Первая монография на тему графики за последние 15 лет
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070131/417-2-2.jpg)
Недавно я со своей родственницей-студенткой факультета истории искусств университета города Лозанны (Швейцария) повсюду искали книги об украинской живописи ХХ века — она пишет магистерскую работу о творчестве художника- авангардиста Александра Богомазова. Нашли только две-три. Остальные пришлось одалживать у профессоров и копировать. Как выяснилось, те издания, хотя и написаны большей частью иностранными учеными в сотрудничестве с нашими отечественными, однако почти все напечатаны за рубежом и их значительно легче найти в библиотеках Женевы, Мюнхена или Парижа...
Поэтому понятно, что презентация книги Ольги Лагутенко «Українська графіка першої третини ХХ століття», которая 30 января состоялась в выставочном зале Фонда содействия развитию искусств, стала событием. «Художественные выставки открываются ежедневно, а то и по три в день, а вот новые книги мы представляем реже одного раза в полгода», — отмечает член Союза художников Украины Алексей Роготченко. Кстати, за последние пятнадцать лет ни одной большой монографии на тему графики не напечатано.
«Українська графіка першої третини ХХ століття» издана в молодом перспективном издательстве «Грані-Т» при поддержке того же таки Фонда содействия развитию искусств. Визуальный ряд (плакаты, обложки, визитки, эскизы, наброски, рисунки) собирался более 10 лет по частным архивам, хранилищам библиотек и музейным сборникам. «В 1987 году, когда я работала над одной из выставок в Одесском литературном музее, увидела большое количество невероятно красивых книжек с интересными обложками, — рассказывает Ольга Лагутенко. — Так возник интерес к графике. А потом начались, так сказать, «полевые исследования», которые стали темой моей кандидатской работы, а впоследствии и первой книги об украинской книжной обложке. К слову, после ее выхода получила отзывы из Британской библиотеки в Лондоне, из Славянской библиотеки в Праге, из Института восточноевропейских культур в Лейпциге, в которых речь шла о том, что тамошние специалисты были приятно поражены, насколько изысканной является украинская графика начала ХХ века. Надеюсь, что моя монография также вызовет интерес».
«Эта работа прежде всего ценна тем, что в ней речь идет о графике как художественном феномене, — говорит заведующая отделом Института искусства имени Максима Рыльского НАН Украины Татьяна Кара-Васильева. — Михаил Бойчук, Георгий Нарбут, Василий Кричевский... Автор подчеркивает, что каждый из них, может, шел разными путями, однако все они формировали основы украинского национального искусства именно в контексте европейского».
Издательство «Грані-Т» планирует в этом году также издать презентационный альбом этого же автора: тема останется той же, только увеличится визуальный ряд и комментарии и акценты будут несколько другими.
Выпуск газеты №:
№17, (2007)Section
День Украины