Перезагрузка...
Количество родственников в новом правительстве увеличилосьЛюбит президент России Владимир Путин подержать чиновников в напряжении. Неделю Москву лихорадило от слухов и неопределенности. Состав будущего правительства обсуждался не только в летней резиденции президента, а и в длинных коридорах власти. Одни говорили о полной замене всех, другие отрицательно качали головой. Тем не менее ждали серьезных перестановок и новых назначений. В частности, говорили и писали о предполагаемом возвращении Анатолия Чубайса на государственную службу для решения новых задач с далеко идущими планами. По мере приближения отведенного конституцией срока оглашения полного списка напряжение возросло настолько, что газета «Коммерсант» даже озаглавила свою статью: «Правительство испытали высоким напряжением». Наверное, имелось в виду нервное. И, как обычно бывает после таких испытаний, гора родила мышь. Новых людей в кабинете оказалось всего трое. Да и новыми назвать их можно с большой натяжкой.
ГРЕФ УХОДИТ, СЕРДЮКОВ ОСТАЕТСЯ
В Наградном зале Дома правительства все разыгрывалось по законам голливудского детектива. Министров не предупредили о возможном заседании и оглашении списка остающихся и выбывающих. Красовалась только одна табличка с фамилией — В.А.Зубков. И только за час до встречи с президентом министров стали обзванивать и приглашать. Тем не менее не все приглашенные доехали или не дошли. Во всяком случае, когда в зал вошел президент, специально для этого случая приехавший на несколько часов из Сочи, состав участников в точности соответствовал персональной раскладе правительства.
Хотя заменены всего три министра, тем не менее перемены есть, и в них заложен значительный потенциал дальнейших изменений. Дело не только в том, что ушел министр экономического развития и торговли Герман Греф. На его место назначена Эльвира Набиуллина, которая была его заместителем в 2000— 2003 гг. Гораздо важнее то, что существенно изменились функции министерства в сторону их сокращения. К этому следует добавить, что г-жа Набиуллина в последнее время работала руководителем экспертного совета по нацпроектам. Ее повышение следует рассматривать как усиление влияния первого вице- премьера Дмитрия Медведева.
Министр регионального развития Владимир Яковлев давно стал одиозной фигурой. О его отставке не говорил разве что ленивый, но все как-то не получалось. В этом отношении сомнительную пару ему составил министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Но если последнего сменила заместитель министра финансов Татьяна Голикова, то на место Яковлева пригласили более весомую фигуру — Дмитрия Козака. Интересно, что в свое время новый назначенец сменил Яковлева на посту представителя президента в Южном федеральном округе и теперь заступает на его место уже в Москве.
Возвращение в столицу Дмитрия Козака следует рассматривать в двух плоскостях. С точки зрения Путина, он прекрасно справился со своей задачей. Регион ему достался не из самых легких. Еще при советской власти юг СССР и России в частности всегда был депрессивным и дотационным. Главной задачей Козака было переломить эту ситуацию и на этой базе лишить сепаратистов в Чечне, Ингушетии и Дагестане питательной среды. Кроме того, уменьшить все возрастающее напряжение в других национальных образованиях, Краснодарском и Ставропольском краях. Козаку удалось найти приемлемые формы работы с бизнесом и добиться притока инвестиций в регион в размере 312 млрд. руб. за последний год. Рост капиталовложений в округе составляют 15% в год, что превышает среднероссийские показатели, что и было отмечено президентом как хороший тренд. Очевидно, что перед Козаком будет на новой должности стоять задача распространить передовой опыт на всю Россию. Для чего ему из министерства экономического развития передадут инвестиционный фонд. А это уже не миллиарды, а триллионы рублей. Есть где размахнуться. Это задачи текущие, но есть проблемы стратегические. Хотя Козак был весьма близок к президенту, в свое время руководил его предвыборным штабом, он оставался вне основных группировок в ближнем окружении президента. И это важнейшее достоинство, из-за чего его и Зубкова призвали под знамена в столицу. Президент расставляет преданные ему фигуры на шахматной доске периода после марта будущего года. В Козаке он абсолютно уверен.
Остался на своем посту и министр обороны Анатолий Сердюков, хотя и писал рапорт об отставке по морально-этическим соображениям. Верховный главнокомандующий с подобной щепетильностью не согласился. Дело требует продолжить радикальные реформы в армии и довести до конца финансовое оздоровление, а конца этому процессу не видно даже в самый сильный морской бинокль, так что сантименты в сторону. К тому же нужно было Зубкову оставить хоть одного своего министра, у Фрадкова таковых вообще не было. Хотя здесь налицо явное нарушение российского закона о государственной службе, запрещающего работу родственников в подчинении друг другу. Правда, Сердюков премьеру не сын и не родной брат, а только зять. Степень родства законом не оговорена, поэтому президент решил, что можно. К тому же родственников в правительстве вообще прибавилось. Новый министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова замужем за министром промышленности и энергетики Виктором Христенко. Кстати, его министерство не разделили на две части, о чем уже давно ходили слухи в Москве. Предполагалось, что министерство энергетики возглавит Анатолий Чубайс, который был в трех из пяти списков членов кабинета, представленных Путину. Но президент решил в этом плане ничего не менять, возможно, чтобы не дразнить гусей.
