Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Цены на нефтепродуктовом рынке в любом случае будут расти

25 марта, 17:05

На протяжении нескольких недель украинские автомобилисты не без страха наблюдали за событиями на рынке нефтепродуктов. Не радовали их и эксперты. Хотя мировая цена нефти и уменьшается, однако на бензин в Украине, по их мнению, и впредь будут расти цены.

По словам заместителя директора научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцова, в Украине 20 марта за литр бензина А-95 отечественного производства была установлена цена 5,81 гривни, за литовский — 6,14 гривни, а вот за европейский «премиум» — 6,05 гривни. При этом темпы роста цен на бензин за прошлую неделю составили почти 5%. «В апреле 2008 года существуют экономические предпосылки для роста низкоактивного бензина на 7%, высокооктанового — на 6%, дизельного топлива — на 5%», — неутешительно прогнозирует эксперт. Принимая во внимание планы Кременчугского нефтеперерабатывающего завода улучшать свою экономику, что непременно отразится и на цене топлива, Рябцов допускает коррекцию озвученного прогноза в сторону увеличения.

Не за горами 6-гривневая отметка для А-95 на всех отечественных АЗС, уверен нынешний директор Центра энергетических исследований и экс-пресс-секретарь Минтопэнерго Константин Бородин. «Если взять бензин из основного европейского рынка в Роттердаме и переместить его за сутки в Украину, развезти по заправкам и выставить на продажу, то его объективная цена составит шесть гривен. Почему у нас до сих пор нет такой цены? Потому что этот бензин к нам еще едет. Через неделю-полторы он будет здесь», — пугает он своим прогнозом автомобилистов.

Где искать виновных в скачке бензиновых цен? Относительно этого существуют различные версии. Правительство говорит об очередном заговоре нефтетрейдеров и пугает их Антимонопольным комитетом. Нефтетрейдеры кивают в сторону мировых тенденций. Оппозиция, конечно же, крайним считает правительство, которое, по ее мнению, занимает на нефтяном рынке страны безынициативную позицию, вместо того, чтобы проводить диалог с нефтетрейдерами.

Министр экономики оппозиционного правительства Ирина Акимова имеет два логических объяснения: мировые веяния и отсутствие конкретной правительственной политики, направленной на снижение стремительного роста потребительских цен в стране в целом. «Отсутствие антиинфляционной политики и попытка заменить ее административными методами давления как на производителей, так и на реализаторов, приведет только к повышению цен», — считает она.

Начальник управления контроля цен на рынках монопольных образований Государственной инспекции по контролю за ценами Юрий Ефимов, с критическими замечаниями соглашается и считает, что необходимо наполнять топливом украинский рынок. Однако, как известно, действенного механизма для этого стабилизационного резерва топлива правительство вовремя не создало. О нем надо было думать еще в январе 2008 года. Де-факто же резерв начали формировать только в начале марта, когда угроза кризисной ситуации на рынке бензина стала явной.

Однако, по мнению Рябцова, все разговоры о кризисе, на самом деле, ведутся вокруг дефицита нефтепродуктов. Сегодня же внутренний рынок насыщен. Горючего будет достаточно даже для удовлетворения растущего бензинового спроса. Что же заставляет цены на автозаправках подниматься вверх? Безусловно, это мировые тенденции, которые ощутимо отражаются на внутреннем рынке, куда импортируется 50% нефтепродуктов и высокие цены отечественных НПЗ, которые, к тому же, работают с перебоями. Субъективных факторов также предостаточно: спекуляции как с боку правительственных, так и трейдерских организаций, накручивание владельцами некоторых АЗС сезонной прибыли.

Свою роль в ситуации на бензиновом рынке сыграла и отмена векселей для экспортеров, которая вымывает оборотные средства у предприятий. «Задолженность по НДС, в целом по стране, за два месяца с начала 2008 года выросла в 13 раз. Это говорит о том, что все товаропроизводители, особенно те, которые связаны с экспортом, ощущают одну большую проблему — вымывание доходов. Любой товаропроизводитель скажет, что увеличилось использование кредитов. Это все будет заложено в операционные расходы, которые лягут тяжелым грузом на плечи потребителей», — утверждает Акимова. Эксперты утверждают, что только привлечение кредитов для уплаты НДС нефтеперерабатывающими заводами приведет к удорожанию нефтепродуктов на 5—7%.

Удастся ли в этих условиях правительству договориться с нефтетрейдерами путем подписания очередного меморандума? Акимова прокомментировала это «Дню» таким образом: «Это документ о намерениях, о декларациях, базирующихся на доверии и уважении сторон. Давайте зададим вопрос: будет ли доверять бизнес-сектор, в данном случае трейдеры, правительству, будут ли они считать убедительными его аргументы, если в своей практике сталкиваются с противоположными методами?.. Я думаю, что уровень доверия будет низким. Если меморандум будет рассматриваться как прямая установка административных цен, то, как я считаю, соответствующая реакция бизнеса будет еще более острой». А вот Рябцов советует правительству наполнять внутренний рынок и не вмешиваться в его работу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать