Перейти к основному содержанию

Дорасти до... велосипеда

Двухколесный транспорт частично решил бы проблемы пробок и экологии
04 июня, 19:38

Если переехать с Теремков на Оболонь — через весь Проспект 40-летия Октября (и когда его уже наконец переименуют?), через мою «любимую» Московскую площадь, где приятным можно назвать только то, что ты являешься свидетелем грандиозного строительства эстакады, потом выйти у метро «Лыбидская», вдохнув полной грудью смрад от перегоревшего бензина, смешанного с сигаретным дымом, немного дать отдохнуть легким в подземке, а потом от станции метро «Оболонь» семенить к месту работы, — то в вашем носу будет черно. Это проверено (кстати, Оболонский проспект, Московская площадь и район Бессарабки считаются самыми загрязненными в Киеве). Авто, авто, авто — люди словно с ума сошли: будут часами стоять в заторах, но не «опустятся» до общественного транспорта. Вспоминаю случай с одним из моих знакомых, который, кажется, никогда и не ездил в нем: он зимой 3,5 часа стоял на Подоле в заторе, когда внезапно выпал снег, его водитель предлагает выйти к метро через три метра, но — нет... Престиж — это божок, заставляющий людей со средним и выше заработком делать все эти глупости, усложнять себе и другим людям жизнь, терять здоровье. А такая гениальная идея — пересесть на велосипеды и разгрузить забитые дороги — может, и приходит в наши головы, но пусть это сначала сделает кто-то другой, а мы посмотрим... И, конечно, никто не против.

ЗАТОРЫ, КАК И РАЗРУХА, — НЕ В КЛОЗЕТАХ...

Увидеть, что утром по киевским дорогам, как по дорогам, скажем, Лондона, Парижа, Торонто, Копенгагена или Амстердама, в костюмах, в джинсах, даже в юбках передвигаются улыбающиеся мужчины и женщины, парни и девушки — можно разве что во снах, потому что даже в воображении такое долго не удержишь. И главное же — никто никому не запрещает ездить по дорогам на двухколесном транспорте. Оказывается — нет: сами друг другу не даем.

— Как правило, наши спортсмены перемещаются на велосипедах в любом месте: приехали на сборы, и с вокзала — на велосипед, сумки на спину, — рассказал тренер Федерации велоспорта Украины Владимир Супрун (кто-кто, а велосипедисты — люди, которые полжизни проводят на двух колесах, так кому как ни им знать об отношении к ним автомобилистов). — По Киеву же перемещаемся на велосипеде только в выходные — очень много проблем с городским транспортом и с автомобилистами. Приходится ехать по лесопарковой полосе, потому что с таким отношением автомобилистов к велосипедистам по проезжей части иногда совсем невозможно. Есть очень много случаев, когда автомобилисты подрезают, зажимают, сигналят, пугают... Это очень неприятно. Если же попадем в пробку, то лавируем среди авто, водителям это не нравится. Получается, что по сравнению с другими странами, мы очень отстаем...

Господин Супрун привел пример Италии и Франции, где он был свидетелем того, как местные автомобилисты терпеливо относятся к велосипедистам, радушно машут им рукой. И это тогда, когда эти велосипедисты едут не по специальным дорожкам, а рядом с машинами. Нам потребуется еще лет 10—15, чтобы люди начали менять свое мышление, культуру поведения — тогда и улучшится транспортное движение, считает тренер.

С тем, что вопрос пересаживания с автомобилей на велосипед — это вопрос внутренней культуры и «ломки» сознания (это то, что дается человеку труднее всего) — согласится каждый. Даже смельчаков-оригиналов останавливает то, что, проехав десяток километров, так надышишься выхлопных газов, что станет под вопрос начатый здоровый образ жизни.

— У нас ежегодно увеличивается количество автомобилей, это вызывает загрязнение атмосферы. Из-за неправильной организации движения возникают пробки, и это еще больше отравляет воздух. Если же посмотреть последние исследования качества бензина, то увидим, что оно очень низкое (из-за различных примесей). Соответственно, чем ниже качество бензина, тем больше опасных выбросов, — объяснила юрист общественной организации «Экология—Право—Человек» (Львов), в компетенции которой защита людей в сфере соблюдения их экологических прав, Ольга Мелень.

Получается замкнутый круг: не пересаживаемся на велосипеды, потому что кругом грязно, а грязно, потому что не пересаживаемся на велосипеды. Как же придать реальное звучание такой хорошей идее, которую воспринял на «ура» весь цивилизованный мир?

ВЕЛОСИПЕД И... НАТО

Мэрам наших городов сейчас не до велосипедистов: куча проблем в коммунальной сфере, города утопают в мусоре — не до романтики. О разработке генерального плана задумались недавно киевские власти: к участию в его создании пригласили специалистов из Берлина, Варшавы, Парижа, Санкт-Петербурга, Лондона. Список можно продолжать и продолжать. Хочется верить, что западные специалисты посоветуют нашей власти что-то хорошее, связанное с велосипедами, ведь какой тогда другой выход? Пока подробности плана не разглашаются — интригу держат до осени, тогда и пообещали дать пресс-конференцию.

Но даже воплощая генеральный план, главное — объяснить людям, увлекшимся автомобилями, что нужно думать не только о собственной престижности и комфорте (если нет пробок), но и об окружающей среде.

— Это чрезвычайно важная проблема, но нет рекламы, нет разъяснений. Я бы сравнил важность этого вопроса и знаний о нем с вопросом вступления Украины в НАТО: рядовые люди считают, что это наш враг, потому что ничего об этой организации не знают, но что мы можем знать о НАТО, если далеко не все понимают важность для человека велосипеда, — говорит заместитель председателя Всеукраинского автомобильного союза Степан Грищук.

Он не обвиняет людей в том, что так легко идут на поводу своих слабостей. Говорит, что и сам бы пересел на велосипед, но... страшно:

— Я бы сам ездил на велосипеде, но боюсь той интенсивности движения, которая сегодня наблюдается на столичных дорогах: когда я вижу велосипедиста на улице Артема, то втягиваю голову в плечи: его в любой момент могут сбить. К такому уровню, какой есть, например, в Канаде или Европе, нам нужно идти постепенно: например, я приветствую инициативу городских властей запретить двигаться днем тяжелым автомобилям, — утверждает господин Грищук.

Если же копнуть глубже, то «завести» велосипед — это не просто перебросить проблему с больной головы на здоровую. Как правило, такой двухколесный транспорт появляется у взрослого человека тогда, когда он начинает заботиться о своем здоровье. Например, ездить на нем в горы, как это делают экологи во Львове, а поездка на работу — это уже следствие того, что психология человека меняется, он по-другому относится к себе, а от того и к людям, с которыми встречается и вообще к природе.

Вот так здравый рассудок, зрелость, критичность и ответственность за то, что ты оставишь миру после себя, проявляется только в том, что человек сел на велосипед и оставил авто в гараже. Как здесь не вспомнить мое общение с женой экс- посла Великобритании в Украине госпожой Мэри Бринкли. Она рассказала, что в восторге от цены на проезд в автобусе (50 копеек) — как и ее сыновья, которые приезжали в гости. А еще — что автомобилем своего мужа она пользуется только тогда, когда нужно придерживаться протокола: «Как, я одна женщина буду ездить в авто? Я же буду загрязнять воздух, стану причиной создания пробок в Киеве!..»

КСТАТИ

В столице вступил в силу запрет на въезд в город больших грузовиков. Теперь с 7.00 до 20.00 они вынуждены ждать за городом, чтобы не создавать пробки. А ночью могут ездить только по крупным магистралям, сообщает glavred.info со ссылкой на «Сегодня» .

Ограничение круглосуточно контролирует ГАИ на семи подходах к столице — Черниговском, Харьковском, Днепропетровском, Одесском, Житомирском, Овручском и Ковельском направлениях. Правда, для всех запрет работает лишь в часы пик — с 7.00 до 10.00 и с 17.00 до 20.00, с 10.00 же до 17.00 международные грузовики (TIR) пускают в город. Это, как объясняют чиновники, и есть уступки, на которые пошла администрация после переговоров с Ассоциацией международных автоперевозчиков. Днем дальнобойщики обязаны стоять в местах для отстоя. Таких 440. «Для грузовиков, которые въехали в город, есть спецобъезды, чтобы машина смогла развернуться, выехать за черту города и остановиться в месте для отстоя», — рассказывает директор КП «Киевдорсервис» Василий Стус.

Старшина ДПС Владимир Губец рассказал, что грузовик-нарушитель останавливают патрули и объясняют, как доехать до отстойника. Штраф пока маленький — всего 17 грн. Инспекторы раздают брошюры с картами разворотов и правилами въезда. Первый зампред КГГА Денис Басс обещает, что стоянок станет больше: «На протяжении этого года мы построим терминалы, где будут склады, техсервис и удобства для водителей. Одно такое место уже есть, возле Южного кладбища, это Одесское направление».

В недалеком будущем и ночной въезд в столицу станет затруднительным. «Мы организуем въездные терминалы перед городом для всех грузовиков, — говорит Стус. — Там будут стоять шлагбаумы и пункты оплаты — и водителям придется оплачивать ночной проезд по столице». Контролировать все будет автоматизированная система управления транспортом (АСУТ). Водители смогут расплатиться как наличными, так и специальными чип-картами. Размеры платы рассчитывают управления ценообразования и транспорта. Говорят, что «будет немного». Доходы от грузовиков пойдут на ремонт дорог, которые, по мнению чиновников, больше всего портят фуры. А в городе все грузовики будут отслеживать камеры АСУТ (их уже 200). Те, кто «проплатил въезд», продолжат движение, «нелегалов» «сдадут» ГАИ. Такая футуристическая система должна появиться к концу этого года.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать