Перейти к основному содержанию

Династия метеорологов со столетним стажем

Семья Томашевских-Олейник «делает погоду» на Галичине и Буковине дольше всего в Украине — еще со времен Австро-Венгрии
19 марта, 19:47

У самого обрыва крутого берега над горным Черемошем со стороны Кутов, что на Ивано-Франковщине, стоит заброшенное двухэтажное капитальное сооружение. Без окон и дверей оно является местом забав местных подростков, а его стены разрисовывают любители графити. Но вряд ли и те и другие знают историю своего убежища. В начале XX века, когда на месте деревянной кладки через речку был капитальный мост с железнодорожным полотном, который соединял два государства — барскую Польшу и боярскую Румынию (соответственно, современная территория Франковщины и Буковины) — в доме на берегу размещался пограничный пост и таможня. А в одной из комнат первого этажа — гидрометеорологический пост, хотя начало метеонаблюдениям в этой местности было положено намного раньше...

ФОРПОСТ НА ЧЕРЕМОШЕ

По словам начальника Черновицкого центра гидрометеорологии, которому сегодня подчинен пост в Кутах, Татьяны Негадайловой, во времена Австро-Венгрии на территории современной Черновицкой области существовала целая сеть гидрометеорологических постов: их тогда было даже больше, чем теперь.

В первой половине XIX века (точная дата, к сожалению, неизвестна), Вена, которая в то время была мировым лидером в царстве наблюдения и прогнозирования погодных явлений, позаботилась о создании новых метео- и гидропостов на околицах империи. В том числе — в Кутах. Важным этот пост был не только с позиции размещения густонаселенных Кут на берегу норовистой горной речки. Измерение уровней воды в Черемоше, особенно — во время таяния снега в горах и сезонных ливней, делало возможным прогнозирование силы воды ниже по течению, предотвращая трагические последствия наводнений. По этой причине, а также для улучшения наблюдений за речкой, в 1873 году Галицкое наместничество из Львова обратилось в краевую управу в Черновцах (территория современной Черновицкой области, как и Галичина, тогда была в составе Австро-Венгрии) с просьбой оборудовать водомерную рейку еще и на буковинском берегу. Из-за отсутствия архивных данных неизвестно, удовлетворили ли эту просьбу. Как и то, кто работал на погоду в самих Кутах в конце XIX века. Потому что первым в архивных документах в связи с этим гидрологическим постом упоминается Владимир Петрович Томашевский, потомки которого до сих пор непрерывно несут вахту на Черемоше.

ПОЛИГЛОТ, ВОИН, ГИДРОЛОГ, ЧЕЛОВЕК

Коренной житель Кут, Владимир Томашевский, 1892 года рождения, происходил из семьи среднего достатка, что дало ему возможность получить неплохое, по тем временам, образование. Работа на гидрологическом посту требовала знаний, поэтому должность предложили лучшему выпускнику гимназии Томашевскому, который свободно владел шестью языками. Таким образом в 1909 году полиглот из Кут волей случая стал метеорологом.

— С началом Первой мировой войны Владимир Петрович пошел в армию, — говорит его зять Ярослав Антонович Олейник. — Тесть прошел всю войну, однако в людей не стрелял. Он служил в жандармерии, следил за порядком.

После окончания войны В. Томашевский вернулся домой, а когда на руинах Австро-Венгрии образовалось несколько самостоятельных государств, он продолжил служить на гидрометеопосту, который теперь принадлежал Польше.

— Тогда же, в межвоенный период, в 1928 году, на Черемоше было страшное наводнение, — вспоминает рассказы тестя Я. Олейник. — Говорили, что вода затопила половину Кут и соседнего городка со стороны Черновицкой области — Выжницы. Благодаря своевременному предупреждению В. Томашевсего обошлось без жертв: люди быстро перебрались на возвышенность.

Сумбурные были годы. Вслед за водой на оба берега Черемоша пришла новая власть: Галичина и Буковина оказались в составе СССР. Потом началась война. Когда фронт переместился далее на запад, беспартийного В. Томашевского назначили руководить складами военных трофеев, наиболее ценным из которых была соль. Добросердечный господин Владимир не мог отказать людям в жизненно необходимой щепотке соли. Ежедневно жители Кут, Выжницы и окружающих сел набирали ее в свои котомки. За такое «неправильное» поведение гидролог едва избежал расправы властей. Работу на посту около Черемоша лучше него не знал никто, а, принимая во внимание строительство неподалеку от Кут аэродрома, следовательно — необходимость не только гидрологических, а и профессиональных метеонаблюдений для нужд авиации, «нелояльного» В. Томашевского все же оставили работать.

НА ПОСТ — ИЗ-ЗА СВАДЕБНОГО СТОЛА

Постепенно жизнь налаживалась, у гидролога подросла дочка Ирина, которая начала помогать отцу. Как-то на танцах ее заметил Ярослав Олейник, который приехал в Куты в гости к сестре. Красавица с берегов Черемоша пришлась ему по сердцу, поэтому, имея серьезные намерения, юноша надумал поговорить с ее отцом. Хотя тот был мужчиной доброжелательным, не избегал общества и любил пошутить, внешне производил впечатление сурового неприветливого вояка. Кто- то подсказал юноше, что дважды в день в одно и то же время гидролог с охапкой приборов ходит к речке. На посту и познакомились, а вскоре молодые поженились. Закончив Львовскую политехнику и физмат Университета Черновцов, Ярослав Антонович преподавал в школе, впоследствии руководил Выжницким училищем декоративно-прикладного искусства. Ныне покойная жена Ирина Владимировна в то время официально взяла на себя обязанности немолодого отца. Когда и она вышла на пенсию, ее заменил муж. А вот уже почти десятилетие, следом за дедом и отцом ежедневную метеорологическую вахту несет их сын Олег.

Поскольку гидрологические наблюдения нужно осуществлять точно в определенное время, Олейники даже на день никогда не могли всей семьей покинуть дом. Ведь ежедневно ровно в восемь утра и вечера следовало измерять уровень воды в Черемоше, ее температуру, силу течения, и не позднее, чем в пятнадцать минут девятого, передать данные в Черновцы и Киев (во время подъема воды измерения делают каждые четыре часа в течение суток). Поэтому когда Ярослав Антонович был на свадьбе сына, к превеликому изумлению гостей, вынужден был просто из-за свадебного стола идти на работу...

ЧЕРЕМОШ ОБМЕЛЕЛ, НО НЕ СМЕНИЛ ХАРАКТЕР

Кроме ежедневных обязанностей от деда-отца, в этом году Олег имеет дополнительные заботы. Хотя из-за выборки гравия и вырубки леса в последние десятилетия Черемош обмелел почти втрое, в прошлом году наводнение целиком смыло новый гидрологический пост, не оставив камня на камне. После укрепления берега пришлось все восстанавливать. Каменные ступени к реке, специальные, сверенные с уровнем моря сваи для измерения высоты воды, готовить помещение для нового современного оборудования. На время моего визита робота была в разгаре: отец и сын только на минутку оторвались от дела, чтобы пообщаться с журналистом.

— Добрый день, дедушка! — когда уже прощалась со старшими Олейниками вернулся из школы младший внук Ярослава Антоновича Славик. Вдвоем с братом Иваном они при случае сопровождают деда и отца на пост. Помогают, присматриваются. Кто знает, может это подрастает четвертое поколение династии гидрометеорологов Томашевских-Олейников.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать