Ремонту не подлежит...
Смена модели государственного управления: риски и потериСмена модели государственного управления, под которой следует понимать формальный отход от президентской формы и переход власти к Кабинету Министров Украины при правовой поддержке Верховной Рады Украины, заставляет раз за разом обращать внимание на позитивные/негативные последствия, на перспективы развития для украинского народа.
Почему-то термин «перспектива», постоянно употребляемый в политической риторике, по большей части понимается в позитивном смысле. В то время как есть и другая сторона перспективы: это и риски, и потери.
Вполне очевидной и желательной для власти должна быть стратегия избежания возможных рисков, потерь и утверждения позитивного вектора развития.
Предметом дискуссий в этом контексте могут быть «социальные сдвиги», среди которых доходы населения, пенсии, тарифы на коммунальные услуги и тому подобное, вплоть до вопиющих проблем социального расслоения. Что касается рисков экономического развития, то здесь непочатый край работы, начиная с потерь государственной собственности на стратегические объекты и сферы, поддержки государственным бюджетом объектов частной собственности и заканчивая проблемами темпов экономического роста, роста инфляции, дальнейшей приватизации и продажи земли, ценообразования и тому подобное.
В этом море проблем нигде не просматривается целенаправленность деклараций и действий во имя украинской нации. Приходится констатировать, что до сих пор нет приемлемой стратегии (выработанной Президентом и/или правительством) и понятных приоритетов деятельности власти.
Так есть ли стратегия, и какая она для украинцев?
В программных документах, с которыми на президентские выборы- 2004 шел В. Ющенко, указывалось, что такой стратегией видятся «Десять шагов навстречу людям», куда входят: создание пяти миллионов новых рабочих мест; обеспечение приоритетного финансирования социальных программ; увеличение бюджета — уменьшение налогов; заставить власть работать для людей, провести решительную борьбу с коррупцией; создать безопасные условия для жизни людей; защитить ценность семьи, уважение к родителям и права детей; содействовать духовности, упрочению моральных ценностей; содействовать развитию украинского села; повысить боеспособность армии, уважение к людям в погонах; проводить внешнюю политику в интересах народа Украины («Урядовий кур’єр», 14 сентября 2004, с.5).
Действующий сегодня премьер- министр, а на то время кандидат в президенты В. Янукович, провозглашал курс на... надежное будущее. С последним связывалась достойная жизнь ветеранов, достатки пенсионеров, полноценность жизни инвалидов, упрочение семьи, забота о детях и детях-сиротах, обеспечение прав вкладчиков банков, строительство дорог в сельской местности, поднятие престижности и оплаты труда учителя, медика, работника культуры и ученого, дальнейшее развитие украинского книгопечатания, киноискусства, театра, народного творчества, библиотек, музеев и архивов, последовательное утверждение государственного статуса украинского языка, обеспечение свободного развития русского языка; снижение налога на добавленную стоимость до 12 процентов, увеличение инновационно-инвестиционного ресурса экономического роста путем ускоренного развития финансовой инфраструктуры, банковского сектора, фондового рынка и системы корпоративного управления, возрождение высокой морали и патриотизма и так далее. («Урядовий кур’єр», 10 сентября 2004 г., с.4).
По каждому из десяти приведенных «шагов», как и пунктов «надежного будущего», можно было бы проводить не одну конференцию или семинар и дискутировать на предмет реальности выполнения поставленных задач и достижения отмеченных приоритетов. Но наш вопрос заключается в том, можно ли перечень пусть и злободневных вопросов-проблем сводить к новому курсу — стратегии нового Президента.
Убежден, что приведенный материал из предвыборных программ обоих кандидатов на должность президента Украины останется актуальным и на будущие выборы 2009 г.
Стратегия как курс может быть реальным документом, понятным для всех общественно-политических сил, когда она подкреплена ресурсно интеллектом, материалами, финансами, кадрами и тому подобное.
Стратегия — это конкретные шаги, действия, за которыми просматриваются пусть пока небольшие, но все же достижения и победы. Можем ли мы сегодня говорить хотя бы об одной из таких побед на любом из отмеченных в программных документах фронтах: экономическом, социальном, культурно-духовном и так далее?
Накануне празднования 15 й годовщины провозглашения независимости Украины Президент в своем Обращении к украинскому народу отметил целый ряд достижений этого периода. Среди названных достижений в области демократических преобразований Президент также обратил внимание на экономический рост, в соответствии с которым демонстрируются передовые для европейских стран экономические показатели. «С начала 2006 года рост валового внутреннего продукта составил 5,5%, а в июле — 7,7%. Растут реальные доходы простых людей — только за первое полугодие 2006 года — на 20%. Стабильна украинская гривня. У нас самая низкая в истории украинской независимости безработица. В страну пришли иностранные инвестиции. И, как признак устоявшегося роста благосостояния, — с начала 2006 года постоянно растет рождаемость».
