Перейти к основному содержанию

«Короли самозахватов» и эксперты ООН

Пятый курултай начал реформу национального движения крымских татар
10 декабря, 19:02

В конце прошлой недели в Симферополе состоялась первая сессия пятого курултая (национального парламента) крымскотатарского народа. С лета 1991 года, когда собрался первый курултай крымских татар в Симферополе, избранный им меджлис возглавил Мустафа Джемилев, ныне Народный депутат Украины, а в прошлом известный советский диссидент. С тех пор вопрос о смене лидера меджлиса ставился на многих, особенно последних, курултаях, но каждый раз делегаты приходили к выводу, что вести дела и дальше должен Мустафа Джемилев. В результате в активе народного депутата Украины Джемилева оказались все достижения в возвращении и обустройстве народа, зато в пассиве — все провалы и недостатки этого процесса. Когда-то монолитное национальное движение крымских татар за возращение на родину сейчас перестало быть единым, в нем появились многие течения, одни из которых отличаются большей радикальностью, а представители других, разуверившись в способности власти решить их проблемы, стали ориентироваться на международные организации, в частности, ООН, как, например, лидер организации «Азатлык» Надир Бекиров, ставший экспертом ООН, третьи — уходят в религиозные идеологии, четвертые — предпочитают опору на собственные силы, пятые — призывают ориентироваться на Россию.

В среде крымских татар формируется мнение, что за 20 лет возвращения и за 16 лет деятельности курултая и меджлиса, во главе которых стоял Мустафа Джемилев, проблема репатриации могла быть решена. Под государственную программу репатриации уже выделено больше 1,25 миллиарда гривен, создано более 300 поселков компактного проживания, создан Крымский инженерно-педагогический университет, издаются учебники, газеты и журналы, в Верховной Раде Крыма есть национальная фракция крымских татар, многие избраны депутатами местных советов, состоят на государственных должностях. Однако для полной репатриации и обустройства крымских татар в Крыму, по некоторым подсчетам, требуется не менее 2 млрд. долларов, выделить которые Украина сегодня не может, а Бишкекское соглашение стран СНГ об участии в финансировании репатриации крымских татар других постсоветских стран, как известно, не выполняется. В результате крымскотатарский вопрос объявлен «внутренней проблемой Украины».

В Украине до сих пор не принят закон о восстановлении прав депортированных, создано только 7 школ с преподаванием на крымскотатарском языке. Вновь созданные поселки не имеют дорог с твердым покрытием, многие из них не газифицированы, не имеют водопровода и канализации, в них нет медицинских учреждений, детских садиков, школ, магазинов, общественного транспорта. Безработица среди репатриантов достигает половины трудоспособных. Попытки получить землю для коммерческого использования, в том числе на Южном берегу Крыма, натыкаются на юридические закорючки и сопротивление власти. Да и сама деятельность курултая и меджлиса до сих пор не легализована в правовом отношении. Крым постоянно сотрясают акции протеста крымских татар — они устанавливают палаточные городки, перекрывают дороги, проводят митинги, обращаются с петициями в ООН, однако длительное время положение не меняется.

Эта нерешенность экономических, гуманитарных, политических проблем вызывает у крымских татар неудовлетворенность, и прежде всего деятельностью меджлиса, в том числе лично Мустафы Джемилева. Многие из активистов утверждают, что нынешний меджлис и курултай не выполнили своей задачи, не добились восстановления национальной автономии, а обустройство репатриантов на родине идет слишком медленно. Они обвиняют Джемилева, впрочем, как и других лидеров нынешнего меджлиса, в предательстве интересов крымских татар.

Поэтому Джемилев еще до начала народного съезда заявил, что уходит со своего поста, и предложил заменить его Рефату Чубарову, не менее опытному в политических делах народному депутату Украины двух прошлых созывов. Однако Чубаров заявил, что еще не готов возглавить меджлис, ибо не имеет своей команды. Поэтому Мустафа Джемилев, не взявший самоотвод и вновь баллотировавшийся «по просьбе делегатов», согласился остаться председателем до следующей сессии курултая, которая состоится летом будущего года.

Несмотря на избрание, Мустафа Джемилев уезжает в Киев работать в Верховной Раде и фактически сдает власть в меджлисе остающемуся на месте Рефату Чубарову. За предстоящие полгода Рефат Чубаров постарается «создать команду», а Мустафа Джемилев — созвать Конгресс диаспоры. «Для содействия решению наших национальных проблем необходимо привлечь и усилия нашей диаспоры», — говорил в своем выступлении на этом курултае Мустафа Джемилев. — Еще много лет назад на одной из сессий Курултая мы поднимали вопрос о созыве всемирного Конгресса крымскотатарской диаспоры… Эта проблема существует и ныне, но, несмотря на это, все же, видимо, следует созвать первый конгресс и посмотреть, что из этого получится…» Таким образом, в случае созыва такого конгресса именно Джемилев имеет наибольшие шансы его же и возглавить. И его влиятельность расширится до международных масштабов.

Изменения в меджлисе крымских татар много значат для будущего. Не секрет, что Мустафа Джемилев играл в нем стабилизирующую роль, во время его правления утвердился принцип ненасилия в национальном движении. Мустафа-бей не подписал и не ввел в действие недавнее решение меджлиса о всеобщей мобилизации крымских татар после сноса татарских коммерческих заведений на Ай-Петри. Он умел вести переговоры с представителями власти. Теперь на смену старым придут новый меджлис и курултай, которые могут быть более радикальными, и для сдерживания которых авторитета Чубарова может оказаться недостаточно. С другой стороны — перед национальным движением сейчас встают новые задачи и появляются новые вызовы, которые требуют систематической правовой работы, и практически никто в среде крымских татар, кроме Чубарова, не мог бы ее вести.

Но главное в том, что Мустафа Джемилев в предстоящее время, даже независимо от созыва или несозыва международного конгресса, явно усилит международное звучание крымскотатарской проблемы, тем более, что недавно ООН приняла декларацию о правах коренных народов, в которой говорится о возможностях национального самоопределения. Cозыв Всемирного конгресса крымских татар в любом случае будет оказывать на Украину сильное внешнее давление и превратит нашу внутреннюю проблему в международную. С одной стороны, «короли самозахватов», как Даниял Аметов, с другой — эксперты ООН, как Надир Бекиров, будут добиваться во-первых, скорейшего, во-вторых, полного — в их понимании! — решения проблемы репатриантов — и как далеко они могут пойти в своих требованиях, покажет только время. А полное выполнение Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа, принятое первым курултаем в 1991 году, предусматривает не только создание национальной автономии, но и многие другие требования, — возвращение исторических топонимов, имущественной реституции и так далее — которые не так просто выполнить — ни технически, ни политически — и Украина, несмотря на 20-летний срок репатриации, совсем не готова к такому повороту событий.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать