Перейти к основному содержанию

Взрослые процедуры,

или Усыновление по европейскому образцу
18 февраля, 19:29
ФОТО ЛЕОНИДА БАККА / «День»

В результате запрета усыновления иностранцами дети вынуждены расплачиваться за ошибки взрослых. Последняя попытка французских социальных работников вывезти из Чада группу детей для дальнейшего их усыновления во Франции, возможно, и была продиктована благими намерениями, однако эта неудачная операция имела чрезвычайно губительные и болезненные последствия для всех сторон, которые были в ней задействованы. Социальные работники были приговорены к значительным срокам лишения свободы, а потенциальные приемные родители во Франции лишились своих надежд и радостного ожидания.

Наконец, дети. Как кажется, некоторые из них не были сиротами, и они вернутся к своим семьям, а вот судьба остальных является более неопределенной. Вне всяких сомнений, все они, без исключения, изнурены, обеспокоены и травмированы тем, что с ними произошло.

Более того, это дело еще больше углубило недоверие со стороны отдельных стран, в том числе европейских, к усыновлению детей иностранцами, которое достигло уровня запрещения такого усыновления на законодательном уровне.

Обычно норм национального и международного законодательства по вопросам усыновления не всегда четко придерживаются. Иногда причиной этого является незнание, иногда — некомпетентность, а часто — желание некоторых супружеских пар любой ценой усыновить ребенка.

Также правда то, что иногда процедуры усыновления используются торговцами людьми, которые наживаются на бедности и отчаянии. Однако даже если такая проблема действительно реальна, через запрещение усыновления иностранцами решить ее не удастся.

Такое запрещение становится наказанием детей за ошибки взрослых, которые можно назвать преступлениями. Если ребенка не может усыновить никакая семья в стране, из которой он родом, то такое запрещение лишает этого ребенка шанса быть усыновленным. Таким образом, дети, которые могли бы найти любовь в семье в другой стране, вынуждены воспитываться в детском доме или в приемной семье у себя на родине.

Следовательно, подобное запрещение нарушает самый главный основополагающий принцип, которым должны руководствоваться правительства, принимая связанные с детской проблематикой решения, — действовать в высших интересах ребенка.

Опыт показал, что запрещение, ничего не решая по сути, не совсем способствует, а скорее совсем не способствует борьбе с торговлей людьми. В лучшем случае, оно увеличивает размер навара торговцев и служит для них мотивом использовать еще более агрессивные и менее деликатные варварские средства и методы в их преступных действиях.

Вместо того, чтобы принимать массу упрощенных, неэффективных и даже губительных решений, правительства должны были бы проанализировать проблемы и слабые стороны действующих процедур, регулирующих вопросы национального и международного усыновления, а также более тесно сотрудничать для усиления механизмов предотвращения нарушений в функционировании этих процедур или злоупотребления ими.

Государства, которые уже ввели такой запрет, должны пересмотреть свои процедуры и постепенно возобновить возможность усыновления детей иностранцами.

Правительства государств-членов Европейского Союза и Совета Европы должны более тесно сотрудничать для выработки надежных и законных решений, которые позволят гарантировать сироте или брошенному ребенку право иметь семью. Для этого правительства должны использовать уже существующие международные правовые инструменты ЕС и Совета Европы, а также, в случае необходимости, разрабатывать новые.

Существуют веские аргументы в пользу европейской системы усыновления, созданной на основе определенных совместно норм с тем, чтобы упростить процесс усыновления между европейскими странами в случае, если национальное усыновление является невозможным или менее благоприятным для интересов ребенка.

Желая призывать европейские правительства действовать в этом направлении, многочисленные представители Европейского парламента и Совета Европы подписали совместную декларацию об усыновлении детей иностранцами, адресованную министрам юстиции и министрам по вопросам семьи 47 европейских стран, являющихся членами Европейского Союза, Совета Европы или обеих этих организаций.

Те, кто поставил свою подпись под декларацией, надеются мобилизовать правительства. Изложенные в декларации предложения дают правительствам возможность осуществить неотложные и значимые прогрессивные шаги ради высших интересов ребенка.

Мод де БУР-БУКИККИО — заместитель Генерального секретаря Совета Европы, Жан-Мари КАВАДА и Клер ЖИБО — депутаты Европейского парламента.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать