Перейти к основному содержанию

Религиозная толерантность: «свои» и «чужие»

13 апреля, 19:26
В ХРАМЕ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

На днях в Отделении религиеведения Института философии НАНУ состоялась презентация и обсуждение результатов проекта «Мониторинг религиозной свободы в Украине (с особым вниманием к состоянию религиозной толерантности)», начатого и осуществленного специалистами информационно-справочного веб-портала «Религиозно-информационная служба Украины» (РИСУ, Львов). Этот портал был основан по проекту Института религии и общества львовского Украинского католического университета более шести лет назад и посвящен религиозной жизни Украины и украинцев (дома и за границей). Сегодня РИСУ ежедневно «посещает» более двух тыс. пользователей.

Упомянутый проект «Мониторинг религиозной свободы в Украине» осуществлялся при поддержке «Фонда содействия демократии» Посольства США в Украине. Результаты мониторинга продемонстрировали, что сегодня Украина отнюдь не является образцом в вопросе религиозной свободы, как кое-кто думает. Не можем мы гордиться и уровнем религиозной толерантности в обществе, без которой не может быть ни равенства, ни покоя, ни гражданской свободы для всех граждан страны. И потому, как убеждены авторы проекта, забота о толерантности должна быть одним из стратегических направлений внутренней политики государства. Но государственные мужи часто сами сознательно разжигают и используют религиозную нетерпимость, вражду, открыто демонстрируют свое вмешательство в религиозные дела в пользу той или иной церкви. Оно и неудивительно, ведь, как сказала в своем выступлении доктор философии Людмила Филиппович, «толерантность — это проявление внутренней культуры».

Проект «Мониторинг религиозной свободы в Украине» (далее — Мониторинг) выполнял функции накопления релевантной информации, анализа норм действующего украинского законодательства, осуществлял мониторинг выполнения или нарушения этого законодательства. Анализировалась также деятельность государственных структур в сфере религии, делались оценки состояния религиозной толерантности в стране и влияния на это состояние различных государственных институтов. Использовались региональные и центральные, светские и религиозные СМИ — как в сети интернет, так и в печатных изданиях (всего более 100 наименований). Эту кропотливую работу выполняли корреспонденты РИСУ в разных регионах Украины и волонтеры — студенты Украинского католического университета.

Особо подчеркнем, что в ходе выполнения проекта строго следовали основам непредвзятости и конфессиональной незаангажированности. Над проектом работали: Тарас Анташевский (руководитель проекта, директор РИСУ), Игорь Скленар — специалист по мониторингу, Лиля Ковалик-Васюта — сбор и обработка информации, Леся Коваленко — доктор права, эксперт по правовым вопросам проекта, и Максим Васин — магистр права, эксперт Института религиозной свободы.

Сбор и анализ довольно внушительной базы данных позволили львовской команде сделать выводы, которые отнюдь нельзя назвать позитивными. Несмотря на то, что, как известно, уровень религиозной свободы в Украине оценивается в международных рейтингах не худшим образом. Анализ накопленной базы данных позволил львовским исследователям предложить пакет мероприятий по улучшению состояния религиозной толерантности в Украине. Главные из них приводятся ниже.

1. Забота о толерантности граждан должна быть одной из стратегических основ внутренней государственной политики Украины. Сегодня же, несмотря на предусмотренные законодательством наказания за нагнетание нетерпимости и межрелигиозной вражды, многие как церковные, так и политические деятели открыто разжигают религиозные конфликты, демонстрируют в СМИ свое расположение к той или иной церкви или конфессии. Ни один из них до сих пор не был за это наказан. Львовские исследователи предлагают также ввести в программу вузов, где учатся студенты-законодатели, обязательный курс «Защита свободы совести».

2. Воспитание религиозной толерантности должно начинаться с семьи и школы. А Министерство образования не должно допускать проявлений нетерпимости в школе и с уважением относиться к праву родителей воспитывать своих детей на основах религиозной этики. Очень важным условием воспитания в учениках толерантности является использование соответствующих учебников истории — в школах не должно быть однобоких, искаженных и отражающих определенные предубеждения учебников истории.

3. СМИ Украины должны «развернуться» в сторону религиозной толерантности. И, в первую очередь, они должны забыть слово «секта», которое все религии мира воспринимают как оскорбление (наша просьба касается, помимо прочих, и «5 канала»). Институты и факультеты журналистики обязаны читать будущим журналистам солидные курсы, связанные с историей религии, толерантностью и правом каждого человека верить так, как он хочет. Или мы живем не в свободной стране?

