Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сергей ОДАРИЧ: «На самом деле в БЮТ нет и намека на демократию»

06 марта, 19:47
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Сергей Одарич уже больше трех месяцев находится на должности мэра Черкасс. Стране он стал известен этим летом (хотя в политике давно), когда в открытом письме к Юлии Тимошенко потребовал очистить БЮТ от таких «раскрученных» политиков, как Богдан Губский и Владимир Олийнык. В результате из БЮТ пришлось уйти самому Сергею Одаричу. Про черкасские предвыборные баталии узнала вся Украина, и 5 ноября 2006 года Сергей Одарич стал мэром Черкасс.

Сейчас жители Черкасс удовлетворены своим избранником. Поэтому мы решили узнать у Сергея Олеговича его мнение по поводу нынешнего состояния так называемой украинской политической арены и не только. Встреча происходила в Черкассах. Сергея Одарича пришлось немного подождать, но извинившись, он объяснил свое опоздание важной встречей с представителями «Черкассыинвестстрой». После вручения подарка от редакции — книги из серии «Библиотека газеты «День» — у Сергея Олеговича было хорошее настроение, поэтому беседа проходила в приятной и в то же время официальной атмосфере.

— Сергей Олегович, вы пришли в политику в конце 80 х — в начале 90-х годов. Этобыло поколение максималистов, национальных демократов. Как видим, на последних выборах они проиграли. Как вы считаете, почему?

— Национал-демократы никогда, в принципе, и не выигрывали. Если говорить о парламентских выборах 2006 года, то я думаю, что такой результат был обусловлен двумя факторами — завышенными ожиданиями от Президента Ющенко и не всегда профессиональной работой его должностных лиц (членов правительства, губернаторов, руководителей районных администраций). С одной стороны столкнулись завышенные ожидания, а с другой — часто непрофессионализм, иногда та же самая коррупция, которая была в период президентства и Кучмы, и Кравчука.

— Как вы думаете, почему тот Рух, который образовался в начале 90-х, был обречен на проигрыш?

— Рух сам по себе — это явление временное. В него объединялись люди для того, чтобы разрушать. Это происходило во всех странах, и Украина тут не исключение. То же самое было в Балтийских странах, Польше, и несмотря на то, что в польском парламенте «Солидарность» как партия сегодня номинально существует, но это совсем не та «Солидарность», существовавшая там в 80 х — 90-х годах. Рух — этообъединение протеста против монополии на власть, политику, свободу слова и так далее. И на этапе, когда была провозглашена независимости Украины, когда имели место демократические реформы путем внесения изменений в Конституцию, создали парламент — тогда Рух должен был заявить о прекращении деятельности. Далее все бывшие участники движения должны были реализовывать себя в различных политических партиях, потому что в Рухе объединялись сторонники левых и правых взглядов, то есть на этапе строительства у каждого из них была своя политическая ниша. Я думаю, что в значительной степени благодаря харизме, личному лидерству Чорновила Рух еще длительное время продолжал существовать, но, по сути, уже не мог выполнять функцию такого объединяющего, единого национал-демократического фронта.

— Как отображается на вашей деятельности политическая реформа?

— На мою деятельность как мэра она никак не повлияла. Хочу сказать, что я всегда был сторонником парламентской модели. В период обсуждения проекта Конституции возглавлял аналитический фонд «Украинская перспектива», где мы издавали целый ряд публикаций, аналитических материалов и показывали, отстаивали позицию, почему для Украины важна парламентская модель, а не президентская. К сожалению, тогда, в 1996 году, мы проиграли. Я считаю, что события конца 2004 года, когда была принята реформа, и сегодняшние события — это нормальный процесс. Парламентская модель для Украины значительно более выгодна, нежели президентская.

— Как вы считаете, не поспешили ли с партийным принципом формирования местных советов?

— Я считаю, что нет, ведь мы должны к этому прийти. Да, сегодня набиваем себе много шишек.

— Все партии столкнулись с тем, что у них просто нет кадрового резерва, который можно было бы представлять в советах. И это вынуждает партию уже сегодня готовиться к следующим выборам, подбирать кадры, готовить их для того, чтобы, приходя в органы власти, они могли эффективно работать и не позорить имя этих политических сил.