Еще одно важное назначение — вице-премьерство министра финансов Алексей Кудрина. Сохранение за ним важнейшего поста и повышение до заместителя председателя правительства — важнейший сигнал как бизнесу внутри страны, так и иностранным инвесторам — в этой области все остается по прежнему. С другой стороны — это также ответ всем тем, кто явно и тайно нападал на финансовую и бюджетную политику Кудрина. Последний раз в довольно острой форме это произошло на совещании в Сочи с ведущими отечественными и иностранными бизнесменами по проблемам развития инфраструктуры. Тогда прямо президент не высказался, отложив демонстрацию своей поддержки Кудрину до более весомого события — утверждения состава нового кабинета. Столь резкое повышение министра финансов позволило некоторым обозревателям говорить о нем как о возможном кандидате в президенты. Представляется, что такие прогнозы несколько преждевременны. Скорее всего, назначение и служебное повышение Кудрина преследовало только цель укрепить конструкцию власти и не допустить резких колебаний в столь чувствительной финансовой сфере.
После заседания в Наградном зале министр сельского хозяйства выглядел весьма мрачным. Не удивительно. Его ведомство значительно урезали, выделив из него комитет по рыболовству. Остался на своем посту и министр культуры Александр Соколов. О его предстоящей отставке также много говорили, но в данный момент она выглядела бы странной. Соколов входит в избирательную тройку партии «Единая Россия» по Москве. Тем не менее знатоки российских коридоров власти утверждают, что он в правительстве долго не задержится. После парламентских выборов в декабре весьма вероятно, что он уйдет на партийную и парламентскую работу. Вообще по результатам выборов в правительстве возможны дальнейшие кадровые изменения. Кое-кому из министров предложат сменить кабинеты в Доме правительства на соответствующие помещения в Государственной Думе на Охотном ряду.
ЧЕГО ЖДАТЬ?
Несмотря на известные персональные изменения в правительстве, внутренняя и внешняя политика России существенно не изменится. По многим причинам. Во-первых, она не определяется правительством, а исключительно президентом. Министры — фигуры не политические, а обыкновенные чиновники, только высокого ранга. Во- вторых, какие-либо изменения в политике сейчас просто неуместны, наоборот, будет изо всех сил демонстрироваться преемственность курса по всем направлениям. В-третьих, президент будет в оставшееся до выборов время продолжать расстановку своих людей на самые важные посты, а эта работа требует тишины и должна проводиться без излишнего информационного шума.
Тем не менее следует ожидать усиления твердости во внешней политике. Народ к президентским выборам должен понимать, что только один человек сможет обеспечить будущее государства российского в бушующем море вызовов и происков врагов. В первую очередь это относится к Ближнему и Среднему Востоку. Россия будет продолжать поддерживать Иран и Сирию, в том числе и поставками оружия последней и в то же время оказывать на режимы в Тегеране и Дамаске сдерживающее влияние, чтобы ситуация не вышла из-под контроля. Задача довольно сложная, так как Иран сильно разочарован такой политикой и демонстрирует, что может круто повернуть в другую сторону.
На украинском направлении тоже существенных перемен не предвидится. Возможные результаты парламентских выборов 30 сентября никого в Москве не вдохновляют и никого на берегах Москвы-реки в своих союзниках или желательных партнерах не видит. Газовый вопрос останется предметом долгих и трудных переговоров, но дело здесь не в Украине как таковой, а в общем направлении российской политики. В Москве будут добиваться неуклонного выполнения принципа cash and carry от всех своих партнеров по СНГ, не взирая на степень близости или интегрированности. Бацько Лукашенко уже забил тревогу и жалуется своему народу на желающих заработать на Беларуси. По этому же поводу тревожится и близкая к России Армения.
С другой стороны, в окружении Путина не будут сильно перегибать палку в отношении своего юго-западного соседа, чтобы не получить в каком-либо виде событий типа осени — зимы 2004 г. Призрак оранжевой революции все еще бродит по кабинетам в столице нашего северного соседа, хотя в Киеве он уже давно выветрился. Но это как водится. Мифы оказываются очень живучими.
Выпуск газеты №:
№163, (2007)Section
День Планеты