Но вот пришел август, а с ним и В. Янукович, в выступлении которого перед членами Кабинета Министров Украины диссонансом прозвучали проблемы: разбалансированности бюджета, фискального давления, дефицита бюджета, нехватки средств для выплаты пенсий военнослужащим и для покрытия расходов местных бюджетов на энергоносители, задолженности по зарплате, роста инфляции, стоимости жилья, лекарств, коммунальных платежей; роста цен на энергоносители, тарифов на коммунальные услуги и подорожания жизни.
Кроме названных премьер-министром Украины проблем, эту непривлекательную картину дополняет негативный инвестиционный климат и имидж Украины в мире с существенным замедлением всех макроэкономических показателей.
Логическим продолжением отмеченной сюжетной канвы было бы представление перспектив развития страны Верховной Радой Украины, но, впрочем, выступление любого из народных депутатов может быть показательной иллюстрацией отображения определенных политико-бизнесных интересов одной из клановых групп, причастных будто бы к демосу.
Противостояние, а это факт очевидный, между главными институтами власти: Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины, Президентом Украины и Верховной Радой Украины при определенной политической катодизации украинского общества порождает разночтение стратегических векторов развития.
Если это не правительственный кризис, тогда что?!
Бытует мнение, что с принятием законов о Президенте Украины, Кабинете Министров Украины, Верховной Раде Украины будет преодолено противостояние, а с ним и кризисные явления. На наш взгляд, принятие законов, пусть даже таких важных, как вышеупомянутые, не является панацеей. Они являются всего лишь правовыми рамками, которых в большинстве случаев «слуги народа» и не придерживаются. Это не что иное, как неверное понимание природы конфликта интересов и подмена их институционной окраской, обрамление в национальные цвета.
Сколько векторов-стратегий уже знала Украина! Она должна быть (— есть) и рыночно ориентированной, и социально обеспеченной, и направленной в ЕС и в ЕЭП, и нейтрально- внеблоковой. Нет только стратегии на интеграцию украинца в Украину.
По сути, в независимой Украине, несмотря на все декларации, воззвания, обращения и другие атрибуты самостоятельности, мы имеем дело с неоколониализмом, к которому причастны все предыдущие правительства и президенты вместе с действующей сегодня властью.
Современный истеблишмент, люди Власти, не стремятся создавать свойственный историческим и национальным традициям общественно- политический строй Украины, а заполняют ниши постсоветской системы, не видоизменяя последней. Стратегия понятна: деньги— власть—деньги. Эта метаморфоза бесконечна в искусственности привнесенных моделей.
Искусственность нынешнего общественно-политико-экономического строя очевидна. Он лишен естественных источников наполнения, искусственно впитал формальные признаки государства с его президентствами и премьерствами. В этой неестественной среде украинцам навязывается роль массовки на заднем плане, все играют какую-то каждому из них не свойственную роль в этом театре абсурда и осадка.
Нет смысла приводить конкретные проправительственные персоналии, достаточно проследить жизненный путь каждого из представленных в этой системе. Они приспосабливаются к ней и меняют ее под себя, под чуждые украинской национальной идее идеалы.
Несмотря на демонстрацию европейскости и национальных атрибутов, существенные финансово-экономические процессы не подвластны сегодняшней власти. Власть сегодняшняя создает соответствующий климат для привлечения эксплуататоров в Украину, а средств у них значительно больше, чем в бюджете страны. Показательным является проникновение на западно-украинский рынок российского капитала, и украинские законы «демократически» это позволяют. Зарубежный капитал создает соответствующую, не украинскую, культуру и управление при отсутствии надлежащего контроля со стороны властных структур. Не смогут, и это доказано уже, в «небогатых» условиях украинцев, пришлые люди стать по духу украинцами. Как замечал в свое время Лев Гумилев, агрессивность пришлого этноса не имеет границ.
С другой стороны, идет вымывание украинского элемента за пределы Украины (скоро безработицы совсем не будет!) и продолжается его обнищание (материально, духовно) в самой Украине. Более того, каждый украинец создает свою «украину» за пределами Украины. Почему? Власть либо не знает и молчит, либо знает и ничего с этим не может поделать, либо же знает и поощряет этот процесс. Какой бы из вариантов мы ни рассматривали, каждый из них преступен, и ответственность лежит на этой власти. И что дальше? И кто ответит за потерю перспектив и ненадлежащую стратегию?
А может, это и есть продолжение стратегии истребления украинского народа, потому что народ без языка, без церкви, без школы, без надлежащих условий для физического выживания, наконец, без украинцев — это биомасса, носители чужой культуры и духовности.
Очевидно, что такая машина государственного управления не подлежит ремонту.