Шаг к единству
Вчера в Киеве началась Всемирная конференция христиан, иудеев и мусульманВ Украину прибыло более 200 ведущих религиозных лидеров из 40 стран мира — Европы, Ближнего и Дальнего Востока, СНГ, США. Среди участников присутствуют христиане, мусульмане, иудеи, а также представители других религий. В заседаниях Конференции принимают участие как духовные, так и светские люди (в том числе, бизнесмены), которых объединило стремление поддерживать, пропагандировать в обществе толерантность и межконфессиональное согласие. Оргкомитет по подготовке Конференции возглавил главный раввин Израиля Йона Мецгер. В Украину прибыли такие деятели, как госпожа Беназир Бхутто (бывший премьер-министр Пакистана), Том Ридж (экс-секретарь внутренней безопасности США), Роберт Шулер (известный в мире священник-евангелист, блестящий проповедник), Музаммил Сиддик (член высшего Исламского совета Египта и Высшего совета мусульман в Мекке), Ройя Аканян (основатель Иранского центра по вопросам прав человека) и многие другие.
Главная цель высокого собрания состоит в том, чтобы выработать общий план распространения в мире идей неприкосновенности человеческой жизни, религиозного примирения, а также стратегию борьбы с экстремизмом, террором, угнетением, предубеждением и ненавистью. Как сказал перед началом Конференции настоятель Свято-Владимирского собора в Киеве, протоиерей Борис Табачик, «межрелигиозный диалог — самый сложный. Но обязательно нужно собираться, обсуждать болезненные проблемы и помнить уроки ХХ столетия — все, что тогда случилось, является результатом атеистического сознания. А примирится возможно только на религиозной почве. Очень приятно, что такая важная для всего мира Конференция проходит именно в Украине, в Киеве: нам давно пора расставаться со своей замкнутостью».
Проблема примирения остается чрезвычайно острой во всем мире, ибо в наше время религия все боле переплетается с политикой и оказывает существенное и далеко не всегда положительное влияние на жизнь общества во многих странах. Участники Конференции — независимо от вероисповедания или национальности — осуждают проявления всех видов религиозной дискриминации: религий, национальностей, держав.
Выступления участников Конференции открыл доктор Фаттах Шодиев (президент Глобального фонда демократии), который сказал: «Ситуация в мире сложная и противоречивая. Но я уверен, что сложившееся у многих мнение о том, что терроризм — это только попытка мусульман продемонстрировать свою идентичность, в корне не верна. Ибо миллионы мусульман хотят мира и свободы, и уважают другие религии. Таких людей значительно больше, чем радикалов, однако один радикал может стать виновником многих жертв и даже поставить мир на грань катастрофы».
Большое внимание привлекло выступление главного раввина Израиля Йоны Мецгера. По его мнению, долг всех религиозных деятелей заключается в том, чтобы сказать людям: «Ни один человек в мире не имеет права заявлять, что какое-либо другое государство не имеет права на существование». Все будет хорошо, когда все потомки Адама и Авраама, т.е. христиане, мусульмане и иудеи, будут жить согласно правилу: «Никогда не делай другому то, что не нравится тебе самому» (красть, убивать, завидовать и др.). Другими словами, нужно жить согласно десяти Заповедям. Ведь мы все — дети Божьи! Создавая людей, он готовил их к миру ... А что делается сегодня?». Во второй части выступления Йона Мецгер предложил участникам Конференции разработать новую межрелигиозную программу объединенных действий ради всеобщего мира. Что-то похожее на ООН, но только в религиозной сфере. Чтобы там рядом сидели духовные деятели Ирана, Татарстана, США и многих других стран, разрабатывали возможные пути разрешения религиозных конфликтов и тем самым помогали бы дипломатам. Это была бы первая подобная организация в истории человечества.
На заседании Конференции было зачитано обращение Католикоса всех армян Гарегина II. Он напомнил об одном из самых страшных преступлений ХХ столетия — о безвинной гибели полутора миллионов армян, и призвал всех участников к обсуждению взрывоопасных религиозных проблем современного мира. К сожалению, фундаментализм, который, по существу, является антиподом религии, не изжит и сегодня. Католикос заверил также, что Армянская Апостольская церковь всегда стоит за диалог, за мирное разрешение наисложнейших вопросов.
В заключение отметим, что Украина — весьма удачный выбор для проведения такого рода Конференции. С одной стороны, религиозная жизнь нашей страны, согласно международным рейтингам, свидетельствует о высоком уровне религиозной толерантности украинцев (в стране мирно уживаются представители более 100 различных религиозных направлений). К сожалению, это «мирное» сосуществование далеко не всегда приводит к совместным гуманитарным проектам, ко взаимопомощи церквей, к совместному решению общих проблем. Более того, наше наиболее многочисленное и традиционное религиозное сообщество — Украинская православная церковь — вот уже 15 лет разделено на несколько частей, которые откровенно, не по-христиански и без стеснения враждуют меж собой. Враждуют значительно больше, чем с представителями других конфессий и церквей — вопреки всем христианским заповедям. Что, конечно, вредит не только самим церквям и православному народу, но и обществу в целом. Еще одной застарелой «болезнью» украинского православия является чрезмерная и нескрываемая политизация религиозной жизни, которая усугубляет существующее сегодня в обществе настроение.
Однако надеемся, что проведение в Киеве Всемирной конференции христиан, иудеев и мусульман может и должно оказать на верующих украинцев различных религий и конфессий благотворное влияние. Вопреки прогнозам пессимистов, которые делают акцент на одном печальном факте: подавляющее большинство экуменических мероприятий до сих пор охватывает исключительно верхние церковные структуры. По крайней мере — в Украине.
В заключение, коротко перескажу мнение о церковном единстве нашего земляка, г-на Карамалака Петра, присутствовавшего на Конференции. Он считает, что ради достижения действительного согласия в чем бы то ни было, люди должны как можно больше общаться между собой. И — Боже сохрани — не выпячивать то, что отличает тебя от других. «В моем селе, в Бесарабии когда-то жили люди многих национальностей; все они общались между собой, все жили мирно, как соседи. В этом селе я получил, без всяких университетов, очень полезное образование — знаю украинский, русский, румынский и турецкий. Очень благодарен за это землякам!»
Выпуск газеты №:
№73, (2007)Section
Общество