Перейти к основному содержанию

Кладоискатели

Налоговики сосредоточиваются на проверке крупных предприятий
20 мая, 20:00

Во втором квартале Государственная налоговая администрация планирует отказаться от проверок малых предприятий. Курс взят на крупные и средние. И это понятно, ведь, таким образом, может вырасти эффективность проверок, которая исчисляется обычно дополнительными миллионами, поступившими в госбюджет. «Субъектов ведения хозяйства с объемом валовых доходов более 30 миллионов гривен в стране 3,5%, но они формируют более 80% валового дохода. То есть сколько бы мы не ходили по малому бизнесу, конечно, он не станет бюджетообразующим. Но и из крупных предприятий необходимо отобрать тех, кто не платит», — говорит заместитель председателя ГНА Наталья Рубан. В список первоочередных посещений попали 5755 предприятий, которые тщательно отобрали по «новой рискоориентированной системе налогоплательщиков».

Среднеотраслевая налоговая отдача (сумма налогов, которую предприятие в среднем выплачивает в конкретной отрасли), равномерный рост валовых доходов и налоговых расходов, убыточная деятельность — только 3 из 17 утвержденных налоговиками критериев для отбора претендентов. «Совокупность нескольких таких рисков является основанием для включения в наш план проверок», — говорит Рубан. Окончательный перечень рисковых критериев утвердят правительственным постановлением.

Однако финансовую привлекательность ставки на проверки большого и среднего бизнеса уже подтвердили результаты проверок в первом квартале, которые базировались на вышеизложенном подходе. Как следствие, предприятия розничной и оптовой торговли обязали дополнительно перечислить в госказну 1,6 миллиарда гривен. «Далее у нас на очереди предприятия машиностроения и пищевой промышленности», — предупреждает Рубан.

Налоговики обещают: в поле зрения попадут и предприятия горно-металлургического комплекса, которые нередко используют схемы минимизации. Первая попытка обнаружить минимизаторов в Днепропетровской области оказалась удачной. «Наши сотрудники проконтролировали выход из предприятия вагонов с железняком. Записали их номера и проследили маршрут движения. Через четыре часа эти вагоны уже были на металлургическом комбинате, а по документам за это время руда, которая находилась в вагонах, прошла через шесть или семь цепочек посредников, что привело к увеличению цены в 4— 5 раз», — объяснила она и добавила, что горно-обогатительному комбинату в связи с этим было доначислено 118 миллионов гривен налоговых платежей.

«От налоговых инициатив предприниматели не в восторге, потому что на практике это значит увеличение налоговой нагрузки», — говорит президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко. «Я не верю, что можно делать какие-то разграничения среди предприятий в отраслях. Мы это уже проходили и бизнес этого не воспринял. Подобное намерение хотел реализовать еще Николай Азаров посредством системы зеленых и апельсиновых коридоров... Такие решения незаконны и они не решают вопроса бизнеса и поступления в бюджет».

КСТАТИ

Как заявил первый вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Сергей Прохоров, вместе с Налоговым кодексом Украине необходимо принять закон «О едином социальном взносе», который бы обеспечил постепенное перераспределение нагрузки по социальным взносам между работодателями и наемными работниками.

По его словам, без принятия соответствующего закона нецелесообразно говорить о том, что Налоговый кодекс снизит нагрузку на предприятия и упростит систему администрирования налогов и платежей. «Эффект от принятия Налогового кодекса будет практически малозаметным для производителей, — утверждает Прохоров. — Не сдвинется с места и самый болезненный вопрос — снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Ведь сегодняшние 40% начислений — главная причина тенизации заработной платы».

Первый вице-президент УСПП также указал, что резкого снижения социальной нагрузки после принятия Налогового кодекса ожидать не следует. «На бюджет возложены слишком большие социальные обязательства, чтобы снижать налоги. В Пенсионном фонде просто не будет денег, — говорит он. — Постепенное перераспределение нагрузки между нанимаемыми работниками и работодателями — единственный возможный выход из ситуации». Прохоров считает, что переформатирование администрирования налогов — дело нескольких лет. «На данном этапе нужно по крайней мере упростить администрирование — не подавать отчетность в четыре разных фонда, а сконцентрировать платежи и подачу отчетности в одном месте, — подчеркивает он. — Это позволит избежать нонсенса, когда государство тратит на содержание этих фондов значительные средства, которые в итоге взимает с налогоплательщиков».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать