Честь — прежде всего!
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070605/489-2-2.jpg)
Львовяне старшего возраста еще помнят, как лет 20 назад на сцене Львовской оперы шла Cаvalleria Rusticana, «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Поэтому многим интересно было сравнить спектакли — в старой постановке и нынешней, премьера которого состоялась в прошлые выходные. Тем более, что вскоре свою новую постановку оперы, хорошо известной в мире, львовяне повезут во Францию, и возлагают на нее большие надежды...
Почти 1,5-часовой (без антракта) спектакль художники франкового театра пытались выдержать в традиционалистическом стиле, который считается «козырной картой» театра, и все же кардинально обновили представление. Опера идет без купюр, а раньше некоторые сложные моменты опускали, к тому же к работе над спектаклем привлекли (именно на этом настоял режиссер-постановщик действа Роман Валько) одного из наилучших постановщиков пластики Ольгу Семешкину. Для львовского зрителя интрига заключалась в том, что им интересно было посмотреть на работу дочери самой Ады Роговцевой!.. И надо сказать — спектакль восприняли очень хорошо. Чувствуя внутреннее состояние трупы, быстро найдя контакт с исполнителями, умея и поставить задание, и объяснить его, Ольга Семешкина, вместе с балетмейстером представления Сергеем Наенко, сумела придать спектаклю самобытные нюансы.
Напомним, что предлогом для написания музыки «Сельской чести» послужил конкурс одноактных опер, объявленный миланским издателем Э. Сонзоньо. Новелла итальянского писателя Д. Верга давно интересовала Масканьи чрезвычайной концентрацией событий. И он, прервав работу над другой оперой — «Ратклиф», обратился к истории, произошедшей в течение одного утра на площади сицилийского села в конце XIX века.
К слову, из 70 опер, которые тогда поступили на конкурс, именно «Сельская честь» получила первую премию. Хотя, сам Масканьи так и не осмелился ее отправить — это без его ведома сделала жена композитора. И, наверное, композитор никогда не упрекал ее в этом, потому что после триумфальной премьеры оперы 17 мая 1890 года в Риме «Сельская честь» начала свой победный шаг по миру. К тому же именно с «Сельской чести» началось в свое время новое направление в оперном искусстве — веризм (когда в центре произведения — страсти, жизненные перипетии простых людей). Так, молодой Масканьи, даже не осознавая этого, приобщился к изменению некоторых оперных веяний.
Однако успех «Сельской чести» заключается в другом — в прекрасной музыке, эмоциональной и яркой, насыщенной гибкой и страстной кантиленой, близкой к народным песням. Как утверждал накануне премьеры дирижер, заслуженный артист Украины Мирон Юсипович, нет такого дирижера в мире, который не хотел бы руководить оркестром, исполняющим эту музыку. И поэтому и пением, и художественным оформлением (народный художник Украины Тадей Риндзак), и богатством костюмов (художник Оксана Зинченко), и хоровым исполнением (хормейстер Василий Кузнец), и во всем остальном львовяне пытались приравняться к музыке. Удалось ли им это, теперь будут судить не только львовяне, но и ценители оперы за границей.
Выпуск газеты №:
№89, (2007)Section
День Украины