Перейти к основному содержанию

Как победить конкурентов

Небольшие отечественные пивзаводы объединяются
27 ноября, 19:51

Последние изменения на пивном рынке Украины прибавили проблем с сырьем. Пивовары в связи с этим даже были вынуждены поднять цену на свой напиток. Впрочем, крупные предприятия, кажется, не слишком пострадали от этого — масштабы бизнеса позволяют почти незаметно пережить подобные «кризисы». Но совершенно иная ситуация с провинциальными пивными заводиками, где дефицит или подорожание сырья может привести к остановке производства...

«Сегодня на пивном рынке жесткая конкуренция... Всего 4,1% приходится на малые предприятия. И эта цифра ежегодно уменьшается... Даже если малые предприятия начинают производить больше пива, их общая доля на рынке все равно уменьшается, потому что он все больше закрепляется за крупными ведущими игроками...», — утверждает генеральный директор ЗАО «Укрпиво» Галина Коренькова.

При таком серьезном доминировании крупных компаний небольшие заводы вынуждены работать только на ограниченных локальных рынках. Однако не все согласны с такой ситуацией. Глава наблюдательного совета АО «Украинская пивная группа» Андрей Билый жалуется, что сегодня для небольшого предприятия с периферии нет других перспектив, кроме банкротства... Альтернативу такой судьбе Билый видит в объединении малых пивных предприятий Украины в отдельное акционерное общество, что-то вроде «клуба небольших пивоваров». «При таких условиях у малых предприятий один путь — объединение. Для того, чтобы уменьшить стоимость сырья. Этот путь также включает в себя оптимизацию. Это и энергосберегающие технологии, и сокращение производственных расходов, и т.д.», — объясняет Билый.

На данное время новообразованное акционерное общество объединяет Мелитопольский, Запорожский, Лисичанский и Криворожский пивные заводы. «Однако мы надеемся, что наше начинание найдет поддержку на рынке, и к нам присоединятся другие малые предприятия», — говорит Билый. Он сообщил, что предложение войти в группу в ближайшее время поступит Бердичевскому и Нежинскому пивзаводам, а позже — Хмельницкому заводу и львовскому пивоваренному заводу «Кубок». Предприниматели надеются, что их инициатива позволит уберечь сегмент локальных пивных предприятий от банкротства.

«К сожалению, объемы производства и реализации не позволяют малым предприятиям принимать активное участие в пивном рынке Украины, хоть как-то конкурировать с крупными игроками... В одиночку очень тяжело решать подобные проблемы, поэтому мы и объединились. Ведь крупные поставщики сырья не хотят работать с малыми предприятиями из-за небольших объемов. И даже упаковку нам не хотят делать... Наша цель — выжить и консолидировать работу малых предприятий», — объясняет генеральный директор «Украинской Пивной Группы» Сергей Анпилогов.

Предприниматели также ставят себе цель до 2009 года завладеть 5% отечественного рынка пива. И это при том, что предприятия созданной группы на сегодня имеют всего около 0,5% общего производства пива в Украине...

Сомнения относительно успешной реализации таких амбициозных планов высказывают самые масштабные конкуренты «Украинской Пивной Группы». «На мой взгляд, достичь 5% украинского рынка новообразованному объединению будет очень тяжело и вряд ли удастся... А все из-за того, что только производить продукцию сегодня уже недостаточно — нужно строить бренд, делать успешную рекламу на национальном уровне, продвигать свой продукт. Еще одна важная составляющая успеха — это построение национальной системы дистрибуции. Без налаженной системы сбыта на национальном уровне нельзя рассчитывать на успех. Компания должна быть готова инвестировать большие деньги в построение системы продажи, в маркетинг, в инновации... Важно также построить единую систему управления всеми производителями, входящими в состав объединения, а это будет не просто сделать. Поэтому на данное время новообразованное объединение не может конкурировать с лидерами рынка», — комментирует «Дню» эти нюансы менеджер по связям с общественностью группы предприятий ВВН в Украине Елена Маркова.

А рынок тем временем успешно развивается, во всяком случае, так утверждают сами предприниматели. Средний его ежегодный рост в Украине за последние пять лет — около 15%. В этом году ожидаем около 13% роста... Возможно, эта цифра могла бы быть выше, но «подкачало сырье», — информирует Галина Коренькова.

О том, насколько долго продержится такая тенденция, предприниматели не берутся судить, ведь, по их словам, на рынке слишком много всяческих катаклизмов для стабильного развития...

«И что показательно: при каждом подобном катаклизме в первую очередь страдают малые предприятия. Потом мы каждый год недосчитываемся по несколько предприятий, — снова вздыхает по поводу тяжкой судьбы небольших пивоварен Коренькова и предлагает уменьшить налоги для подобных предприятий по сравнению с крупными компаниями: — В законодательстве ЕС есть нормы, регулирующие налоги для небольших предприятий. И там они значительно ниже, чем для крупных... Мы также будем поднимать этот вопрос, необходимо уменьшить налоговое бремя для малых предприятий. В Латвии, например, акцизная ставка для малых вдвое меньше, чем для крупных...» Однако Елена Маркова, конечно же, против: «Законодательные условия (налоговые и тому подобное) должны быть одинаковыми для всех производителей отрасли. Ведь крупные компании тоже являются местными производителями... Непонятно, почему другие производители должны иметь определенные налоговые преференции».

Тем временем должностные лица подготовили «новогодний сюрприз» для всех без исключения пивоваров. Министерство финансов Украины предлагает повысить с 1 января 2008 года акцизный сбор на этиловый спирт, алкогольные напитки и пиво. Соответствующий законопроект можно прочитать на официальном веб-сайте Минфина. Чиновники предлагают увеличить акциз на пиво с 0,31 до 0,35 гривни за литр... Повлечет ли это за собой массовое объединение малых пивоварен? В таком случае 5% рынка может быть не такой уж и недосягаемой цифрой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать