехали в США, в страны Латинской Америки, и там получали дипломы профессоров в считанные годы, государство давало им квартиры и финансировало научные проекты, — разрушено. В Украине — пустота.

В одном из материалов солидного еженедельника «Зеркало недели» пришлось прочесть изумленное высказывание первого заместителя министра образования и науки Украины господина М. Стрихи, что поколение кандидатов наук в Украине не держало ни одного мирового профессионального издания... Странно слышать такое: а куда же смотрело Министерство образования все это время? Неужели нельзя было подписаться на эти издания раньше? А состояние отечественных профессиональных изданий просто жалкое, они нуждаются, в первую очередь, в финансовой помощи и поддержке. Без инновационных обменов ничего не состоится, без мощной научной базы любое продвижение вперед — иллюзия, фикция, демагогия. Да и наука не делается «на показ», наука делается в кабинетах, в библиотеках, в лабораториях и архивах. И государство должно позаботиться о том, чтобы обновить престиж учителя, ученого, а не риелтера, финансиста или законодателя... Иначе не стоит удивляться, почему в Украине такую большую популярность имеет Верка Сердючка. У нас половина страны сегодня не владеет украинским языком, т.е. пребывает в мировоззренческом поле Сердючки и ее «мамы». И ни одни победы на «Евровидении» не смогут прикрыть страшную опасность потери высокого образовательного уровня, который был когда-то. Следует заботиться, в первую очередь, об образовании и науке, а не кичиться иллюзорными достижениями, за которыми — пустота, ведь статей отечественных ученых не найти даже в англоязычных профессиональных изданиях с внутренней системой рецензирования.

Страшно, господа, что с такой тенденцией мы скатимся к речи Эллочки из романа Ильфа и Петрова, а через несколько десятилетий те, кто будут уметь умножать без калькулятора, будут похожи на бронтозавров с пережитками прошлого на фоне массовой безграмотности и бескультурья.

P.S. Интересно, а знают ли сегодняшние выпускники, что такое «синхрофазотрон» или, например, кто автор метафоры «Синхрофазотроны рыдают, как львы»... О дифференциалах и тригонометрии даже не спрашиваю...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать