«2005» или «2006»?
Технология «кидания» Юлии Тимошенко как центральный вопрос украинской политики![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20071020/4180-4-1.jpg)
Снова, уже в третий раз подряд, ключевым вопросом украинского послевыборного политического процесса и межклановых интриг — как в 2005, так и 2006 — становится вопрос: как избавиться от Юлии Тимошенко. Как «выдавить» ее из власти, как не допустить в премьерское кресло?
Лично я не очень представляю, какую промышленную, финансовую, энергетическую, международную, гуманитарную, военную и социальную политику будет проводить Кабинет Министров Юлии Тимошенко. (Тем более не представляю политику Кабмина под руководством иных людей.)
Во-первых, в одну реку дважды не войдешь: судить о Тимошенко-премьере-2007 по Тимошенко-премьеру-2005 или Тимошенко-вице-премьеру-2000 неактуально: людям свойственно меняться — кому-то в лучшую сторону, кому-то — наоборот.
Во-вторых, умные люди учатся и на собственных, и на чужих, и на воображаемых и гипотетически моделируемых ошибках. Неумные люди напротив — наряду со своими ошибками, повторяют ошибки чужие.
В-третьих, продвинутые люди стараются расти и развиваться, непродвинутые, которые не стараются, деградируют и обрюзгают — душевно, интеллектуально, телесно.
В-четвертых, политический процесс похож на броуновское движение частичек и зависим от такого количества разновекторных факторов и сослагательных условий, что подчас невозможно спрогнозировать даже общее направление тех или иных процессов.
Поэтому о курсе и стратегии Кабинета Министров-2007 под руководством Юлии Тимошенко можно судить лишь приблизительно и гипотетически — в частности, по ее заявлениям (изменение газовых схем — устранение «РосУкрЭнерго», возвращение сомнительно приватизированных предприятий — вроде Луганского тепловозостроительного завода, отмена военного призыва с 1 января 2008 года и т. п.) и программе БЮТ «Украинский прорыв».
Однако когда такое количество мужиков-тяжеловесов с диаметральными политическими взглядами уже третий год подряд ломают голову над тем, как не допустить к власти одну хрупкую даму, есть над чем задуматься. Приходится констатировать, что «угроза Тимошенко» — это главный генератор нынешнего украинского политического процесса.
И против нее есть две уже апробированные технологии.
Во-первых, «технология-2005»: в феврале 2005 она уже становилась премьером, но с урезанными полномочиями и на ограниченный срок. Через несколько месяцев — после ряда экономических кризисов («бензинового», «сахарного», «мясного»), после разоблачения «любих друзів» со стороны Александра Зинченко — Президент с легким сердцем избавился от нее — отправил в отставку.
Во-вторых, «технология-2006»: ее премьерству помешали уклонение «Нашей Украины» от создания коалиции с БЮТ и кулуарные договоренности Ющенко и Януковича.
Сама же Тимошенко понимает, какую угрозу сулит ей премьерское кресло с политическим «отягощением» — например, со всплывшим сразу после выборов украинским миллиардным долгом «Газпрому». Поэтому одна из ее стратегий (так называемый «план Б») — оставаться в оппозиции и бодро идти на ближайшие президентские выборы, которые по Конституции должны состояться в самом начале 2010 года, но в условиях украинской «броуновской» политики могут случиться и раньше. Нынешние же выборы в Верховную Раду показали, что Тимошенко намного лучше других умеет достигать амбициозных целей. Несмотря даже на то, что в украинской политике существует свой «бермудский треугольник»: Ющенко — Тимошенко — Янукович, не позволяющий ни одному из троих получить всю полноту власти: союзы двоих против третьего неустойчивы и уберегают украинскую политическую систему от сценария «победитель получает все». Впрочем, хорошо это или плохо — тема, лежащая за пределами политической науки.
Поэтому главный вопрос украинской политики по состоянию на сегодняшний день заключается в том, по какому сценарию будут кидать Юлию Владимировну: по сценарию «2005» (она станет премьер-министром, но ее в скором времени «отожмут» и «кинут» — устроят ей череду кризисов) или по сценарию «2006» (она не станет премьером и будет вынуждена уйти в оппозицию, кандидатуру премьера внесет «широкая» коалиция).
Идея некоторых идеологов из президентского окружения о том, что Украину можно и нужно объединить при помощи консенсуса различных региональных кланов и региональных олигархий, не представляется перспективной для НУ-НС и лично для Виктора Ющенко. Возможно, иногда в некоторых странах это и срабатывает, но формула единства нынешней Украины «донецкие олигархи + киевские олигархи и бюрократы» и политическое оформление этого союза в виде «широкой» коалиции в данной ситуации, во-первых, неэффективна и, во-вторых, неморальна.
За последние годы в украинском политическом процессе произошли очень важные изменения. Еще со времен Макиавелли считается, что политика — это априори неморальная и даже внеморальная сфера. Но в Украине в 2004 и в 2006 годах произошли знаковые события, показавшие, что на самом деле это не так и что моменты истины иногда в политике случаются. И то, что сделал Александр Мороз в ночь на Ивана Купала 2006 года, стало причиной его нынешнего провала на выборах и полного политического краха. Оранжевая революция в 2004 году показала, что украинская политика в целом существует в морально ангажированном поле. И это, на самом деле, повод для гордости за страну.
Ведь если «Наша Украина» не выполнит свои обязательства в соответствии с февральскими договоренностями между БЮТ и «Нашей Украиной», ее ждет та же судьба, что и СПУ: украинские избиратели в целом предательств и «киданий» не прощают.
Да, политические силы, которые преступят моральные рамки, могут получить некоторые временные преимущества, но ситуация с Морозом стала модельной: здесь и сейчас ты выиграешь свои 30 серебряных монет (или 30 миллионов долларов), но завтра проиграешь все — прежде всего свое доброе имя и политическую репутацию.
Итак, в ответ на логику президентского окружения и Партии регионов, в соответствии с которой есть две модели «кидания» Тимошенко — «2005» и «2006», у нее самой есть логика «слона» (идти напролом — сначала в премьеры, а затем в президенты, преодолевая саботаж и смоделированные кризисы) и логика «пантеры» — прыжка в президентское кресло в статусе лидера оппозиции.
Но самое непредсказуемое на данный момент в украинской политике заключается в том, как сложится баланс угроз для Виктора Ющенко и насколько реальны досрочные президентские выборы.
Единственный вопрос, на который нет ответа ни у Тимошенко, ни у Ющенко, ни у Ахметова, ни у остальных, таков: где взять столько грамотных, эффективных и профессиональных, некоррумпированных менеджеров для исполнительной власти — будь-то под руководством Тимошенко, будь-то под руководством кого-либо еще. Ибо это проблема не отдельных политиков и партий, а Украины вообще.
Кадры, которые имеют большой опыт работы, — они зачастую уже люди из прошлого, хотя и понимают, как этот властный механизм работает. Многие же нынешние министры сильно запутали дела в своих министерствах «под себя» — чтобы никто другой не разобрался и увяз в болоте кризиса.
В общем, все та же «вечная» проблема украинской политики: коротка скамейка запасных игроков. И где взять новых — молодых и грамотных?