— После принятия решения о снижении тарифов на квартплату руководство Черкасской ТЭЦ заявило, что готовит судебный иск к городской власти. Как вы к этому относитесь?

— Спокойно. Я уже больше трех месяцев работаю на этой должности, и уже было два или три иска. На самом деле, сегодня у нас нормализуются отношения с арендаторами Черкасской ТЭЦ. Мы, со своей стороны, начали с ними сотрудничать и впервые за 15 лет получили доступ на предприятие (Черкасскую ТЭЦ). До этого было постоянное противостояние между городом и ТЭЦ. Я считаю, что на сегодняшний день у нас нормальные рабочие отношения, и если есть какие-то конфликтные ситуации, то мы их, как правило, мирно решаем. А когда не находим понимания — идем в суды, однако этот процесс судебных споров носит конструктивный характер, то есть это не приводит к тому, что «вы на нас в суд, а мы вам здесь что-то перекроем».

— Но ведь коммунальщики заявили, что в результате принятого советом решения уже через месяц-второй в квартирах жителей Черкасс исчезнет горячая вода и раньше времени закончится отопительный сезон. До какой степени подтвердятся их прогнозы?

— Это мифы, которые появляются неизвестно откуда. Нужно искать различные способы уменьшения затрат и экономии. Я могу об этом говорить, потому что сам непосредственно четыре года руководил одним из черкасских предприятий. За это время на Черкасском деревообрабатывающем комбинате мы уменьшили потребление газа на 40%. И это без строительства новых котельных и так далее — только меры по энергосбережению. А начинали мы с самого простого — четкий учет производимого, сокращение расходов, изменение режимов работы существующих котельных. И нам удалось буквально за два с половиной года выйти на экономию около 40%. То же самое должно происходить и на Черкасской ТЭЦ, в Теплокоммунэнерго. К сожалению, большинство чиновников, руководителей коммунальных предприятий никогда в таком направлении не думали. Они всегда считали, что нужно просто поднять тарифы, получить субсидии, какие-нибудь доплаты, финансовую помощь, а смотреть, в первую очередь, нужно в корень затрат, сокращая их.

— А какими еще способами вы собираетесь покрывать нехватку средств для коммунальщиков?

— С одной стороны, уменьшать затраты, а с другой — в период, пока это уменьшение происходит, находить средства в городском бюджете из других ресурсов для перекрытия разницы в тарифах. В частности, от проведения аукционов на право аренды коммунального имущества или земли. Ведь приблизительно через 10—14 дней проект постановления об их проведении будет вынесен на рассмотрение городского совета. Если депутаты поддержат, то мы сможем в течение месяца-двух после этого уже провести первые аукционы.

«ПРАКТИКА ЗАКРЫТЫХ СЪЕЗДОВ НЕПРИЕМЛЕМА ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ»

— Какие у вас отношения с Юлией Тимошенко? Помог ли вам ее приезд в Черкассы принять решение?

— У меня с Юлией Тимошенко рабочие отношения. У нас нет дружбы и нет войны. В чем-то мы являемся единомышленниками, а в чему-то у нас разные взгляды. Безусловно, это была моя просьба, чтобы Юлия Тимошенко приехала в Черкассы и навела порядок во фракции своего блока. Потому что, декларируя в программе на словах принцип прозрачности в земельных отношениях, фракция БЮТ в Черкассах занимала диаметрально противоположную позицию. Для того, чтобы принудить все-таки депутатов проголосовать за открытость в земельных отношениях, за аукционы, я и пригласил Юлию Владимировну приехать в Черкассы. И именно это дало возможность проголосовать, хотя уже следующая сессия без Тимошенко, которая состоялась на прошлой неделе, показала, что ее же депутаты пытаются отыграть назад принятые решения. Следовательно, порядок во фракции она не навела. Партия как была настроена по собственному усмотрению раздавать землю, так и до сих пор настроена.

— Какие шаги Юлии Владимировны, по вашему мнению, являются опасными?

— С моей точки зрения, самым опасным является отсутствие демократии в середине блока. То есть Блок Тимошенко построен по принципу командной вертикали, где областные, городские, районные, сельские структуры лишены вообще возможности влиять на принятие решений. Процесс происходит таким образом: неизвестной группой лиц в Киеве на закрытых съездах или политсоветах принимается какое-то решение, а далее по телефону спускаются директивы вниз. Поэтому местные организации по существу не могут их ни обсуждать, ни принимать. Это очень опасная тенденция. В свое время, за полгода до выборов 2006 года, мы общались с Юлией Тимошенко, и она пригласила меня возглавить состав ее блока в Черкасской области. Около часа обсуждали с нею эти моменты. Я высказывал свою обеспокоенность, что, по сути, партии как таковой не существует — есть Юлия Владимировна и есть люди, которые должны выполнять непосредственно ее указания или близкого окружения. Поэтому сказал ей, что готов присоединиться при условии, что мы будем строить нормальную партию со внутренними демократическими процедурами, у каждого члена которой есть право голоса и возможность влиять на принятие решений. Со стороны Юлии Владимировны было задекларировано, что именно это ей необходимо. Однако трехмесячная моя работа на должности руководителя местного штаба показала, что, к сожалению, Юлия Тимошенко и ее ближайшее окружение не готовы к прозрачности в работе, к внутренней демократии. Ведь все вопросы, связанные с формированием списков кандидатов в Верховную Раду, рассматривались только за закрытыми дверями, и вообще не выносились на обсуждение в областях. И я, будучи включенным в проходную часть списка под 107-м номером, узнал об этом с сайта Центральной избирательной комиссии после регистрации. Это я, начальник областного штаба, то есть один из 27 ключевых фигур в избирательной кампании, не знал даже о том, включен ли в список кандидатов.

— А что под 107-м номером, это вас не обидело?

— Нет, меня это абсолютно не обидело. Более того, у меня и особого намерения работать в Верховной Раде не было, поскольку у меня было в Черкассах два крупных предприятия, которыми хотел и в дальнейшем заниматься. Также у меня была тут молодая баскетбольная команда «Черкаські Мавпи», которую еще нужно было «раскручивать» на тот момент, поэтому переезд в Киев не слишком интересовал. Меня обидела не позиция — меня оскорбил подход, то есть кулуарность, закрытость. Просто я сам проходил закрытые съезды. В свое время в Рухе настал такой момент (это ориентировочно в 1994-м или 1995 году), когда Вячеслав Чорновил положил начало практике закрытых съездов, политсоветов. Я считаю, что это неприемлемо для политической партии. Все должно происходить открыто, прозрачно. Если есть внутренняя дискуссия, разные точки зрения, позиции в партии — не нужно бояться показать это обществу.

— То есть вы хотите сказать, что все то, что Юлия Владимировна говорит о демократии, открытость — это только слова, популизм?

— Это только декларации. На самом деле в БЮТ нет и намека на демократию. Это я могу утверждать как человек, который был в той среде, более того — это было причиной, почему я сложил полномочия руководителя штаба и отказался баллотироваться в списке в Верховную Раду.

— Как вы считаете, сможет ли что-то изменить в лучшую сторону новая коалиция БЮТ с остатками «Нашей Украины»?

— Ничего не изменит. Она все равно носит декларативный характер. Давайте рассмотрим на примере Черкасс. В нашем городе БЮТ заключил коалицию с Партией регионов и коммунистами. Эти три силы сформировали Исполнительный комитет. Два заместителя городского председателя — представители от БЮТ, два — от Партии регионов и один — от коммунистов. Партийца от «Нашей Украины» даже не допустили к голосованию в состав Исполкома. Поэтому реальные шаги в Черкассах БЮТ может делать только в коалиции с «Регионами». Они всегда совместно голосуют на сессиях городского совета, сформировали большинство в Исполнительном комитете. Существование декларации об объединении БЮТ с «Нашей Украиной» ничего не изменит, все равно БЮТ в Черкассах как работал с Регионами, так и будет работать.

«СИЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ ЗАСТАВЛЯЕТ ВЛАСТЬ ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ВЕЩИ»

— Видите ли вы что-то позитивное в правительстве Януковича? Возможно, что-то негативное?

— Мне сложно судить об этом. С одной стороны, импонирует то, что достаточно быстро была сформирована команда, которая взяла под контроль все ключевые направления. Следовательно, подход решительный, боевой и это, скажем, радует. Но при этом есть некоторые вопросы, которые очень тревожат — это опять введение разнообразных распоряжений по линии налоговой администрации. Беспокоит меня как руководителя ситуация с деятельностью Тендерной палаты. На сегодняшний день есть несколько решений, которые просто делают невозможным проведение тендеров по закупке за средства городского бюджета. Представьте себе, сейчас нашему коммунальному предприятию, не зарабатывающему денег, а просто предоставляющему услуги, чтобы участвовать в тендере, нужно заплатить 100 тысяч гривен на счет тендерного комитета. И это только за участие. У предприятия нет таких денег. Я понимаю, что когда проводишь какой-нибудь аукцион для желающих что-то приобрести (землю, недвижимость, предприятие), они должны платить страховой взнос, который бы подтверждал их готовность участвовать в этих торгах. В этом случае речь идет о том, что деньги должен платить тот, кто и в дальнейшем хочет заплатить, чтобы что-то приобрести. А в данном случае мы вынуждаем давать деньги, причем немалую сумму, организацию, рассчитывающую их получить. Поэтому на сегодняшний день эта позиция по тендерам делает вообще невозможным проведение конкурентных тендеров.

Плюсом правительства Януковича, я считаю, является то, что он понял, что необходимо двигаться к постоянному, регулярному повышению уровня доходов граждан. В конце года, помню, была очень острая дискуссия в ходе принятия бюджета, в которой я также брал участие. В один день и Президент собирал руководителей регионов, и Янукович. Но, в результате, как раз в тот бурный день все-таки правительство приняло решение о внесении изменений в бюджет. Там предусматривалось трехэтапное повышение минимальной заработной платы. И последние заявления правительства о том, что оно готово уже с апреля проводить это повышение, я считаю большим позитивом, потому что у нас сейчас нет проблемы высоких тарифов, высоких цен. В Украине сегодня есть проблема низких доходов. Поэтому, по моему мнению, в первую очередь, необходимо обратить внимание на то, как людям больше зарабатывать и как пенсионерам получать пенсию по выше.

— Как вы считаете, есть ли сейчас на политической арене тот, кто мог бы действительно что-то изменить к лучшему, возможно, какая-то политическая организация?

— Любая политическая организация способна что-то изменить к лучшему. Иллюстрация к этому — события последних нескольких месяцев. Вот происходит сегодня жесткая конкуренция между Партией регионов, с одной стороны, и БЮТ, с другой. Началась очень активная фаза борьбы за тарифы. Юлия Тимошенко подняла это знамя и давай по регионам ездить и уменьшать тарифы. Партия регионов поняла, что они как власть проигрывают в этом и наперегонки помчалась силами прокуратуры, инспекций по ценам тоже контролировать, проверять обоснованность тарифов. Вот пример, когда открытая, публичная конкуренция в политике приводит к позитивным результатам. И потому я убежден, что за два-три месяца все тарифы по Украине станут обоснованными, будут сняты лишние расходы, незаконные «накрутки», которые, к сожалению, в большинстве регионов имели место. Другой пример: Ющенко говорит о том, что нужно поднимать минимальную заработную плату. Увидев это, Азаров наперебой заявил, что они даже раньше начнут, чем Президент, следовательно, идет нормальный процесс. Поэтому любая сила способна принести что- то новое и лучшее. А для того, чтобы было поменьше ошибок, и чтобы политическая организация, приходящая к власти, работала с пользой, должна быть сильная оппозиция, потому что только ее наличие заставляет власть делать правильные вещи.

— Что, по вашему мнению, сейчас более необходимо Украине: стабильность в виде правительства Януковича или радикальные изменения (роспуск парламента, перевыборы)?

— Понятие стабильности — придуманное, мифическое. Стабильность держится на простых людях, на начальниках управлений, директорах заводов, предприятий и тому подобное. Мы приблизительно с марта по август прошлого года жили, по сути, без правительства и не знали, какое будет правящее большинство в Верховной Раде. Продолжались одни переговоры, вторые и ничего — государство себе стабильно жило, возможно, даже стабильнее, нежели сегодня при правительстве. Поэтому я сразу отбрасываю эту тему стабильности — нестабильности. А что касается революционных изменений, то я не вижу, каким образом изменения могут произойти. Если и проведем мы сейчас перевыборы, то в Верховной Раде получим почти тот же самый расклад. Может, немного меньше получит Юля, меньше возьмет «Наша Украина», но появятся новые политические силы в «оранжевом» спектре. Однозначно получит голоса Луценко, я уверен, что на этот раз получит голоса «правица» (или в форме УНП или в еще какой-либо). То есть будет меньше у Тимошенко и «Нашей Украины», зато будет больше у Луценко и Костенко. То же самое касается «бело- синего» лагеря. Возьмут немного меньше Регионы, зато проскочит Витренко. Может, не попадут социалисты, но за счет их, возможно, больше возьмут коммунистов. Однако принципиально между этими двумя лагерями состав сил не изменится. Так они «крутятся» приблизительно пятьдесят на пятьдесят: «оранжевые» — «бело-синие». И вообще, я считаю, что за полгода и даже за пять существенно эта пропорция не изменится. Поэтому радикальных изменений не будет. Будет радикальный процесс, в результате которого не произойдет никаких сдвигов.

— В четверг в Черкассы приезжал господин Черномырдин. Скажите, что его интересовало?

— Посол России приехал, прежде всего, вручить ветеранам ВОВ награды Российской Федерации. Было несколько боевых наград, но в основном — это юбилейные медали, посвященные 300-летию Санкт-Петербурга. Ими были награждены жители Черкасс, участвовавшие в защите Ленинграда во время Второй мировой войны. Кроме того, мы, конечно, пообщались на тему вопросов о сотрудничестве между Черкассами, нашей областью и разными регионами России. Планируем, возможно, уже в мае заключить договор о сотрудничестве между Черкасской и Ленинградской областями. Также речь шла об укреплении связей между городами — между Черкассами и Санкт-Петербургом, Оренбургом. Поэтому будем развивать это сотрудничество, ведь это позволит привлечь дополнительные средства, инвестиции в Черкасский регион.

ПЕРВЫЕ СТО ДНЕЙ

— Каким достижением на посту мэра вы уже можете похвалиться? Что из запланированного не удалось сделать?

— 100 дней на посту городского председателя — это очень мало для того, чтобы что-то серьезное сделать или не сделать. По- видимому, мое самое большое достижение — это то, что мы впервые приняли прозрачный и перспективный бюджет города, заложив те статьи расходов, которые никогда не закладывались. Мы запланировали три миллиона гривен на строительство социального жилья, около двух миллионов на разработку и корректирование генерального плана, а также на определение правил застройки города, то есть стратегические цели. Впервые предусмотрели средства на строительство новых улиц, потому что город может еще год-два просуществовать в таком состоянии, а дальше превратится в Киев, Москву, то есть со сплошными выбоинами на дорогах, поездками по тротуарам и тому подобное. Для того, чтобы этого не случилось, мы определили несколько улиц, которые уже в этом году должны быть сделаны, ведь благодаря этому разгрузятся от транспорта магистрали города с наиболее интенсивным движением. Мы запланировали средства на приобретение новых единиц в троллейбусный парк, потому что в течение 11 лет троллейбусы не покупались в Черкассах. Первые приобрели в январе этого года и планируем еще до конца года получить восемь-девять новых единиц. Поэтому я считаю, что это самое важное, что удалось сделать, потому что без планирования будущего, без инвестиций в инфраструктуры город просто будет обречен латать дыры. И чтобы зря не выбрасывать эти деньги, необходимо вкладывать их в будущее. Думаю, что успешный бюджет мы приняли благодаря тому, что работали в двух направлениях: с одной стороны — сокращение расходов, а с другой — увеличение доходов. И нам удалось как в одном направлении продвинуться, так и во втором.

— На каком этапе развития находится сейчас программа совершенствования медицинской сферы города?

— Мы уже утвердили новую программу, в корне отличающуюся от предыдущей, и уже с начала этого года начали реформирование медицинской области. Существует несколько направлений. Во-первых, специализация больниц. Мы их четко разделим на лечебные учреждения трех уровней. Первый уровень — это неотложная помощь, куда входит больница скорой помощи, которой сейчас действительно нет, и родильные дома. Второй уровень — больницы плановой помощи, то есть учреждения, где необходимо проводить какие-то медицинские операции и где пациенты не находятся в критическом состоянии и могут планировать свое лечение на неделю, месяц. Среди этих больниц также определить четкую специализацию. Третий уровень — это оздоровительный уровень, то есть места, больницы, санатории, где пациенты проходят период восстановления (восстановительная медицина, послеоперационная, профилактическая). Там должен быть средний медицинский персонал, нормально выполняющий свою работу. Во-вторых, создание современного диагностического центра. На него выделили средства из городского бюджета, и на сегодняшний день есть договоренность с правительством, что оно примет участие в финансировании приобретения современного оборудования.

— Когда услуги в лечебных заведениях станут платными, ведь вы об этом раньше заявляли?

— Некоторые решения Исполкома уже есть, и сейчас проходят согласование. Подход такой: неотложная медицинская помощь предоставляется только за счет городского бюджета, а все, что касается поликлиник, планового лечения — может финансироваться как из городского бюджета, так и за счет пациента. Но если речь идет о совместном финансировании и где-то пациенту нужно платить, то решение Исполнительного комитета должно быть четко определенным, какая услуга предоставляется, сколько она стоит и куда осуществляется оплата. Словом, город оплачивает помещение, оборудование, заработную плату персонала и тому подобное, а пациента мы просим оплатить стоимость медикаментов, необходимых ему для лечения. А их цена (например, пленки для рентгена — 12 гривен) должна быть утверждена, опубликована в газетах, написана на стендах. Тогда у врача не будет никакой надобности просить пациента, чтобы тот сходил в киоск и купил эту пленку значительно дороже.

— Сделает ли это решение невозможным взяточничество?

— Это уменьшит количество взяток. Опала сегодня состоит из двух частей: взятка и компенсация расходов. И это не только проблема Черкасс, а и всей страны. Следует наконец на государственном уровне честно сказать людям, что государство не способно, не имеет и не будет никогда иметь возможности полностью оплачивать медицинские услуги. Поэтому нужно четко определить пропорцию оплаты, разумно распределить ее между государством и пациентом. А что касается взяток, то с ними значительно сложнее бороться, потому что большинство их носит ментальный характер. Ведь у нас почему-то укоренилась точка зрения, что врачу нужно что-то подарить, отблагодарить за труд. С этим можно будет бороться только тогда, когда мы введем по всей Украине страховую медицину, что предусматривает платное лечение, которое будет оплачиваться страховыми компаниями. В результате этого заработные платы медиков станут легальными и высокими, и тогда отпадет необходимость дополнительной отплаты врачу.

— Какая работа ведется по восстановлению аэропорта?

— В прошлый четверг состоялся очередной визит комиссии по сертификации аэропорта. Мы устранили уже все замечания, кроме одного. Нам осталось еще возобновить полноценную работу метеостанции. И я думаю, что до конца марта мы уже сертифицируем аэропорт. Это не значит, что с апреля начнут летать, но возможность такая появится, и я думаю, что после этого мы сможем наконец привлечь инвесторов для реконструкции аэропорта и вывода его на абсолютно иной качественный уровень.

— Сколько внимания уделяете развитию гуманитарного блока: образованию, краеведению?..

— На сегодняшний день очень мало. Я, к сожалению, сейчас больше занимаюсь политическими вопросами — это работа с депутатским корпусом, потому что значительная часть депутатов еще и до сих пор не хотела бы меня видеть городским председателем. И второй блок, на который я обращаю основное внимание — это работа коммунальных предприятий, содержание жилищного фонда. Но я убежден, что со временем, при упорядочении работы в городском совете и с коммунальными хозяйствами, больше времени будет уделяться гуманитарному направлению.

— Какой образ Черкасс вам удалось создать за этот период? Благодаря чему знают и узнают Черкассы в других регионах страны?

— Во время пребывания на должности городского председателя мне, к сожалению, не удалось пока что прославить Черкассы. Я думаю, что некоторые черкасские политики путем срыва выборов мэра дважды за прошлый год «раскрутили» славу Черкасс (в кавычках) и не только в Украине — в Европе тоже, потому что Совет Европы интересовался нарушениями прав избирателей Черкасс в 2006 году. Если говорить о том, что удалось мне, то я считаю своим активом создание и «раскрутку» баскетбольной команды «Черкаські Мавпи», которой месяц тому назад исполнилось только три года, но о ней уже знает вся Украина и часть Европы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать