Сломанный позвоночник дракона
65 лет назад капитуляцией 6-й армии фельдмаршала Паулюса закончилась Сталинградская битва2 февраля 1943 года окончательно прекратили сопротивление последние солдаты окруженной и заблокированной на улицах Сталинграда 6-й немецкой армии под командованием генерала фон Паулюса (за два дня до этого Гитлер срочно известил его о присвоении военного звания фельдмаршала, что, по сути, было едва замаскированным приказом Паулюсу осуществить самоубийство; но командующий 6-й армии жестко заявил своему окружению, что ни при каких условиях не сделает этого). Так закончилась величественная, ужасная и кровавая Сталинградская битва — и именно это событие ознаменовало для всего мира коренной перелом в ходе Второй мировой войны.
До сих пор далеко не все западные историки согласны с тезисом, что именно катастрофа вермахта под Сталинградом определила дальнейшее развитие событий не только, как тогда говорили, на «Восточном театре военных действий», но и решающим образом повлияла на результат войны в целом. Это может нравиться или не нравиться, но, в конце концов, это не более чем констатация факта. Не под Эль-Аламейном (город в Северной Африке, где англо-американские войска сражались с солдатами фельдмаршала фон Роммеля) и не на Тихом океане решалась судьба будущей победы над нацизмом — самой большой угрозой человечеству, а на пылающих улицах уничтоженного до основания Сталинграда. Вот почему сегодняшняя дата, хоть и не совсем «круглая», означает для человечества одну очень простую и фундаментальную вещь: именно начиная с этого дня уже очень далекого 1943 года оно, человечество (всемирная антигитлеровская коалиция в первую очередь), постепенно стало отдаляться от края бездны, в которую хотел бросить его национал-социалистический фюрер.
При этом, ради исторической справедливости, нельзя забывать и о том, что тоталитарные, сталинский и гитлеровский режимы, которые сошлись в смертельном поединке (быть может, даже вопреки собственной воле — договаривались ведь они в 1939—1941 годах!), многое объединяло: стремление к мировому господству, животная жестокость, ненависть к основам и принципам демократии, культ Великого Вождя... Часто сейчас даже утверждают, что после грандиозной битвы под Сталинградом «один тоталитарный монстр смертельно ранил другого». Видимо, историческая правда все-таки намного более сложная.
Сталинград стал высшим, самым величественным проявлением неудержимой жажды народов (всех народов мира, и украинского, бесспорно, тоже!) к свободе, или же (что, по сути, то же самое) к жизни. Выдающийся писатель Василий Гроссман, который полгода, с августа 1942-го до февраля 1943-го, провел в самом аду битвы, писал о том, что никогда люди так много не думали и не говорили столь свободно о прошлом, о том, что так калечило их жизнь, как в Сталинграде. О том, «что нельзя человеком руководить, как овцой» — это дико и постыдно; о муках и бедствиях, доставшихся на долю десятков миллионов крестьян, о преступлениях НКВД (да, и об этом — Гроссман, как очевидец, свидетельствует!), о будущем, потому что «интерес к послевоенному укладу колхозов, к будущим отношениям между большими народами и правительствами был в Сталинграде почти общим... Почти все верили, что добро победит в войне, и честные люди, проливавшие свою кровь, смогут строить красивую, справедливую жизнь. Эту трогательную веру выражали люди, считавшие, что им самим вряд ли удастся дожить до мирного времени, ежедневно удивлявшиеся тому, что прожили на земле с утра и до вечера — и не погибли». Так писал Гроссман.
Сталинский режим был бесчеловечным, тоталитарным. Однако победу под Сталинградом одержал вовсе не «тоталитарный» человек. В этом его непроходящее историческое значение.
Выпуск газеты №:
№19, (2008)Section
День Украины