4. Повышения религиозного образования требуют работники государственных органов всех уровней. Чиновники должны знать, что каждый имеет право на религиозную свободу и что именно они — государственные работники — должны защитить это право человека. Сегодня же слово «толерантность» употребляется весьма выборочно — в зависимости от преференций того или иного чиновника. Должно быть так, чтобы наименьшее неуважение к вере (любой вере) со стороны работников государственных органов было наказуемо. Весьма не толерантным является также обычай многих наших «новых верующих» чиновников публично демонстрировать свою принадлежность к той или иной церкви. Это должно быть сугубо личное, а не гражданское дело.

5. Принимая во внимание неудовлетворительное состояние религиозного образования, необходимо как можно чаще проводить различные межконфессиональные и государственно-конфессиональные мероприятия для согласования позиций, для заботы о гражданском согласии, в конце концов, — для расширения кругозора.

6. Во время обсуждения «Мониторинга» РИСУ речь шла также о недостаточной подготовке современных журналистов к архиважному делу — объективному и серьезному представлению в СМИ религиозной жизни страны. В связи с этим пан Антошевский сообщил, что в ближайшее время на веб-сайте РИСУ будут функционировать вспомогательные разделы, в частности, словари религиозных терминов, персоналий, религий и т. п.

Сегодня же наше общество, в том числе его избранники наивысшего уровня, очень далеки от понимания и практики истинной толерантности, от уважения к религиозной свободе каждой личности. Какая там толерантность, если все более-менее многочисленные конфессии «поделены» между фракциями ВР и на низших уровнях светской иерархии на «своих» и «чужих». Особенно перед выборами. По этому поводу Петр Ганулич выразил интересное мнение: государственно-религиозные отношения приобретают в Украине все более коммерческие черты: «Ты — мне, я — тебе». А настоящая культура межрелигиозного и религиозно-государственного общения в стране отсутствует.

Сейчас наши политики так заняты межпартийной борьбой, что игнорируют немало действительно важных общественных вопросов и общественных институтов. Так, в некоторых областях сворачиваются еще недавно весьма активные межконфессиональные советы; возрожден забытый и дискредитированный Государственный комитет по делам национальностей и религий, что, как считают, может привести к усилению контроля за религиозной жизнью со стороны государства. Едва ли не нормой стало полное безразличие органов правопорядка к фактам публичного нагнетания религиозной нетерпимости; почти не расследуются факты вандализма в храмах. Зарегистрировано немало случаев, когда правоохранители становятся на сторону тех, кто творит насилие и бесправие.

По мнению некоторых выступающих, в частности Юрия Решетникова (канд. философ. наук, консультант народного депутата, баптист), сегодня в ВР чувствуется новая тенденция — в законах, связанных с религией, «строиться» на законы России, которые, как хорошо известно, разделили всех российских верующих на «чистых» и «нечистых». Он напомнил присутствующим также о том, что предмет «Теология» снова исчез из списка предметов, изучаемых в университетах. То же самое отметил и пан Антошевский — Министерство образования всячески тормозит религиозное образование на всех уровнях. (Кажется, однако, что Министерство образования имеет серьезную причину для «торможения» — это критическое отсутствие соответствующих педагогических кадров. — К.Г. )

Безразличие власти к религиозным делам (особенно в перерыве между двумя выборами) проявляется во многих аспектах. Так, подготовленный большой группой светских и церковных ученых новый законопроект «О свободе совести и религиозных организациях» никак не попадет на обсуждение Верховной Рады. Пессимисты же считают, что в процессе обсуждения и принятия в этот законопроект будут внесены изменения, которые перечеркнут все его позитивы. Законодатели и чиновники перестали интересоваться также оценками и предложениями межконфессионного Всеукраинского cовета церквей и религиозных организаций, как это было ранее, и многим другим. Что здесь может помочь, так это общественный контроль за процессами принятия соответствующего законодательства, а также образование постоянно действующих комиссий, в состав которых вошли бы как церковные люди, так и представители правительства и т. п. (Но где у нас этот общественный контроль? Где общие комиссии?)

В завершение отметим, что львовский РИСУ — лучший портал, посвященный религиозным украинским делам, спроектирован и реализован специалистами высокого класса. Особенно стоит подчеркнуть, что хотя большинство из них — греко-католики, это отнюдь не помешало им открыть «двери» на страницы своего портала представителям других конфессий и религий. Тем более, что портал работает на нескольких языках. РИСУ постоянно расширяется — почти каждый день там появляются новые темы, разделы, персоналии. Еще один амбициозный план основателей РИСУ — отстаивать мораль в интернете, давать пользователю только «честные тексты». Очень обнадеживает и то, что там сотрудничают люди разных религий и конфессий (в частности, там печатаются священники УПЦ МП и др.)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать