Наследники бывшей номенклатуры
В чем превзошли они ее
С незаурядным интересом прочитал рецензию Игоря Сюндюкова на новую книгу Николая Дорошко «Номенклатура: руководящая верхушка Советской Украины 1917—1938 гг.», которая была напечатана в «Дне» 21 июня нынешнего года под заголовком «Хозяева «нового мира». Этот труд помогает глубже узнать о том, какие произошли трансформации правящей элиты в 20—30-х годах, и к каким большим бедам они привели Украину. Нельзя не согласиться с автором рецензии, что правдивые уроки из советского опыта способны плодотворно содействовать на современном этапе создания государства.
Современное украинское общество, которым руководит нынешняя «номенклатура», также столкнулось с множеством болезненных проблем. Своими мыслями о которых хочу поделиться и я. Мне не раз приходилось писать о нынешних власть имущих и их моральной ответственности перед временем и обществом. И здесь есть такая возможность посмотреть с другой стороны на очерченную проблему.
В период распада бывшего СССР, основная критика сил, которые пришли на смену его системе, была направлена на партийный аппарат, так называемую номенклатуру. Это помогло им заручиться поддержкой народа, который был недоволен им и, наконец, имел возможность выразить свое возмущение на многолюдных собраниях. На этой критике себе сделали карьеру немало политиков, которые, в основном, вышли из одной «шинели» — из той же партноменклатуры. Ее тогда гневно осуждали на площадях во время митингов, забастовок, протестных походов. Другие политики вместе с учеными, политологами, журналистами, общественностью, широкую дискуссию о последствиях тоталитарного режима переносили в научную плоскость, а также на колонки газет, журналов, чтобы всесторонне осмыслить, в какую эпоху мы жили и что с нами произошло.
Тоталитарный режим с его репрессиями, голодоморами, ограничениями свобод граждан, воинственным атеизмом, получил достаточно оценок и на эту тему написано много литературы. Но всестороннее исследование той драматической эпохи нужно продолжать и дальше, чтобы больше никогда не повторилось того лихолетья, особенно, сталинской эпохи с ее демонизмом, когда Украина, включая Вторую мировую войну, потеряла по отдельным оценкам более 40 миллионов людей.
Чтобы укрепить свой режим, бывшая правящая партия создала огромный аппарат номенклатурщиков, которые должны были претворять в жизнь программу и решение ВКП(б), КПСС. Существовала и четкая система подготовки кадров партийных управленцев. Те, кто сюда попадал, пользовались различными льготами: имели государственные дачи, лечились в закрытых медицинских заведениях, получали спецпайки и тому подобное. Чем выше был ранг партноменклатурщика, тем больше у него было льгот. Партийный билет делал тогдашних должностных лиц всех уровней зависимыми от системы и всегда держал их «в узде».
За руководителями всех уровней пристально следили партийные контрольные комиссии и так называемые компетентные органы. Тех, кто компрометировал себя каким-то неприличным поступком, скажем, излишним корыстолюбием, «устраиванием» личных дел, аморальными поступками, система наказывала: лишала партийного билета и должности, что расценивалось тогда, как большая жизненная драма. Вот, если кратко очертить, на чем десятилетиями зиждилась хорошо отработанная система управления кадровой политики в бывшем СССР.
Но шли годы, менялись поколения. Во времена позднего Л. Брежнева, партийная номенклатура начала разлагаться на составляющие части. Стоит вспомнить о резонансных делах что касается близкого окружения генсека, которые расследовались, когда его сменил Ю. Андропов. Тогдашняя новая генерация номенклатуры на городском и районном уровнях контролировала базы, спецраспределители с их дефицитами, реализуя их узкому кругу друзей, а кое-кто занимался и добыванием валюты и тому подобное.
Любой государственный или партийный аппарат способен к самосохранению и никакие директивы, ограничения его деятельности, не дают желаемых результатов. Моральное лицо и уровень сознательности тех, кто управляет людьми — вечная проблема для всех времен, а также и для нынешнего периода. Когда общество занялось рыночной экономикой и добывание денег любым способом стали нормой жизни, небывалых масштабов приобрела коррупция, которая, по словам самого главы государства, имела всепоглощающий характер. Она крепко засела также в среде политических партий. Видим это и на примерах деятельности Верховной Рады Украины на протяжении последних лет. Поэтому никакие принципы и нормы морали сейчас не являются сдерживающими факторами для деяний многих должностных лиц различных рангов.
Как известно, большинство тех, кто получил власть на различных этажах в Украине в начале 90-х и позже, вышли из рядов бывшей правящей партии, из ее надежной опоры — комсомола. Именно они активно взялись перестраивать экономику на новый лад в условиях демократических процессов, с особой настойчивостью взявшись за обустройство своих корпоративных дел, стремительно погрузившись в бизнес, в банковское дело, в налаживание нужных контактов для проникновения во власть. А кто имеет большие деньги — тому хочется и большой власти. Это мы видим сегодня из деятельности больших и малых игроков на политической арене государства.
Большой проблемой для современной Украины остается вопрос об отделении бизнеса от власти. Он было одним из главных и на Майдане 2004 года. Людям надоели бесконечные злоупотребления политиков, их неуемные «аппетиты» в процессе обогащения. Ведь именно бизнесовые интересы привели, как высказался один из аналитиков, к образованию партийных холдингов, которые постоянно «подкармливаясь» теневой экономикой, владеют огромными финансовыми ресурсами для осуществления любых политтехнологий во время различных избирательных технологий, попросту говоря, идя на подкуп избирателей, проведение пиар- кампаний и тому подобное.
В таких условиях состоялась трансформация бывшей номенклатуры, у которой перенимают эстафету и молодые кадры, учась у нее как нужно действовать исключительно с прагматическим во всем подходом, ставя на первый план удовлетворение меркантильных интересов, используя для этого любой случай и не обременяя себя моральными принципами.
Поэтому есть острая необходимость заняться глубокими исследованиями нынешних процессов, которые происходят в сфере управления, в среде госслужащих, которых нужно учить, воспитывать и придирчиво контролировать как правовыми, так и воспитательными средствами общественности, чтобы здоровыми были государственный механизм, а вместе с ним и общество.
Выпуск газеты №:
№109, (2008)Section
Подробности